Энергоэффективные дома: за и против

Энергоэффективные дома: тепло на ветер?

Похоже, охи и ахи по поводу строительства энергоэффективного жилья сходят на нет. В сухом остатке — сложности с эксплуатацией оборудования, некачественный монтаж, отнюдь не маленькие суммы в жировках жильцов и явное недоразумение с тарифными ножницами. О чем речь? Киловатт электричества стоит дороже сопоставимой единицы тепловой энергии. Поэтому многим проще открыть форточку, чем откорректировать температурный режим в своей квартире при помощи систем рекуперации. Проще говоря, сложившаяся ситуация невольно профанирует саму идею жилья, сберегающего энергию и деньги. Или нет?

Журналисты «Р» решили пообщаться с жильцами таких умных высоток в разных уголках страны и из первых уст узнать, чего им стоит погода в доме.

Витебск: деньги на ветер


Фото Елены БЕГУНОВОЙ

Сегодня непростое слово «рекуперация» в доме № 9 по улице Богатырева знают даже дети. Этот большой «зверь» живет на балконе, шумит-гудит в кухне и своими неловкими щупальцами-коробами выглядывает в прихожую. Правда, в большинстве квартир ему уже обрубили и головы, и клешни. А ушлые предприниматели использовали конфликт между жильцами и новой системой обмена и подогрева воздуха, которой проектировщики оборудовали  энергоэффективный дом, в свою пользу. До сих пор в почтовых ящиках обитатели новостройки периодически находят объявления с предложениями бесплатно демонтировать и вывезти систему рекуперации. Плюс заплатить хозяевам 100 тысяч рублей в качестве вознаграждения.

Ушлые предприниматели не дремлют.

Почему новшество пришлось не к месту? Интересуюсь мнением Натальи Шамардиной, вместе с сыном она живет в однокомнатной квартире.

— Нет, наша система пока еще цела, — Наталья отдергивает в углу балкона цветную шторку, которой прикрыты три толстенные трубы змеевика и огромный ящик. — Но уже задумываемся о демонтаже: слишком много места занимают, а пользы никакой. Включили систему после заселения всего на неделю. Посмотрели, как электросчетчик крутит, послушали на собрании тех, кому уже влетело в копеечку, и предпочли за лучшее отключить.

Вот уже три года Наталья живет по новым правилам. Периодически открывает настежь окна и межкомнатные двери. Ванная и туалет закрываются, только когда используются. В ходе экскурсии по квартире обращаю внимание на неправильно установленные дверные ручки — их нужно поднимать вверх. Это не единственное ноу-хау, оставленное на память строителями.

Система обмена и подогрева воздуха.
Фото Елены БЕГУНОВОЙ

— Платим за «однушку» так же, как платили бы и в обычном доме: около 200 тысяч рублей вместе со светом. Это без отопления. В чем же, спрашивается, энергоэффективность? При этом строительство квартиры обошлось нам значительно дороже, чем в панельке. Вначале мы надеялись на какие-либо льготы по оплате электричества, но их нет. Перерасход же обходится дорого, не потянем. Так что рекуперация явно не для нас. 

Не пользуется системой обмена воздуха и Лилия Лебедева, обладательница новой «двушки» в 55 «квадратов» на первом этаже. Она, наслушавшись «комплиментов» в адрес рекуперации, даже и не пробовала ее включать. Но сама система постоянно дает о себе знать: летом — лужами на балконе, а зимой — гололедом. Течет из системы — и все тут. Для Лилии такая «энергоэффективность» аукнулась большой сыростью в квартире: после заселения отвалились обои, почернели стены… За коммунальные услуги и электричество без отопления она сейчас платит 300—350 тысяч рублей. 

Председатель товарищества собственников Анатолий Кравчинский констатирует: большинство жителей дома отключили или уже демонтировали системы обмена и подогрева воздуха. Прошло три года после сдачи в эксплуатацию — руководство организации-подрядчика, на которую в итоге легла большая часть вины за несовершенство системы, поменялось. «Рекуперацию увязали с немецкой технологией, но квалификации ни у проектировщиков, ни у строителей явно не хватило. Отсюда и проколы, — уверен Анатолий Леонидович. — В доме перепутали потоки в коробах, нет герметичности в системе. Сам двигатель поставили на балкон, где постоянно замерзал ротор и леденели от конденсата фильтры. При монтаже системы использовали «мозги» непонятного происхождения. Не предусмотрели  и систематизирующего узла — того центра, куда сходились бы все ниточки этой сложной системы. В итоге платежи за электричество выросли в разы, а удешевления отопления не произошло. Одним словом, деньги, вложенные в новинку, выброшены на ветер». 

Юрий ВИСЕЛЬСКИЙ сам переделал систему рекуперации, поменяв почти всю начинку.
Фото Елены БЕГУНОВОЙ


Анатолий Кравчинский назвал мне одну из немногих семей, которая продолжает пользоваться  рекуперацией. И вот я в гостях у Юрия и Татьяны Висельских. К любопытствующим в этой трехкомнатной квартире уже привыкли. Поначалу соседи ходили толпами: никак не могли понять, как умудряются Висельские в полную меру использовать систему и не разориться? Юрий улыбается: «Все вопросы заканчиваются после того, как я называю сумму, в которую мне обошлась переделка рекуперации. По самым скромным подсчетам, это 700 евро».

Юрий полностью заменил блок электроники. «Поставил то, что и должно было здесь стоять изначально. А то получается, что в «Мерседес» кто-то запихнул двигатель от «Запорожца», — так красноречиво он описывает технический ребус, разгадка которого потребовала солидных инвестиций. Его супруга сетует: надеяться на то, что эти хоромы в целости и сохранности достанутся внукам, не приходится — уже сегодня дорогостоящий дом «сыпется». Ступеньки крошатся, в квартирах сыро, зимой отопление имеет привычку внезапно отключаться. Юрий утверждает: сам проверял дом с тепловизором — несмотря на термошубу, он «светится». Потери тепла ощутимые. Первое, что сделали после заселения, — поменяли потрескавшиеся деревянные стеклопакеты на пластиковые.  

Что касается рекуперации, то даже в усовершенствованном виде она остается проблемной. Например, в комнаты предусмотрена подача теплого воздуха, а вот его оттока из спальни и детской нет. Душно. Радует лишь то, что благодаря собственному энтузиазму счета на электричество семье удается удерживать в диапазоне 180—200 киловатт в месяц. До переделки системы они были в два раза больше. Висельские перешли на дифференцированную оплату услуг, отрегулировали электронику — сейчас рекуперация у них работает на полную мощность в «дешевые» часы и в щадящем режиме — в «дорогие». Общая стоимость содержания «трешки» в 71 кв. м без отопления — примерно 450—500 тысяч рублей. Плюс два раза в год нужно менять дорогостоящие фильтры для рекуперации. Это как минимум еще 2 миллиона рублей.  

— Почему сегодня проектировщики и строители не несут ответственности за такие серьезные погрешности? — задает на прощание вопрос Юрий. — Сегодня хрущевки намного более экономичны, чем наше жилище. А спросить за все это не с кого. 

Дом № 9 по улице Богатырева не единственный проблемный. Аналогичная ситуация с неиспользуемым ресурсом изначально запрограммированной энергоэффективности и по улице Медицинской, 4/1. Как минимум треть жильцов дома здесь также отказались от системы рекуперации. Председатель ТС Сергей Галкин уверен: ситуацию можно было бы предупредить, если бы в свое время с непосредственными разработчиками был заключен, а главное — вовремя оплачен договор на авторский надзор и сопровождение. А так дорогостоящее оборудование завезли, смонтировали, но не подключили. Установка была экспериментальной, не хватало документации. В итоге про пусконаладочные работы все благополучно забыли…

Что мог при таком раскладе изменить заказчик, в роли которого выступало ДКУП «Управление капитального строительства города Витебска»? Директор предприятия Михаил Мешко не согласен с тем, что вышеназванные дома — проблемные. «У них есть хозяева — собственники. Если где-то решили сэкономить, где-то придется и переплатить. Системы рекуперации были смонтированы правильно. Считаю, что люди просто не смогли или не захотели разобраться в принципе их работы. Товарищества собственников должны были подобрать специалистов для обслуживания систем. Конечно, это дополнительные траты, которые жильцы не хотят нести. Для некоторых оказалось проще демонтировать сделанное. Но сами проекты строительства не вызывали никаких сомнений — документы, как и положено, прошли экспертизу госстройнадзора, были утверждены на соответствующих уровнях».

