Элтон Джон носит перстень с бриллиантом из Беларуси

Белорусское предприятие «Адамас БГУ» - один из крупнейших в мире производителей синтетических монокристаллов алмаза и бриллиантов. Для их производства здесь используется технология БАРС (беспрессовый аппарат «Разрезная сфера»).

Белорусское предприятие «Адамас БГУ» - один из крупнейших в мире производителей синтетических монокристаллов алмаза и бриллиантов. Для их производства здесь используется технология БАРС (беспрессовый аппарат «Разрезная сфера»).

Предприятие производит как техническое сырье, которое используется в машиностроении, электронике, Владимир Федоренко. Фотомедицине, так и материал для ювелирной промышленности. Каковы сегодняшние тенденции на рынке синтетических алмазов? Чем отличается алмаз, выращенный в лаборатории, от природного и какие камни мы ошибочно принимаем за алмазы? Действительно ли можно вырастить алмаз из локона человека? На эти и другие вопросы ответил заместитель директора по маркетингу научно-производственного регионального унитарного предприятия «Адамас БГУ» Владимир Федорченко.

- Чтобы неосведомленные читатели не запутались, объясню, в чем разница между алмазом и бриллиантом. Алмаз – это необработанный кристалл (сырье), а бриллиант – тот же алмаз, но ограненный по определенным параметрам, обеспечивающим ювелирный блеск, игру света и, соответственно, эстетическую ценность. Около 90 процентов всех синтетических алмазов, производимых в мире, – это алмазные порошки, которые создать гораздо проще. Монокристаллы, по форме напоминающие природные алмазы (такие производит наше предприятие), появились не более десяти лет назад. Их естественный цвет – желто-коричневый (коньячный). Применяя дополнительные технологии (удорожающие камень), можно получить алмаз светло-желтого, светло-зеленого цветов и даже темно-красного и черного.

- Бытует мнение, что наиболее ценный – бесцветный алмаз…

- Чтобы создать подобный алмаз, а также голубого и розового тонов, базовый цвет должен быть белым. Экономически производить такие алмазы нерентабельно, потому что это дорогостоящая технология, при которой выход качественной продукции совсем небольшой. К тому же бесцветный алмаз используют производители ювелирных изделий, а большая часть нашей продукции покупается на технические нужды. Для производства бриллиантов идет не более 30-50 процентов. Тем не менее мы занимаемся бесцветными алмазами и, возможно, в ближайшие месяцы возобновим их производство.

- Белорусскими производителями востребована ваша продукция?

- Если рассматривать рынок технических алмазов, то белорусская промышленность не очень-то настроена на изготовление инструментов из алмазов. Во всяком случае, я не знаю такого белорусского предприятия, которое бы производило из них режущий металлообрабатывающий инструмент. Что касается белорусских ювелирных изделий, то они пока отстают от передовых тенденций дизайна в Европе и США. Последних года два некоторые сдвиги наблюдаются и в Беларуси, но опять же – с цветом не экспериментируют. Я проработал более 30 лет на гомельском «Кристалле» именно с бриллиантами, и, честно говоря, к нам даже не попадало алмазное сырье желтого цвета, потому что изделия из него не пользовались спросом. А последние лет пять алмазы желтого цвета до наших заводов не доходят по другой причине. Их отбирают еще на стадии сортировки, поскольку они стали пользоваться повышенным спросом, например, в Италии и Америке. Белорусские же производители ювелирных изделий по этому поводу не печалятся. У нас по-прежнему желтый цвет бриллианта – нечто странное. Хотя во всем мире разработаны огромные линейки продукции с Установка для выращивания кристаллов. Фотоцветными бриллиантами, которая пользуется повышенным спросом.

- И каков, на ваш взгляд, выход из сложившейся ситуации?

- Конечно, нам было бы проще работать с белорусскими производителями (не обязательно государственной формы собственности), с элементами некоего административного управления (я не сказал - плановая экономика). Но с государством работать приятнее и удобнее любому предприятию.

- Похоже, трудно вам конкурировать на мировом рынке?

- Производителей, выпускающих алмазные порошки, в мире много, но мы для них не конкуренты. А по монокристаллам мы являемся самым крупным производителем. Есть еще с десяток мелких компаний. Их преимущество в том, что они могут себе позволить работать с камнями крупных размеров, а также с розовыми и голубыми кристаллами, чего не можем себе позволить мы. Иначе просто остановимся.

- Какого размера алмазы вы выращиваете?

- В среднем - от 1 до 1,5 карата. Максимально возможный диапазон – чуть меньше 3 карат, и в этом году такие кристаллы у нас, без сомнения, будут. Но оборудование позволяет выпускать кристаллы до 5 карат, чего мы пока еще не освоили. А что касается бриллиантов, полученных из наших алмазов, то самый большой удалось сделать в 1,10 карата. Всего в месяц мы производим от 600 до 900 карат алмазов.

- Расскажите, пожалуйста, о пресловутом локоне в бриллианте? Что это такое?

- Чтобы вырастить камень, волосы сжигают по особой технологии. Полученный порошок (зола) смешивается с графитом. Эта смесь помещается в установку для выращивания кристаллов. Алмаз растет при заданной температуре и давлении.

- Значит, любой желающий может обратиться на предприятие и запечатлеть в кристалле локон любимого чада или клок шерсти своей почившей собачки?

-Алмазы. Фото За консультацией может обратиться любой. Но в свое время мы решили, что не будем иметь никаких дел с органикой в чистом виде, а только с ее продуктами минерализации после бескислородного сжигания. Поэтому все, кто пожелает получить такой камень, должны знать, что нам нужен готовый порошок. И мы не будем вникать, из чего он. Хоть из ботинка.

- Наверное, состоятельные люди все-таки стремятся купить изделие с природным бриллиантом, а не с синтетическим…

- Есть такое дело. Среди профессионалов старой закалки осталось пренебрежительное отношение к искусственным алмазам. Когда на рынке стали появляться самые первые искусственные камни, все международные алмазные ассоциации, сообщества и биржи приняли моральные обязательства, порицающие смешивание выходящих на рынок синтетических алмазов с природными. Крупнейшим лабораториям было рекомендовано не принимать к сертификации бриллианты из синтетических алмазов. Предполагалось, что могли быть какие-либо махинации. Это вето не несло никаких юридических последствий, но кому хотелось быть замешанным в чем-то таком? Но сегодня ситуация уже другая и все мировые лаборатории сертифицируют наши бриллианты. Естественно, указывая, что они произведены из синтетического алмаза, если, конечно, им удается это определить. В противном случае это их проблема. К тому же, если в большинстве стран на движение природных алмазов (а в некоторых странах – и бриллиантов из них) существуют усложненные процедуры, то на алмазы синтетические таких требований нет. Они не подпадают под действие закона о драгоценных металлах и камнях. И это должно быть удобно ювелирным фирмам, не имеющим лицензий на работу с драгоценными камнями. Я думаю, многие об этом просто не знают.

- Вам известны случаи, когда изделия из ваших бриллиантов приобретали известные люди?

- До меня дошла история, что года четыре назад Элтону Джону продали перстень с желтым бриллиантом в один карат, и только позже ему сообщили, что это синтетический камень из Беларуси. И, знаете, сей факт его не сильно разочаровал. Кстати, мне часто приходилось наблюдать на выставках, как люди путают синтетический бриллиант с другими камнями. Чаще всего - с фионитом. В продаже есть много изделий из золота с белыми (бесцветными) камнями - фионитами. Но это совершенно иные по химическому составу кристаллы. С алмазами они не имеют ничего общего ни по твердости, ни по прозрачности, ни по коэффициенту преломления света. Алмаз абсолютно уникален - это не только блеск, но еще и разноцветная «корона» (дисперсия), выходящая за габариты камня при определенном ракурсе, когда на него попадает свет. Это присуще только бриллианту. И не имеет значения, каким образом он рожден.

Людмила ШЕСТОКОВИЧ, «ЗН», фото из личного архива Владимира Федорченко

 

 

 

День рождения первого алмаза

«Руки мои тряслись, учащенно билось сердце, я ощутил слабость в коленях и вынужден был сесть, - вспоминал американский химик Трейси Холл. - Мои глаза поймали сверкнувший свет от дюжин мелких треугольных граней октаэдрических кристаллов… и я понял, что наконец-то алмазы сделаны человеком». Этот эксперимент был выполнен при давлении 70 000 атмосфер и температуре 1600 градусов по Цельсию с использованием графита и троилита 16 декабря 1954 года (этот день считается днем рождения искусственного алмаза). Спустя две недели синтез алмаза был подтвержден, а прессе об этом сообщили в феврале 1955 года. Стоимость акций «Дженерал электрик», где Т.Холл получил первые искусственные алмазы, за один день выросла более чем на 300 миллионов долларов, а акции горнорудной корпорации «Де Бирс» упали на несколько пунктов, хотя на следующий же день восстановились. Искусственные алмазы были настолько мелкие, что если бы кто-нибудь чихнул в неподходящий момент, это привело бы к потере всего мирового запаса. При этом их стоимость была выше, чем природных, хотя уже в 1957 г. искусственные алмазы в виде мелких зерен, используемых для изготовления шлифовальных кругов, стали конкурировать по цене с природными.
В Советском Союзе искусственные алмазы были изготовлены в 1960 г. в Институте физики высоких давлений

АН СССР, а в 1961 г. в Киеве впервые было налажено их промышленное производство.

(Источник: ежедневная газета «Ювелирные Известия» - www.jewellerynews.ru)
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter