Энергичные поиски. Беларусь планирует добывать нефть в Иране, газ закупать на европейском рынке и строить АЭС.

В завершающий день работы весенней сессии белорусского парламента первый вице-премьер Владимир Семашко рассказал депутатам и сенаторам об энергетических перспективах страны.

В завершающий день работы весенней сессии белорусского парламента первый вице-премьер Владимир Семашко рассказал депутатам и сенаторам об энергетических перспективах страны.

Тема энергоресурсов в последнее время получила резонансное звучание. Еще несколько лет назад мало кого интересовали вопросы газовых хранилищ, маршрутов поставки нефти, а об АЭС чаще всего вспоминали лишь в канун скорбных годовщин чернобыльской катастрофы. Сейчас ситуация изменилась, и слова об энергетической безопасности воспринимаются и фермером из далекой деревни, и ученым-ядерщиком в равной степени серьезно, потому что каждый понимает, что от ситуации на топливном рынке зависят цены на заправках, суммы в жировках и даже стоимость лакомств в магазине.
Последний конфликт с “Газпромом”, когда российский монополист отказался подождать с повышением газовой стоимости и в то же время не спешил оплачивать транзит, показал, насколько происходящее в высоких сферах затрагивает каждого.
И глава государства, и руководство правительства в последние дни немало акцентировали внимание на том, что независимость страны напрямую связана с экономикой. А она в свою очередь — с энергетикой. И альтернативность поставок углеводородов, строительство АЭС — узловые моменты сегодняшнего дня.
Что касается затянувшегося газового спора, то, как отметил на совместном заседании обеих палат белорусского парламента первый заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко, “Белтрансгаз” и “Газпром” 1 июля подпишут дополнительное соглашение к контракту по транзиту газа. “Документ уже согласован с “Газпромом”, они признают свой долг”, — отметил первый вице-премьер. Оказывается, российская сторона больше не настаивает на том, чтобы транзитная ставка была 1,44, а согласна платить 1,88 доллара за прокачку тысячи кубических метров газа на 100 км.
Этот итог можно было бы считать победой Беларуси, но речь сейчас о другом: об энергетической безопасности. Именно поэтому наша страна планирует построить завод по производству сжиженного природного газа. “По той же трубе такой газ можно доставить потребителю куда надо, и это будет стоить дешевле, чем природный газ”, — пояснил Владимир Семашко и привел такие аргументы: в Европе сегодня можно купить сжиженный газ по цене 150 долларов за 1 тысячу куб. м, а России мы уже платим более 180 долларов, а к концу года может быть и все 200. “Поэтому надо заниматься этим процессом, кто бы что ни говорил”. К 2020 году намечено увеличить мощности подземных газовых хранилищ в Беларуси до 4,5 млрд куб. м (сейчас 980 млн).
Касаясь венесуэльских нефтепоставок, первый вице-премьер резонно отметил, что Беларуси “нельзя замыкаться на одном маршруте”. Владимир Семашко не исключил, что к аверсной прокачке нефти по нефтепроводу Одесса—Броды может подключиться Азербайджан. Кстати, в будущем октябре Минск планирует начать добычу нефти и в Иране.
Большие надежды наша страна возлагает на возведение АЭС. Планируется, что соответствующее межправительственное соглашение будет подписано с Россией в июле. Сотрудничество по атомному проекту, убежден Владимир Семашко, будет развиваться, несмотря “на те перипетии, которые были между странами в последнее время. Кто бы что ни говорил, мы будем строить атомную станцию. И еще неизвестно, кому станция больше нужна. Нам нужна, так как это диверсификация энергоисточников, а для России это загрузка ее машиностроительного ком-плекса. Такими проектами не разбрасываются. Он порядка 6 млрд долларов”.
Владимир Семашко считает неубедительными заявления, что мы теперь попадем в урановую зависимость от России. “Во-первых, загрузка урановых стержней идет на 3 года, и по всем правилам в запасе должно еще быть такое же топливо. К тому же атомная электростанция способна работать в автоматическом режиме 5—10 лет. Мы помним газовые и нефтяные конфликты, когда одним мановением руки перекрывались заслонки и насосы станций. Не дай бог пережить еще раз 2006 год — под угрозой оказалась газотранспортная система. С АЭС такого не произойдет”, — подчеркнул первый вице-премьер. Он также добавил, что производство топлива для АЭС могут создать Китай и Казахстан, которые обладают урановыми запасами. “Таким образом, к моменту введения в строй белорусской АЭС урановое топливо можно будет покупать не только в России”, — заключил Владимир Семашко. Что же касается безопасности АЭС, то этому вопросу уделяется на государственном уровне первостепенное внимание. “По сравнению с ЧАЭС российский проект в тысячу раз снижает вероятность возникновения самой маленькой аварии”, — сказал Владимир Семашко.
Первый вице-премьер сообщил, что наша страна завершает согласование отчета о воздействии на окружающую среду белорусской АЭС с соседними странами. После этого слово за государственной экологической экспертизой.

О Таможенном союзе
“Сейчас мы оставляем дверь открытой, есть вопросы по дальнейшей интеграции”, — сказал Владимир Семашко.

О плате за коттеджи
Правительство Беларуси намерено пересмотреть систему полной оплаты коммунальных услуг гражданами, проживающими в коттеджах, заявил Владимир Семашко.
Как передает БелТА, речь идет о постановлении Совета Министров № 639, согласно которому взимается полная плата за оказание услуг гражданам, проживающим в том числе в коттеджах с большой площадью. Практика показала, что в таких домах проживают и многодетные семьи, которые не смогут из своих доходов полностью возместить стоимость коммунальных услуг.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter