Народная газета

Ему все возрасты покорны

Научиться управлять велосипедом никогда не поздно

Если вы до сих пор не умеете ездить на велосипеде и лишь провожаете слегка завистливым взглядом проносящихся мимо лихачей, самое время постигать азы вождения “байка” — сезон только начинается. И никаких оглядок на возраст! Первое, что нужно усвоить на пути “укрощения” велосипеда, — научиться ездить на нем может каждый. Второе — перебороть себя и избавиться от фобий, главная из которых — боязнь упасть. Итак, у вас появился велосипед...

наука---anagnostirio.gr.jpg

Шаг первый. Изучаем поведение


Только в фильмах герои при езде на велосипеде бешено крутят руль. В реальности маневрирование достигается легкими наклонами велосипеда в стороны. Руль же крутят лишь при резких поворотах. Положите руку на седло велосипеда, пройдите рядом с ним. При попытке велосипеда уйти влево, не сбавляя шаг, наклоните его в другую сторону — он выровняется. Научившись управлять “байком” по прямой линии, попробуйте наклоном слегка изменить траекторию его движения.

Шаг второй. Катимся вперед


По своей сути велосипед — это такой большой и оснащенный дополнительными деталями самокат. На первых порах его так использовать и нужно. Поставьте ближнюю к велосипеду ногу на опущенную педаль. Оттолкнитесь другой ногой от асфальта, прижмитесь бедром к раме и прокатитесь несколько метров. Вестибулярный аппарат человека устроен так, что тело всегда стремится принять вертикальное положение. Если велосипед начнет немного отклоняться в сторону, тело этот крен попытается компенсировать. Это упражнение важно выполнять в присутствии помощника, идущего с другой стороны “байка”. Если велосипед начнет очень сильно наклоняться в вашу сторону, вы всегда можете поставить на дорогу ногу. Если наклон пойдет в другую сторону, вас подстрахует помощник.

Шаг третий. Садимся в седло


Прежде всего опустите седло как можно ниже — так, чтобы легко доставать до земли обеими ногами одновременно. Выберите ровный участок тренировочной площадки, чтобы для движения не нужно было нажимать на педали, а для остановки задействовать тормоза. Сядьте в седло и оттолкнитесь ногами от земли. Прокатитесь как можно большее расстояние. При опасном крене велосипеда корректируйте его положение, упираясь в покрытие площадки ногами. Однако старайтесь пользоваться этим приемом как можно реже, пытаясь выравнивать велосипед наклоном корпуса.

Еще один способ — зажать обе ручки тормоза, чтобы велосипед стоял на месте, и попытаться оторвать от земли обе ноги. Балансируя корпусом, постарайтесь продержаться “в воздухе” как можно дольше. Это упражнение поможет лучше освоиться с равновесием, а также определить, насколько удобно положение сиденья и руля.

Шаг Четвертый. Жмем на педали


Перед тем как начать поездку, изучите принцип движения педалей. В современных велосипедах для движения нужно крутить педали вперед, в обратную же сторону они имеют холостой ход. Выставьте педаль в удобное положение — вперед и слегка вверх. Сядьте в седло, ногу поставьте на педаль. Нажмите на нее всем весом, одновременно отрывая от земли вторую ногу. Когда велосипед тронется с места, снимите ногу с педали, чтобы в любой момент ее можно было упереть в землю. Повторите упражнение несколько раз.

Важный момент: перед тем как спешиваться, полностью остановите “байк”, нажав на тормоза, или сделайте это с помощью ног. В противном случае велосипед может больно толкнуть или ударить выступающими элементами. Поэкспериментируйте с набором скорости, прикладывая к педали разные усилия.

Освоившись с началом движения, попробуйте ставить на педали обе ноги. Пока первая опускается, постарайтесь попасть ступней во вторую. Имейте в виду: чем позже вы “поймаете” вторую педаль, тем выше придется поднимать ногу. Отработайте этот подхват. Смогли сделать полный оборот педалей? Вы близки к цели!

Шаг пятый. Поворачиваем


Здесь все условно просто. На очень малых скоростях поворот совершается с помощью руля, на больших — наклоном корпуса в нужную сторону. Важно почувствовать велосипед частью своего тела: если вы наклоняете корпус, он тоже должен наклоняться вместе с ним, словно единое целое. При отработке поворотов поборите в себе желание подставить для страховки ногу.

Запомните: при совершении поворотов нельзя крутить педали, так как увеличение скорости велосипеда увеличивает и радиус поворота, а значит, может увести с траектории движения и спровоцировать падение.

Шаг шестой. Контрольная работа


Изначально, даже освоив все упражнения, вы можете проезжать всего по несколько метров. Не расстраивайтесь, ведь и Москва не сразу строилась. Со временем пройденное расстояние будет увеличиваться.

Обучение можно считать законченным, если вам удастся проехать маршрут 80—100 м по траектории восьмерки: езжайте по прямой, поворачивайте и возвращайтесь обратно, чтобы вновь развернуться, но уже в другую сторону.


ПРАВИЛА УВЕРЕННОЙ ЕЗДЫ

  1. Во время езды смотреть нужно не на педали, а на дорогу впереди, на расстоянии примерно 10 м.
  2. Не впивайтесь в руль мертвой хваткой, держать его нужно легко, без напряжения.
  3. Колени и ступни следует держать параллельно раме “байка”.
  4. Ноги должны плотно прилегать к педалям. При кручении нельзя отрывать ступни от педалей.
  5. Чтобы сохранить равновесие, руль выворачивайте в ту же сторону, куда кренится велосипед.
  6. Тормозите плавно, чтобы колеса не начинали идти юзом.
  7. Чем выше скорость, тем легче удерживать равновесие.

ВАЖНЫЕ НЮАНСЫ

При тренировочных поездках нагрузку нужно увеличивать постепенно. Расстояние первого серьезного выезда не должно превышать 1 км. С непривычки у новичков очень быстро устают руки, начинает ныть спина. Поэтому есть риск преждевременно спешиться и позорно катить велосипед домой. Отправляясь же на более далекие расстояния, не начинайте налегать на скорость. Будет достаточно, если 10 км по ровной дороге удастся преодолевать за 40—50 минут. Когда такой темп покажется чересчур легким, попробуйте форсировать скорость или увеличить расстояние.

КСТАТИ

Бытует мнение, что ребенку проще научиться ездить на велосипеде, чем взрослому. Но это не так. Обучение в разном возрасте имеет свои плюсы и минусы. Например, ребенку будет сложнее даваться тренировка из-за менее развитых мышц и чувства равновесия. В то же время у него практически отсутствует страх упасть. Взрослые же, наоборот, физически более приспособлены к освоению велосипеда, но у них больше фобий и психологических барьеров. Причем среди них не только страх падения и боли, но и боязнь выставить себя на посмешище перед более опытными велосипедистами.

muravsky@sb.by

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?

Новости
Все новости