Даже если допустить, что в этой ситуации каждый по-своему прав, найти главное — весомые доказательства энергоэффективности хорошей идеи — не удалось. Кроме очевидной финансовой выгоды, полученной скупщиками демонтированных систем рекуперации. Хоть кому-то они пригодятся… 

Елена БЕГУНОВА

a_veresk@mail.ru

Минск: калифы на киловатт-час


На более скромную сумму в квитанции об оплате рассчитывали жильцы первого в стране энергоэффективного дома, заселяясь в него 8 лет назад. Этот уникальный объект построили в микрорайоне Красный Бор. Восемь зим — достаточный срок, чтобы прочувствовать все плюсы и минусы энергосберегающих технологий. Минусов, увы, оказалось больше. За впечатлениями «Р» отправилась на улицу Притыцкого, 107.

Этот девятиэтажный дом в четыре подъезда уже несколько лет под пристальным вниманием проектировщиков, инженеров и журналистов. Вопрос у всех один: оправдала ли себя система энергосбережения? Все-таки сил и средств в нее вложено немало, а квадратный метр новоселам обошелся на 10 процентов дороже, чем в обычных домах. Взамен им пообещали 30-процентную экономию затрат на отопление. Обхожу вокруг дома, вижу: добрая часть стеклопакетов — в режиме проветривания. Некоторые и вовсе распахнуты настежь. Все это никак не вяжется с утверждением, что инженерные системы дома, включая вентиляцию с рекуперацией тепла, работают эффективно только в случае полной герметичности дома. 

Этот дом уже несколько лет под пристальным вниманием
проектировщиков, инженеров и журналистов.
Фото Александра РУЖЕЧКА

Александр и Елена двухкомнатную квартиру арендуют, поэтому в тонкости работы умной системы особенно не вникали. Знают, что серый короб с выходящими из него трубами в фольге, занимающий почти треть лоджии, — это блок вентиляции с рекуператором тепла. От него, по их словам, одни неудобства: он занимает много места, конденсат скапливается на балконе, а зимой еще и подмерзает. Благо зимы в последнее время не такие суровые. Еще молодая чета знает, как отрегулировать с помощью пульта температуру воздуха в квартире и как правильно прочистить фильтр. Впрочем, и этого вполне достаточно. Все непонятные вопросы решает специалист, обслуживающий дом. А за работой тепловых узлов здания и квартирных систем с приточно-вытяжной вентиляцией дистанционно следят разработчики системы — сотрудники НИПТИС. В этом им помогает система диспетчеризации инженерного оборудования, которой оснащен дом. 

Но вернемся к отоплению. За окном до сих пор +5, поэтому и октябрьская квитанция об оплате не показатель. И все же сравниваю. В моей жировке за двухкомнатную квартиру в обычном панельном доме в графе «Отопление» — 35 тысяч рублей, в энергоэффективном — 15 тысяч. Позже уточняю, что однокомнатная квартира в этом доме полмесяца «купалась в тепле» всего за 10 тысяч рублей, трехкомнатная — почти за 25 тысяч. Разница, как говорится, налицо… 

Фото Александра РУЖЕЧКА

А если разобраться, то, увы, на бумаге. Ведь сэкономить в жилье с умной системой на оплате электроэнергии не получится. Чтобы понять, почему, вникнем в некоторые нюансы рекуперации. Если в двух словах, это выглядит так: отработанный воздух из квартиры выводится на улицу через специальные трубы. Через них же поступает свежий, подогретый за счет теплого отработанного воздуха. Происходит это в теплообменниках-рекуператорах, установленных в каждой квартире на лоджии. Специальная же система вентиляции позволяет проветривать квартиру, не открывая окон. Самое главное, что системы эти питаются от электросетей. Один же киловатт электроэнергии в десять раз дороже киловатта тепла. И если пользоваться системами по всем инженерным правилам, то электросчетчик спокойно может намотать 500 и более киловатт в месяц. При этом по проекту дом с рекуперацией требует дополнительно 40 кВт . ч электроэнергии на квартиру. А значит,  придется заплатить не одну сотню тысяч рублей. Вряд ли это можно назвать экономией. Отсюда и открытые окна: воздух с улицы ничего не стоит. 

А если кто-нибудь из жильцов решится на более радикальные меры и выбросит, например, оборудование из своей квартиры? Что тогда? При демонтаже системы в одной квартире общая система рекуперации и вентиляции не нарушится, уверяет председатель ТС Иосиф Якубель. И уточняет: целостность общего воздухопровода, а его трубы находятся на 3, 6 и 9-м этажах в двух подъездах дома, точно не пострадает. Впрочем, о демонтаже системы в доме по Притыцкого пока не слышали. Хотя и за руку такого самоделкина вряд ли поймаешь: системы, а также теплосчетчики установлены в квартирах, попасть в которые довольно сложно. 

После визита в энергоэффективные хоромы на Притыцкого желания опрометью нестись в такое ТС почему-то не возникает. Ведь здесь если и сэкономишь на чем-то одном, непременно потеряешь на другом. Увы, именно таков закон рекуперации в действии.

Елена МИСНИК

misnik@sb.by

Гродно: и теплом, и умением


В первый и пока единственный энергоэффективный дом по улице Дзержинского новоселы въехали в 2009-м. Почти все жильцы — работники гродненского унитарного предприятия «Институт Гродногражданпроект». Во время торжественной сдачи объекта в эксплуатацию говорилось об удачном эксперименте. Приточно-вытяжная система рекуперации позволяла экономить на тепле в десятки раз. По сравнению с жителями хрущевок и даже новостроек жильцы умного дома платили за отопление копейки. Коммунальщики, энергетики, инженеры и строители в один голос твердили: за такими домами будущее. А еще через несколько лет многие заговорили о нецелесообразности использования ноу-хау. Но с этим мнением многие не согласны. Видимо, пришло время разобраться: кому выгодна, а кому невыгодна такая экономия.

Первый энергоэффективный дом в Гродно
Фото Татьяны КОНДРАТЬЕВОЙ

Жилец одной из квартир экспериментального дома инженер Михаил Жидкевич согласился провести экскурсию по собственной квартире и поделиться опытом. В эту «трешку» он заселился 6 лет назад. За это время окна в комнатах и кухне открывались лишь для влажной уборки. Все остальное время они плотно закрыты. Это защищает от проникновения в помещение шума, пыли и холодной влаги с улицы. При этом дома всегда чистый и свежий воздух. Никогда не бывает слишком холодно или слишком жарко. Михаил не собирается отключать рекуператор. Обычно механизм отдыхает от работы, только когда семья из четырех человек уезжает на выходные или в отпуск. 

Жировка Михаила за сентябрь.

— Пройдем на балкон, — приглашает хозяин квартиры. — Вот на стене закреплен наш рекуператор. Такой есть в каждой квартире. Как видите, он не занимает много места. При желании его можно закрыть пластиковой шторкой или шкафчиком. Работает все максимально просто и понятно даже для человека без инженерного образования. Всего 3 режима подачи воздуха. Есть зимний и летний режимы работы, которые устанавливаются на пульте управления. Зимний включается только при минусовых температурах за окном. Регулятор температуры установлен прямо на радиаторе. Если холодно — просто ставим на одну цифру больше, слишком жарко — крутим в обратную сторону. Два раза в год меняем фильтры. Вот и все премудрости. 

В семье Жидкевич двое детей. Поэтому требования к чистоте воздуха родители предъявляют повышенные. Когда все домочадцы в сборе, да еще и гости неожиданно нагрянут, всегда можно усилить подачу воздуха в помещение. И буквально через несколько минут в комнатах свежо и комфортно. Никаких сквозняков и приступов ревматизма. Что же выходит по деньгам? Михаил признается, что не откажется от умной системы, сколько бы ни пришлось платить. Но пока семейный бюджет не страдает. 

Михаил ЖИДКЕВИЧ не откажется от умной системы, сколько бы ни пришлось платить.
Фото Татьяны КОНДРАТЬЕВОЙ

Однако многие жильцы дома отключили рекуператоры. Произошло это, когда расценки на тепловую энергию остались на прежнем уровне (13% от себестоимости), а тариф на электроэнергию повысили втрое, практически до себестоимости. Вот некоторые и решили отказаться от новшества. Мол, проще заплатить за дешевое тепло. 

— Наша семья вкладывается в доведенный тариф, а это 250 кВт для квартир с электроплитами, — говорит Михаил. — Скажем, в декабре 2014-го за отопление мы  платили 78 800 плюс за    193 кВт потребленной энергии еще 194  500 рублей. Итого с вывозом ТБО, отчислениями на капитальный ремонт и т. д. — 370 500 рублей. Но иногда плата за квартиру выходит даже меньше, чем у живущих в обычных домах. Просто надо следить за энергопотреблением. 

Тамара Мирошниченко с 7-го этажа живет вдвоем с ребенком в квартире площадью 73,5 «квадрата». Немного больше приходится платить за лишнюю жилплощадь. В остальном ситуация та же, что и у Михаила. Тамара признает: вынуждена была включить режим экономии, чтобы не переплачивать за электроэнергию: 

— Выходя из дому, рекуператор отключаю и в целом слежу за энергопотреблением. Еще одна проблема, которая волнует не только меня, — это отсутствие тепловых счетчиков на каждую квартиру. Вернее, счетчики есть, но они нигде не зарегистрированы, и показания с них никто не снимает. В результате все равно мы делим потребленное тепло поровну между всеми жильцами. Один экономит, другой включает тепло на полную катушку. Пока не будет обслуживающей организации, экономить тепло будет невыгодно. И вообще, неплохо было бы отменить для домов с рекуператорами дифференцированную плату за энергопотребление. 



В целом система приточно-вытяжной рекуперации тепла заслуживает высшего балла по любой шкале. Гродненский экспериментальный дом на 69 квартир показал великолепные результаты. Во всех квартирах чистый, свежий воздух, никакой плесени, грибка и других погрешностей микроклимата. Это правда. Посмотрите на свои вентиляционные решетки. Их приходится периодически чистить от грязи, пыли и жира. В этом доме вы такого не увидите. Рекуператор очищает воздух, попадающий в квартиру извне, и выводит наружу отработанный. При этом необязательно быть специалистом, чтобы разобраться в технике эксплуатации. Кстати, производство таких рекуператоров можно при желании наладить у нас в стране, а не закупать в Литве. Почему же до сих пор это никому не нужно?

Тамара МИРОШНИЧЕНКО вынуждена была включить режим экономии.
Фото Татьяны КОНДРАТЬЕВОЙ

Проектировщики и строители признают: теплозащитные оболочки возводимых домов достигли своего лучшего результата. Надо что-то делать с вентиляцией. Иначе так и будем греть воздух на улице. В домах последних серий при теплых стенах и герметичных окнах основные потери тепла приходятся на вентиляционную систему. Если точнее — 55%. Главный инженер Института «Гродногражданпроект» заслуженный строитель Беларуси Рышард Кацынель приводит не менее показательные цифры:

— В доме по улице Дзержинского теплозащитная оболочка относила его к классу «Д» с годовым теплопотреблением 69 кВт . ч/м2. Но приточно-механическая поквартирная система вентиляции снизила годовое теплопотребление до 39 кВт . ч/м2, что повышает класс дома до «В». Годы эксплуатации только подтвердили правильность расчетов, поскольку фактическое теплопотребление еще меньше — 36 кВт . ч/м2. Да, есть в стране неудачные примеры строительства энергоэффективных домов. Так бывает. Значит, надо брать пример с тех, у кого все получилось. 

Строительство второго энергоэффективного дома в Гродно пока под вопросом. У института нет денег, приходится искать заказчика. Принять участие в долевом строительстве умного дома приглашают обычных гродненцев. Притом что всю «начинку» берет на себя ПРООН. Но пока столь нужное и важное дело стопорится из-за банальной нехватки денежных ресурсов. 

Татьяна КОНДРАТЬЕВА

Tanula.K@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter