О газово–политической интриге в украинском конфликте

Энергетика подминает политику

О газово–политической интриге в украинском конфликте

Никто не станет спорить, что нефть и газ — понятия далеко не только энергетические, но и политические. Люди нынче гибнут не только за металл, но (все чаще и больше) за углеводороды. Покопайся в тайных (читай — истинных) причинах большинства современных конфликтов и непременно обнаружишь нефть или газ, или то и другое разом. Украина, конечно, не исключение. И я сейчас не только о назначении сына вице–президента США Хантера Байдена в совет директоров украинской газовой компании «Бурисма». Это в России и Европе переживали, что назначение состоялось всего через пару недель после памятного визита Байдена–старшего в Киев. Тогда многих поразила телевизионная картинка: Джо Байден во главе стола, украинские высшие должностные лица (г-н Порошенко еще не был президентом), как школьники, внимают и старательно конспектируют речь заокеанского... нет, не гостя, а кого–то более для них и всей украинской экономики весьма значимого (но хозяином я его, конечно, называть не буду: зачем нам эта терминология времен «холодной войны» про «заокеанских хозяев»?). Вслед за этой многое объясняющей картинкой и последовало назначение сына. В Соединенных Штатах удивленным наблюдателям спокойно разъяснили, что Хантер Байден — частное лицо и имеет право работать там, где пожелает.


Вскоре после этого стало известно, что членом совета директоров этой же компании «Бурисма» является бывший президент Польши Александр Квасьневский. Сами понимаете, он сегодня тоже совершенно частное лицо. Таким же частным лицом является и бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер, который возглавил компанию, управляющую трубопроводом «Северный поток», всего через несколько недель после того как покинул пост канцлера. Кстати, свое 70–летие герр Шредер отпраздновал в Санкт–Петербурге, где неофициально пообщался с Президентом России. Немецкая пресса его за это осудила (украинский конфликт был в самом разгаре, а канцлер Меркель требовала новых санкций против России), а прессе напомнили насчет «частного лица». Но сколько бы нам ни говорили о «частностях», мы понимаем: политики бывшими не бывают. Квасьневский и Байден–мл. против Шредера — чем не политическая интрига?


Газово–политическая интрига есть, несомненно, и в украинском конфликте (и я не только о долгах «Газпрому»), который многие из нас (по наивности?) считают политическим. Нет, он далеко не только о политике, он еще и о деньгах. Больших. А где деньги, там, естественно, и углеводороды. Даже события на юго–востоке Украины — это не только про русский язык и сепаратизм. Лицензии «Бурисмы» на добычу газа включают в том числе и месторождения на востоке Украины и, по некоторым данным, в Крыму. Украина примерно треть своих потребностей в газе покрывает из собственных источников, геологи надеются на новые крупные месторождения, причем именно на востоке страны. А для этого нужны западные (конечно, американские) технологии.


Зная, что в совете директоров «Бурисмы» заседает бывший польский президент, иначе воспринимаешь и заявление нынешнего премьер–министра Польши Дональда Туска о необходимости создания единого европейского газового органа, который помог бы Европе избавиться от газовой зависимости от России. Сегодня каждая страна ведет с поставщиками двусторонние переговоры и заключает двусторонние контракты. По замыслу пана Туска это мог бы делать единый европейский орган от имени всех 28 стран — членов ЕС. И тогда бы рынок продавца (как это есть сейчас) превратился бы в рынок покупателя, и (продолжим мы) России, экономика которой в значительной степени зависит от поставок энергоресурсов, пришлось бы туго. Правда, Россия подстраховалась, подписав газовое соглашение с Китаем.


То, что подобное предложение исходит именно от Польши, особенно интересно в связи с тем, что на территории этой страны с помощью американской компании пытались добывать сланцевый газ, но проект вроде бы провалился. Сейчас ходят упорные слухи о том, что «Бурисма» намерена добывать сланцевый газ на востоке Украины. Вы думаете, это просто совпадение? Лично я в такие «просто» давно не верю. В любом случае идея Дональда Туска пока не нашла серьезного отклика в европейских сердцах, пока каждый за себя. Хотя, конечно, это еще может измениться. И тогда нас ждет новый виток «газовых войн», а Европу, возможно, газовая зависимость от США, которые добывают все больше сланцевого газа и очень хотят поставлять его в Европу.


Сегодня треть необходимого газа Европа получает из России, так что российский газ — фактор не только энергетический и даже не только политический, это фактор безопасности. Нынешний кризис происходит в теплое время года, а потому есть возможность вести переговоры (к тому же с учетом опыта прошлых лет европейские страны сделали запасы и говорят, что их хватит до осени). Случись украинская газовая ситуация зимой, разговора бы не получилось: когда электорат замерзает, ему не до победы демократии и борьбы с монополией.


www.pleska.info


Советская Белоруссия №113 (24496). Среда, 18 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter