Как по ошибке не попасть в "черный список" должников за коммуналку?

Энергия преткновения

Нина Петровна (имя изменено. — Авт.), которая позвонила в собкоровский пункт «Р», возмущена: говорит, что из года в год она исправно оплачивает коммунальные платежи, в том числе и электроэнергию. Думать не думала, что когда-либо будет записана в злостные неплательщики. А здесь такая ситуация…

Витебчанку пригласили на почту для вручения заказного письма. Думая, что это долгожданная посылка из интернет-магазина, она поторопилась получить послание. И хорошо, что поторопилась. «Энергосбыт» официально сообщал, что если в течение пяти рабочих дней задолженность за потребленную электроэнергию в количестве 113 кВт.ч не будет погашена, абонента без дополнительного предупреждения отключат от сети. Энергетики пообещали, что сделают это «вне зависимости от вашего присутствия». А еще материалы дела обязательно направят в соответствующие инстанции для взыскания указанной суммы задолженности в принудительном порядке. Нина Петровна как законопослушный плательщик обескуражена: 

— Больше всего я возмутилась разъяснению, что снабжающая организация «не несет ответственности за последствия, вызванные перерывами электроснабжения». Дело в том, что мы как раз с мужем накануне собирались поехать к детям недельки на две. Получается, нашу квартиру вполне могли отключить? А это значит, что потек бы и холодильник, и морозильник, где хранятся десятки килограммов ягод? Еще и соседей снизу затопили бы. 

Да, наша читательница понимает, что с неплатежами нужно бороться, но, может быть, прежде чем рассылать дорогие заказные письма, контролерам стоило бы пообщаться с самим «должником»? Особенно в том случае, если это явно не хронический неплательщик? В жизни бывают всякие ситуации. С документами и показаниями тоже можно ошибиться. Ведь даже в официальном письме «Энергосбыта» не обошлось без казусов. Например, исходящий номер письма датирован 4 декабря, а в тексте отмечено, что показания сняты «по состоянию на 7 декабря». Получается, что письмо отправили раньше, чем сняли показания и увидели задолженность? 

Такой временной каламбур заместитель начальника Витебского отделения филиала «Энергосбыт» РУП «Витебскэнерго» Наталья Клюшинцева при встрече с журналистом объяснила просто: это не нарушение правил делопроизводства, а специфика работы контролеров. При выходе на проверку они берут пачку уже подготовленных извещений с проставленными исходящими номерами. Если абонент дома — ему вручают на месте, если его нет — отсылают позже. У контролеров нет возможности каждый день обновлять запас бланков извещений — им работать нужно, ходить по домам и квартирам. 

Технологию я, конечно, поняла. Вот только все равно как-то абсурдно выглядит такая специфика: потребителя заранее информируют о показаниях, которые намотает счетчик через три дня. Интересен и сам подход к конкретному человеку. Забегая вперед, скажу: заявитель оказался неправ. Он действительно не заплатил за электроэнергию, израсходованную в октябре, хотя был твердо уверен, что сделал это. Просто оператор на почте не провела один из платежей, а Нина Петровна не додумалась проверить ворох полученных квитанций. 

С помощью Натальи Клюшинцевой я долго пыталась разобраться, как избежать попадания в «черный список». Ведь завтра это может коснуться любого из нас. А если, скажем, та же Нина Петровна решила не платить за электричество в ноябре, так как переплатила в октябре? Или расхода не было — в гости уезжала, в больнице лежала? Оказывается, переплата специалистами «Энергосбыта» тоже не приветствуется. Это раз. Два — все ежемесячные платежи тщательно анализируются. Если вы, скажем, израсходовали и оплатили в августе и сентябре по 100 киловатт-часов, а за октябрь вдруг показали расход в два раза меньше, это уже привлечет повышенное внимание службы. И хотя контролер приходит на дом в среднем всего два раза в год, вот по таким «перепадам» цифр абонента запросто могут заподозрить в неполной оплате ежемесячных расходов. 

Честно говоря, для меня это непонятно. Сама, признаюсь, плачу приблизительно. Ну не могу я каждое первое (строго!) число бежать к счетчику с бумажкой. То командировка, то домашние хлопоты, то просто забыла про «первое». Плачу «на глазок», но с запасом. А что касается колебаний расхода электроэнергии из месяца в месяц — они вполне объяснимы. В январе я, скажем, выпечкой увлеклась и от жарочного шкафа не отхожу. А в феврале в санаторий уехала. В марте дети загостились — плюс два телевизора, три ноутбука и мультиварка. Как-то не по себе становится, когда предполагаешь, что кто-то за всем этим следит, подсчитывает. И если ты вдруг сэкономил — в «Энергосбыте» могут подумать, что ты должник. Недоплатил, мол. 

Исходя из этого, и попытаемся вернуться к нашей конкретной ситуации — нужно же знать, как самим не попасть впросак. Нина Павловна, как утверждает, оплачивает коммунальные и другие платежи после аванса — примерно 18—20 числа, то есть укладывается до положенного 25-го. Один раз пропустила оплату электроэнергии. Если предположить, что сделала это специально (не было расхода или имелась переплата), то получается: с 1-го ноября до снятия показаний счетчика 7 декабря ее семья израсходовала всего 113 киловатт-часов. Это подтверждается и квитанцией (после получения извещения об отключении абонентка опрометью бросилась в кассу). О какой же задолженности можно говорить? Вполне нормальный, даже очень маленький расход электричества для современной семьи за месяц с лишним.

В «Энергосбыте» мне сказали, что не важно количество вовремя неоплаченной электроэнергии — важен сам факт. Даже если это будет 10 киловатт-часов. Возможно, очень даже правильный подход. Вот только, кажется мне, заказная переписка да подготовка исков в суд в таком случае обойдутся энергоснабжающей организации намного дороже мизерной суммы взыскания. Особенно в отношении тех людей, которым достаточно всего один раз позвонить и напомнить: вы пропустили платеж. А вот для тех, кто привык накапливать долги и проблемы, не помешают и более строгие меры.  

a_veresk@mail.ru

Коллаж Николая ГИРГЕЛЯ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter