Эльвира Жвикова:

Одежду нужно уметь разглядеть

Одежду нужно уметь разглядеть


Выбирая между белорусской одеждой и импортной, мы чаще отдаем предпочтение заграничному. Недоверие к своей продукции тянется шлейфом из прошлой эпохи, когда немодные вещи советских фабрик значительно уступали в качестве иностранным. Но времена меняются, в стране появляются фирмы, которые шьют не шмотки, а действительно достойную одежду, о которой не стыдно сказать: «Смотрите, сделано в Беларуси!» Более того: наши дизайнеры начинают завоевывать европейский рынок. Эльвира Жвикова, главный художественный руководитель и ведущий дизайнер Белорусского центра моды (БЦМ), вернулась из Германии и рассказала, как там приняли работы мастеров БЦМ, а также поделилась мыслями о том, как переодеть нас с вами в высококлассную белорусскую одежду.


— В Женском музее Бонна, бывшей столицы ФРГ, проходила ярмарка произведений мастеров прикладного искусства Femme 1. Как вы попали на этот форум?


— Нас пригласила городская администрация Бонна в лице куратора проекта Людмилы Осипенко, уроженки Беларуси.


— Кто–нибудь еще представлял нашу страну?


— Я вам больше скажу: из Восточной Европы больше никого не было. С нами выставлялись производители одежды из Италии, Германии, других европейских государств. Особенно много было представлено головных уборов, ювелирных изделий — всего, что дополняет костюм, позволяет создать полноценный образ.


— Чем вы удивили немцев?


— Мы показали линию «Галерея льна». Мне показалось, что тема экологической одежды очень популярна в Европе. Везти туда и потрясать воображение другими идеями не стоит. Впрочем, я взяла несколько моделей вечерних платьев дизайнера БЦМ Ольги Ломако из коллекции «Призрак оперы», а также подиумные вещи из своей коллекции «Пикник» — наряды в духе кэжуал (повседневный стиль). Но основу составил льняной деним (плотная ткань) — инновационная разработка Оршанского льнокомбината.


— Как будто в мире никто раньше не делал джинсы из льна!


— Даже китайцы производят. Но для нашего рынка это новый продукт. И мы решили показать его немецким покупателям. На Западе очень настороженное отношение к дизайнерам из Восточной Европы. Они думают, что наши вещи — это что–то яркое, с долей вульгарности. Почему–то такие ассоциации...


— Откуда такой стереотип?


— Видимо, оценивают нашу моду по некоторым приезжающим соотечественницам. На Западе привыкли считать, что у нас доминируют высокие каблуки, чрезмерная сексуальность, макияж. Это ведь и правда так. Барышня, чтобы ее заметили, должна подняться над толпой, ярко одеться и накраситься, у нее обязательно откуда–нибудь выглядывают и бусинка, и бисеринка, и цветочек, и перышко. А уж стразики — святое дело. Тем не менее организаторы ярмарки Femme 1 были приятно удивлены европейским уровнем нашего дизайна, текстиля, качеством изготовления. Смотрели внимательно строчки и швы.


— Покупали?


— Была возможность розничной торговли. Но нас об этом заранее не предупредили, да и мы не поинтересовались. Поэтому привезли маленькие, 42–е размеры, тогда как дамы, проявлявшие интерес к нашим платьям, были гораздо крупнее. Те, кто «помещался» в изделия, примерив, отмечали тонкую цветовую палитру. В вещах из льняного денима преобладали серо–голубые тона. Моя коллекция состояла из белых платьев и цвета «пепел розы» — когда не откровенный розовый, а с оттенком увядших лепестков. Между прочим, любопытно сравнить предпочтения немецких покупательниц с белорусскими. Немки обожают комфорт, они — за активное движение, все должно быть удобно. А наши дамы любят, чтобы жакетики и платья сидели поплотнее.


— В чем отличие западноевропейского рынка одежды от нашего?


— Там с любовью относятся к творчеству. Если человек по сути своей творец и создает что–то креативное, то в европейском обществе к нему изначально расположены очень хорошо. На выставке в Бонне я заметила несколько стендов с откровенно фриковскими вещами, но и для них есть место под солнцем!


— Для кого сейчас шьет одежду Белорусский центр моды?


— Мы в данный момент не работаем с молодежным сегментом рынка — эта сфера занята большими иностранными брэндами. Производим женскую одежду — из льна, шелка, шерсти. У нас вещи в чем–то пафосные или, наоборот, достаточно романтичные. Кстати, знаю барышень, которые работают в модных бутиках, а покупают нашу одежду.


— Но почему в массе своей у покупателя к белорусскому отношение настороженное?


— Нелояльны в первую очередь тинейджеры. Но это и понятно: им хочется слишком оригинальных вещей, которые немногие могут предложить. И получается замкнутый круг: никто якобы не шьет ничего хорошего, поэтому есть недоверие в целом к белорусскому продукту, а из–за недоверия никто не шьет... На самом деле не все так бесперспективно. Заметьте, ведь далеко не вся импортная одежда отличается авторским дизайном. Я анализировала крупные европейские брэнды — их коммерческие коллекции достаточно сдержанные в отличие от подиумных. Да и наш рынок непрост: он консервативен, покупатель осторожен. Немногие готовы купить яркие подиумные вещи. С другой стороны, многие производители одежды стараются, чтобы их коллекции отличались друг от друга, пытаясь поймать покупателя. Не ошибается тот, кто не работает.


— А какие тенденции этого сезона вы бы отметили?


— Могу признать, что мы этим летом слишком увлеклись романтическими сюжетами, может быть, не хватает платьев более четких строгих форм... Я стараюсь смотреть на творчество западноевропейских коллег, какой они «изюм» накопали. Из наших, наверное, рывок сделала брестская частная фирма Nelva. Они предлагают полную коллекцию по цвету, фасонам и ассортименту, по сочетанию предметов друг с другом — можно подобрать сразу все в одном магазине. К слову, хорошую одежду не всегда в магазинах разглядишь, ее надо еще уметь преподнести, продать.


— Весной прошла вторая Белорусская неделя моды. Дизайнеры на семь дней вышли из подполья. Но затем вновь «попрятались» по мастерским на съемных квартирах. Когда появятся их магазины, персональные сайты? У БЦМ же есть свой салон. Что мешает другим?


— Тараканова, Цокаленко, Самощенко, Ефремова и Горидовец — это наши зрелые дизайнеры. Чтобы им открыть свои студии, порталы в интернете, нужны какие–то льготы по налогам. Тогда модельер сможет арендовать рабочую и торговую площадь по приемлемой цене. И на рынке появится авторская модная одежда молодых художников. Представьте, сколько нужно денег, чтобы открыть ателье, нанять портных, собрать команду! Мы обсуждали недавно в Союзе дизайнеров эту проблему. Как раз пришла новость из Вильнюса: под студии тамошних модельеров отдают площадку бывшего завода в центре. Так нужно сделать и у нас. Есть западноевропейский опыт — предположим, в Милане дизайнерские бутики на каждом шагу. И все миланцы обалденные — неземной красоты, носят только модную стильную одежду. Будет и у нас такое счастье.


Компетентно


Катрин Валлат, организатор боннской ярмарки моды Femme 1:


— Все восторгаются элегантностью женщин из Восточной Европы. Мода Беларуси гораздо откровеннее, у вас чаще подчеркиваются фигура и достоинства открытого тела. В Германии за мужское внимание не нужно бороться столь яростно, и, возможно, именно поэтому немецкие дамы предпочитают более сдержанный стиль. Никто не хочет идти в супермаркет разодетой, как райская птица, и притягивать к себе взгляды. Однако меня поразили свежесть, жизнерадостность и современный характер моделей из Беларуси. Для большинства немцев мода из бывшего СССР — это тяжелые меховые шубы и ультракороткие юбки. Это не одежда для повседневной жизни, а статусные символы: вот какая я богатая!.. Но в коллекции Белорусского центра моды я увидела потрясающие цвета, легкость и новизну кроя.


P.S. С очередным показом Белорусский центр моды выступит в Вильнюсе — в нашем посольстве литовская публика увидит презентацию изделий из льна. А 3 июля в московском Всероссийском выставочном центре (бывшая ВДНХ) состоится демонстрация коллекций концерна «Беллегпром», «Купалiнкi», «Свiтанка», «Элемы», «Коминтерна» и БЦМ. Акция приурочена к Дню Независимости Беларуси и 20–летию СНГ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter