Эмоциональный реформатор

В прошлом году я пыталась решить задачу из учебника по математике за 4-й класс.
В прошлом году я пыталась решить задачу из учебника по математике за 4-й класс. И не смогла. Обращалась к знакомым, те - к своим. В итоге вышли на кандидата наук, который справился с задачей. "К недорослю претензий нет, - успокоил меня кандидат, - для "младенца" сложновато". Я хотела предложить министру образования (в воспитательных, так сказать, целях) решить эту задачку. Но чтобы кто-то не подумал, что я пытаюсь лоббировать интересы неусидчивых учеников, отказалась от затеи. Это к слову.

На самом деле пришла я в кабинет Бригадина с вопросами, собранными в среде исключительно преподавательской. Мотивация полного "вытеснения" учащихся из общения с министром проста: на мой взгляд, проблемы педагогов на сегодняшний день поважнее. Петр Иванович со мной не согласился: "Что важнее, кто раньше - яйцо или курица, хороший учитель или хороший ученик, - вопрос философский", - заметил он. Я решила все же в философию глубоко не вдаваться и поинтересовалась, может ли министр предположить, о чем педагоги хотят его спросить? И знает ли он, что некоторые учителя опасаются задавать министру вопросы? В одной гимназии моя просьба привела их в сильное замешательство, которое продолжалось до тех пор, пока кто-то не сказал, поджав губы: "Не впутывайте нас в это дело".

Я пошла другим путем, но скажу вам честно: этой фразой была буквально сражена.

Петр Иванович почему-то обрадовался, услышав рассказ о том, как решали задачку

: - У меня таких примеров целая папка!

Он резко поднялся из-за стола и устремился к книжным полкам. "Поискал" папку, потом развернулся и направился назад к своему министерскому креслу.

- Где же папка? - спросила я.

- Ай, - улыбнулся министр. - Все и так знают, о чем речь, у всех есть дети.

Затем я рассказала о посещении учительской и о реплике: "Не впутывайте нас в это дело". Петр Иванович, выслушав рассказ, громко рассмеялся

: - Вы думаете, они опасаются? Тут о другом речь. Человек занят делом. И всякое вмешательство в интимный процесс формирования личности, когда начинают обсуждать технологии... Нужно попробовать войти в класс, аудиторию, где на тебя смотрят 20 - 30 - 100 пар глаз. Тот, кто не видел этих глаз, не может даже понять, что такое провести урок. Люди не спят ночами! Конечно, не все учителя так относятся к делу. Но все равно, педагогика - состояние души. Дети ведь чувствуют плохое настроение. Вы хотите, чтобы учителя открыли душу, а они не могут! Кому нужны пафосные, расхожие слова? Может, поэтому вам ничего не сказали? Я не думаю, что они боялись. Кого бояться?

- Я вообще-то не об этом их спрашивала, не о состоянии души. Знаете, учителя разговорились, когда я пошла иным путем. Вопросов масса, вот они, - я полистала блокнот, - на семи страницах. И ничего тут о душе нет. Не хотите попробовать угадать, о чем там речь?

- Об условиях труда и обеспечении учебного процесса. На первом месте, безусловно, оплата труда.

- Вы находите, что учитель зарабатывает мало?

- Безусловно. Сколько времени мы об этом говорим! Но политика - это искусство возможного.

- Политика - это и искусство приоритетов, а также увязки интересов.

- Как тут увязывать? Что заработали, то и потратили. Но если сегодня из расходной части консолидированного бюджета на все социальные программы идет 50 процентов, где больше взять? Мы сделали анализ проблем учительства в XIX веке (тогда, кстати, тоже проводилась реформа школы). Теперь угадайте вы: что больше всего волновало учителя в XIX веке? Если бы я вам положил листок с заметками тех времен, вы бы и не догадались, что это столетней давности записки. То же самое: наполнение классов, содержание предметов, перегрузка детей и... малая зарплата.

- А про ремонт кабинетов там что-нибудь есть? У меня целая серия вопросов на эту тему.

- Про ремонт нет.

Я пустилась перечислять все претензии учителей. О том, что ежегодный ремонт класса - это сущая напасть, и нет никакой гарантии, что дети останутся в этом кабинете; что технички ведут себя развязно; что многочисленные санитарные проверки проводятся с такой тщательностью, будто речь идет о реанимации, а не о классе, где носятся 30 "спиногрызов"; о том, что, если у тебя в кабинете чище и краше, никакого поощрения ни ученикам, ни учителю не полагается, а вот в противном случае наказаний масса. И далее - об отсутствии методического материала, которое значительно ухудшает состояние души педагога, и о реформе школы. Я, можно сказать, произнесла эмоциональную речь. Петр Иванович чуть не зааплодировал

: - Прекрасные рассуждения. Прекрасные! Безусловно, жизнь состоит не из героических подвигов, а из обыденных дел. Об этом можно говорить, но это работа директора, его заместителей и учителей.

Хозяйственная служба в школе практически отсутствует. В этом и проблема.

- А попечительские советы, которые начали создаваться, не помогут решить эту проблему?

- Нет. Это оказание содействия школе: определение основных мероприятий, финансовая поддержка, легализация всяких, как мы говорим, поборов с родителей. Средства должны идти на счет, и совет будет все это контролировать.

- А он может взять на себя хотя бы ремонт классов, раз общие деньги будут на счете школы?

- Может. Совет регистрируется как юридическое лицо и имеет право делать все, что не запрещено законом: ремонт, экскурсии, совместные акции, организацию внеклассных курсов. Но советов пока мало. Совсем недавно правительством утверждено положение "О попечительском совете", постепенно все будет развиваться. А почему вы так много внимания уделяете этой теме?

- Потому что учитель должен заниматься детьми, а не возиться с краской. У педагога и без этого хлопот хватает: детки ведь наши не сахар. Да и родителям проблем меньше. Я когда-то красила в 8-й гимназии пол...

- И я красил! Скамейки в школе чинил, когда сын учился. Я был тогда ректором Академии управления при Президенте и не считал зазорным поработать. Жена сказала: "Вперед!" - и я пошел. Мужиков собрали - что в этом плохого? Может, кто-то из них первый раз в школу пришел! Хоть посмотрел, где его ребенок учится!

- Вы правы, наверное, мужикам действительно полезно... Еще один вопрос. Все говорят о пятидневке. Но лицеисты-гимназисты учатся в субботу. А заканчивают год, как и все, в середине июня. Это нормально? Я не о детях даже радею - родители в себя за два месяца прийти не успеют, опять дневники проверяй!

Бригадин лукаво улыбнулся

: - До какой середины июня? До 4-го или 5-го. А в учебных заведениях нового типа учебный график выстраивался по согласованию с родительским комитетом и районной администрацией. Тут ничего не поделаешь: чтобы не потерять специализации, нужно учиться в субботу. Мы и не пытались принимать какие-то жесткие решения по лицеям, гимназиям и школам с уклоном, поскольку нельзя резко сократить учебные планы. Каждое изменение требует колоссальной работы. Выбросил курс, нужно увязать со следующим, сохранить образовательное поле. Нас и так обвиняют во всех грехах! Одни говорят, что медленно уменьшаем нагрузку. Другие - что быстро. Уже принято решение: на 10 процентов сокращаются учебные планы, на 20 процентов - содержание отдельных тем.

- Вам не кажется, что мы слишком часто то увеличиваем, то уменьшаем?

- Идет постоянный процесс накопления и передачи знаний. Таблица Менделеева уже удвоена!

- Что вы говорите!

- А-а! Не знаете. В 80-е годы сокращались программы, а через 20 лет мир снова пересматривает содержание учебных планов. И мы пересматриваем. Не потому, что за Европой бежим, а потому, что новая информация постоянно приводит к перегрузкам. Скоро опять появятся "урезанные" учебные планы. Но мы не будем вводить их спонтанно. Год-два отработаем, пока не появятся новые учебники. А вам кажется: взял и сократил! Я проводил эксперимент: собрал директоров школ, спрашиваю: "Программы перегружены?" - "Да", - отвечают. Говорю: "Вот учебные планы. Сократите!" Молчат.

- Да вы родителей позовите - они вам мигом все сократят!

- Родителей?

- Конечно! Многие, в отличие от детей, знают учебники наизусть. Я приобщаюсь нерегулярно, но все равно могла бы сократить географию. Там в некоторых параграфах столько повторов!

- Да я знаю, сам трижды "заканчивал" школу. Нужны профильные издательства с командами толковых редакторов по предметам. Ведь это очень сложная работа - почувствовать слово. Дано единицам!.. Но, может, мне все же законспектировать: что вы скажете, то и сократим?

- Нет, не сейчас, это большая работа: там сокращать и сокращать - без ущерба, заметьте, содержанию. И не нужны специалисты по физике или химии. Достаточно привлечь грамотного редактора, который все эти повторы ("масло масляное") сразу заметит. У меня есть личный вопрос: назовите, пожалуйста, фамилию автора "эксперимента", проведенного над детьми 1991 - 1992 годов рождения?

Читателю поясню. Этим детям, 1991 - 1992 годов рождения, неимоверно "повезло": в школу тогда, 5 лет назад, принимали после тестирования: диктант, примеры и так далее. Многие родители, которые заранее не позаботились об обучении своих детей, были поставлены перед фактом за месяц до тестирования. За такой короткий срок обучить всему, что обычно проходят в первом классе, невозможно. Отдавать ребенка в "простой" класс, куда собрали самых слабых, тоже не хотелось. Если учесть, что первоклашки приходили в школу целыми детсадовскими группами, то проблема - кого взяли и кого не взяли (кто - дурак, а кто - умный) - вырастала в трагедию маленького человека. Но о чувствах малышей, которых "забраковали", никто не думал. Самое интересное, что через год кто-то, защитив диссертацию, решил, что все это уже не нужно. Про эксперимент благополучно забыли.

Единственный результат: класс, в который набрали подготовленных детей, сильнее остальных. На этом этапе. Ну и что? Разве это определит их дальнейший путь?

Министр слушал, время от времени поглядывая в окно. Я спросила

: - Стоит это таких героических усилий?

Ответил Петр Иванович не сразу

: - Трудно сказать. Сегодня в мире примерно 10 новых образовательных технологий, которые прошли апробацию в разных странах, - он сделал паузу и добавил: - Да, согласен я с вами по поводу различных экспериментов... В случае, о котором вы рассказали, использовали российские технологии, ничего мы тут не придумывали. Один из вариантов ускоренного обучения. Такая технология есть в Англии.

- Уверена, что в Англии не заставляют родителей учить малышей тому, чему посвящен весь первый класс. Так можно ускориться до того, что вообще начальная школа будет не нужна: пусть родители сами своих детей всему учат.

Зачем слепо гнаться за Европой - как раз не тот случай. У нас другая проблема: наши дипломы не признают! Вот этот вопрос нужно решать (аспиранты-медики просили узнать, что в этой сфере делается).

- Европа подписала Болонскую конвенцию и Лиссабонское соглашение о взаимном признании дипломов и квалификации. Встречались министры образования всех стран ЕС и договорились о том, что должны быть общие подходы к системе образования. Тут речь не о содержании программ (это дело национального министерства), а в первую очередь о сроках обучения в высшей и средней школах. А что касается наших дипломов, вопрос упирается в межправительственные соглашения. Их нужно заключать. Мы присоединились к Болонской конвенции, но проблема межправительственных соглашений осталась.

- По-прежнему ли верно представление о том, что наши выпускники выгодно отличаются от западных?

- 90 процентов наших ребят, обучающихся в университетах Запада, отличники. Там учатся, безусловно, лучшие, но все равно, я уверен: мы на верном пути и радикальных изменений школе не требуется. А вот перманентные нужны всегда.

- Что вы подразумеваете под перманентными изменениями?

- Структуру и содержание учебных курсов, новый уровень обобщения. Ну знаем мы, что был ряд революций. И что? Все их подробно описывать? Когда-то нам казалась важной промышленная революция XVII века, но теперь, может быть, технологическая ХХ века важнее? Может, об эпохе революций дать обобщающие знания, а более серьезно рассмотреть то, что имеет непосредственное влияние на происходящее сейчас?

- В связи с этим есть три вопроса из Академии наук и от преподавателей истории. Считаете ли вы работу над учебником истории неблагодарным занятием? Что такое альтернативный учебник? Не пора ли убрать идеологию из истории?

- Было поветрие: в России подготовили 12 авторских учебников истории. Каждый автор описывал события и явления под своим углом зрения. Мы отказались от этой идеи. Учебник должен быть базовым. Разные пособия для учителей - это да, но не для учеников. У нас, кстати, нет альтернативных учебников. Все события, по поводу которых идут дискуссии (например, как трактовать начало войны, предвоенные годы), в базовом учебнике отражены, хотя, возможно, и в недостаточной мере. Конечно, ребенок должен знать о трагических событиях, происходивших в его стране с его народом в тот или иной отрезок времени. Но весь мир уходит от изложения... (как бы сказать?) конфронтационных, что ли, тем. Возьмите войну. Я смотрел учебники европейских стран. Отражение событий весьма разное. Поэтому в Европе договорились: нужно смягчить акценты, которые были в послевоенных учебниках. Впрочем, трудно определить, как правильнее: смягчать или не смягчать.

- История не та дисциплина, с которой можно экспериментировать?

- Конечно. Но вы ведь понимаете, что есть вещи, которые связаны с политикой. Во многих странах поэтому и считают: история начинается по прошествии 50 лет. Только когда сменятся два поколения, события становятся историей, до этого все происходящее - политика. А политика - несколько иной жанр.

- Вопрос от преподавателей БГУ. Почему у нас не практикуются публичные лекции известных в мире ученых, писателей, философов или политиков? Имеется в виду практика проведения подобных лекций ведущими западными университетами.

- Потому что там университет приглашает и платит за цикл лекций. А студенты, если хотят, слушают. У нас тоже в рамках международных программ выступают европейские министры, профессора, послы. Но специально приглашать и оплачивать циклы лекций нет ресурсов. Выступали в БГУ Горбачев и Назарбаев, в экономическом университете - профессор из Сорбонны, Бальцерович - в ЕГУ. А вообще, скажите, на какое имя наши студенты "повалят", что яблоку упасть негде будет? Какие такие суперавторитеты? Публичные лекции, на которых могут присутствовать все желающие, по-вашему, будут иметь успех?

- Я, как и автор вопроса, уверена, что это так. Вспомните визит в Москву Мориса Дрюона. Роль личности в формировании молодого поколения вы на какое место ставите? (Вопрос из лицея БГУ.)

- На первое.

- Вот вы и подвели черту в нашей маленькой дискуссии.

Некоторые московские ученые считают, что каждый пятый "троечник" талантлив. Вопрос на эту же тему предложила бывшая классная руководительница, пенсионерка: "Не заметили, что из "рафинированных" отличников-зубрилок, как правило, не получается ярких звезд?" - спросила она меня. Я добавила к вопросу от себя: как заметить в ребенке искру? Личности (мы только что пришли к такому выводу) двигают прогресс, а мы их не замечаем иногда. Потому что они странные, рассеянные, учатся плохо, существуют на своей волне или хулиганят. Они часто неудобны.

Министр ответил

: - Талантливый "троечник" - это все же исключение. Я могу привести пример. У меня был приятель - учился на одни "тройки", а потом ради прикола сказал: "Хотите, я школу закончу на "отлично"?" Он это сделал. Потом стал директором предприятия. А учился плохо не потому, что его не замечали, а потому, что ему было все равно: гонял в футбол и уроки вообще не готовил...

- Возможно, психологам нужно внимательнее присматриваться к детям? Ведь они по разным причинам не хотят учиться, и половина этих причин в школе: личность учителя, неумение излагать мысли на людях, стеснение, насмешки одноклассников и так далее. Все эти проблемы дома не устранишь.

- У психологов и так много работы - очень много детей по-настоящему проблемных. Директора в один голос говорят: мы не представляем работу школы без этих специалистов, которые "ведут" 20 - 30 самых проблемных детей. По нормам в некоторых учреждениях уже на 100 человек вводится должность психолога. Даже успешному человеку нужен такой специалист, а что говорить о подростках, которых в школе тысяча?

- Каковы критерии оценки работы социальных служб и психологов?

- Наши критерии: чтобы ребят таких надломленных не было. А их 113 тысяч, и это только дети из неблагополучных семей. Вот настоящая проблема! Их ведь нужно куда-то пристроить! В стране 76 социальных приютов. К сожалению, пьянство, неполные семьи постоянно дают государству новых социальных сирот.

- Это печально. Но есть и радостные новости, которые поведали мне учителя: в школе скоро не будет второгодников! "Ноль" ставить нельзя, а с "единицей-двойкой" бездельники благополучно переходят из класса в класс.

- Ну вот видите! Говорите, что "двоечники" - бездельники! А может, среди них есть гении! По поводу "нуля": его можно ставить.

- Пока вы иронизируете, я обращу внимание своих информаторов учителей на эту вашу реплику. Господа, ставьте "ноль", если шалопай того заслуживает. Пусть теперь волнуется он, а не вы. Я правильно сформулировала?

- Ну, подождите, нет... Давайте скажем так: если на самом деле ученик не работает, конечно, следует ставить "ноль". Но не направо-налево.

- Вопрос от родителей. Почему у нас учитель решает, кому учиться в 10-м классе, а кому нет?

Я Петру Ивановичу пояснила, откуда взялся вопрос. В редакцию пришло письмо от отца одного учащегося. Смысл таков: школа ставит подростка в сложное положение, предлагая сориентироваться профессионально и выбрать училище. А если он ошибется по молодости лет? Например, пошел парень валяльщиком или фрезеровщиком, а спустя пару месяцев понял, что пора браться за ум и поступать в вуз. Что тогда?

- У нас обязательное базовое образование. Я тут проблемы не вижу: выучится он на валяльщика и будет учиться дальше.

- А можно вернуться в школу?

- Можно, почему нет?

- Наши читатели утверждают, что практически невозможно. Подскажите, каков механизм возвращения?

- О-ох, механизм...

- Мне кажется, вам очень не хочется открывать эту тайну: тогда толпы несостоявшихся валяльщиков ринутся назад в классы.

- Есть правила игры. Все переводы, зачисления-отчисления происходят до начала учебного года, когда идет комплектование классов и под эту численность определяется размер финансирования. "Валяльщика" уже финансируют в "валяльном институте", но не в школе! Как передать это финансирование? Каждый случай нужно рассматривать отдельно. Единственное, что я совершенно искренне могу сказать: любое решение должно приниматься в пользу ребенка. Но и вы же понимаете, что иногда от присутствия некоторых подростков в классе нет пользы ни им, ни их одноклассникам.

- Согласна. Вопрос из детского сада.

- По зарплате?

- Да. Можете ли вы представить, как прожить на 80 тысяч? Вы говорили, что дети чувствуют состояние души педагога. Каково состояние души воспитателя, труд которого оценен в такую сумму?

- Что я могу сказать? Нечего и комментировать. По работе дошкольных учреждений необходимо принимать решение: повышать статус работников и зарплату. Мы начали с того, что внесли предложение по питанию детей: нормы пытаемся изменить. Потом будем двигаться дальше и вводить дополнительные платные услуги. И вот еще что: для школ мы разработали целую систему по сбору макулатуры и металлолома: куда сдавать, как получить деньги. Договорились, чтобы даже в селе можно было сдать макулатуру в магазин: там взвесят, оценят и отдадут деньги. Восстановили старую систему сбора металлолома. В прошлом году очень много лома было собрано.

- Петр Иванович, что вас может очень сильно взволновать? Этот вопрос и все оставшиеся - из вашего министерства.

- Любая несправедливость, конфликтные ситуации. А в системе образования каждый день что-то происходит. Наверное, потому, что в нашей сфере больше 2 миллионов человек. Можете себе представить, сколько возникает конфликтов, если каждый день что-нибудь обязательно доходит даже до этого кабинета!

- Подчиненные считают ваше министерское кресло крайне незавидным. Вы согласны?

- Да. Мы находимся, как в витрине, и все смотрят на нас через увеличительное стекло. И каждый, что самое интересное, разбирается в нашем деле. В самом деле разбирается, я не иронизирую, ведь наша работа - это чьи-то дети и внуки. Но поверьте, создать интегрированное мнение о том, что мы делаем, попытаться осознать, как избавиться от всех сложнейших проблем (а я как очень эмоциональный человек пытался это сделать), очень сложно. Так что завидного мало.

- Иногда учитель говорит ученику: "Ну и какую оценку тебе ставить?" Ученик просит: "Семерочку". А вы что себе поставите по 10-балльной системе за то, что реформировали школу?

- Не буду ничего ставить. Оценку поставит жизнь.

- Чем будете гордиться после того, как министерская карьера закончится?

- Мне кажется, что на крутых поворотах истории, в условиях достаточно радикальных изменений в обществе самое главное заключается в том, что систему образования мы не только сохранили, но и позволили ей функционировать достаточно эффективно. Других предметов для гордости я не вижу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter