Елизарьев рассказал подлинную историю спасения органа Несвижского фарного костела

До сих пор мы знали только ту часть истории, которую неоднократно рассказывал журналистам руководитель «Белорусской капеллы», заслуженный артист Республики Беларусь Виктор Скоробогатов. Большой концертный орган работы виленского мастера Вишневского, еще в XIX веке установленный в Несвижском фарном костеле Божьего тела, чудом пережил Великую Отечественную войну. По версии Скоробогатова, это личная заслуга местного органиста Эдварда Гирдо.


— Это абсолютно героическая фигура в истории Несвижа, — поведал руководитель «Белорусской капеллы» на недавней пресс-конференции в Гетманском зале Несвижского дворца. — Если бы не Гирдо — а он был органистом Несвижского фарного костела более 30 лет, — мы лишились бы этого великолепного инструмента. Когда тут была фашистская оккупация, именно Гирдо разобрал этот исторический орган и закопал в землю, а когда немцы ушли, он откопал его и снова собрал. Он очень боялся, чтобы немцы не забрали орган и не вывезли его в Германию.

И тут неожиданно встал с места художественный руководитель Большого театра Беларуси, народный артист СССР Валентин Елизарьев. Он сказал, что у него есть исторические факты по поводу несвижского органа.


— В 1981 году я первый в Советском Союзе ставил кантату Карла Орфа «Кармина Бурана», — начал он свой рассказ. — В этом спектакле есть партия Аббата, и мне нужно было увидеть пластику католического священника. Наш главный дирижер — замечательный музыкант Ярослав Вощак — сказал: «Давайте вместе поедем в Несвиж, в костел! Там есть знаменитый ксендз». Мы сели в машину и поехали.

Можно только удивляться, каким образом Ярослав Антонович Вощак, приехавший в Беларусь в 1972 году, так хорошо знал страну и людей. «Знаменитый ксендз», о котором он говорил, — это почетный гражданин города Несвижа Григорий Колосовский.  Уроженец деревни Новосады под Барановичами, он по окончании в 1939 году Пинской духовной семинарии на протяжении 52 лет служил настоятелем Фарного костела Божьего Тела.


Именно Колосовский спас костел от разграбления фашистами. Он уберег колокола, утварь, картины. Он уберег саму постройку, представляющую собой на одну треть уменьшенную копию римского собора Иль-Джезу. Когда в 1944 году отступавшие изверги подожгли святыню, он с необыкновенной энергией и знанием дела организовал тушение пожара. Сгоревшую крышу он сумел восстановить еще до начала зимы, так что уникальные фрески не пострадали.

Можно долго рассказывать о том, как настоятель помогал Советской власти налаживать жизнь в освобожденном от фашистов городе. Как своими проповедями убеждал население брать облигации государственного займа.


Но вернемся к рассказу Валентина Николаевича Елизарьева:

— Я познакомился с ксендзом, изучил его мануальную технику, что мне нужно было для спектакля. После встречи в костеле он пригласил нас к себе домой. Это домик напротив.

К слову, этот дом Григорий Колосовский вскоре уступил командованию расквартированной в Несвиже военной части, а сам перебрался на жительство в гараж.

— Ксендз рассказал очень интересную историю про орган, — продолжает свой рассказ Елизарьев. — Был указ Гитлера все цветные металлы на завоеванных территориях увозить в Германию. А понятно, что орган — это цветной металл. Ксендз был вынужден подчиниться приказу, орган разобрали, погрузили на подводы и повезли на станцию Городея. На станции стоял товарный поезд и учетчик — пленный красноармеец, который знал немецкий язык. Он очень скрупулезно записывал по-немецки, какие предметы грузятся в вагон. За бутылку водки ксендз с ним договорился, чтобы тот записал, что орган не содержит цветных металлов. После чего он развернул свои подводы и вместе с органом вернулся в Несвиж.



Разумеется, это был огромный риск, и Колосовский прекрасно это понимал. Два его сокурсника — ксендз Адольф Сливинский в Столбцах и Иосиф Бородин в Налибоках — были зверски убиты фашистами. Но он не мог отдать орган, не мог попустительствовать злу.

— Это исторический факт, — твердым голосом сказал Елизарьев, — я его заверяю.

А как же тогда история о том, как Эдвард Гирдо закопал орган в землю?

Одно не противоречит другому. Держать орган в костеле по-прежнему было опасно, и самым логичным решением было его закопать.


А после войны Гирдо его собрал. Понятно, что после таких приключений инструмент нуждался в глубокой реставрации. Какие-то меры были предприняты Колосовским и Гирдо, но настоящая, высокопрофессиональная реставрация была произведена лишь в наше время.

— В 2019 году мы впервые услышали орган костела, и сегодня вновь новая программа, — говорит ведущий специалист Большого театра по работе с общественностью Татьяна Александрова.

Программа, подготовленная «Белорусской капеллой» в рамках «Вечеров Большого театра Беларуси в замке Радзивиллов», включала в себя самую разную музыку. Но именно органные пьесы белорусских композиторов XX-XXI века в исполнении кандидата искусствоведения Светланы Немогай стали главным событием этого концерта.


Прелюдия из Мессы для органа Виктора Кистеня, «Песнь к Святой Ефросинии Полоцкой» с использованием подлинных мелодий XII века Анны Короткиной, пьеса Ольги Подгайской «Пространство тишины» и «Каплица Мирского замка» Александра Кажурина — сложные произведения, написанные профессиональными органистами, — высветлили лучшие качества несвижского органа: бархатистость и ровность звука, разнообразие и насыщенность красок, благородство тембра. По яркости несвижский орган успешно соперничал с виртуозной трубой Дмитрия Горбачука.

А значит, по завершении реставрации костела разумно будет заняться организацией большого органного фестиваля. Для этого в Несвиже есть и необходимая инфраструктура, и заинтересованность со стороны городских властей. А главное — публика, привлеченная совместными усилиями Большого театра Беларуси и Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж». Думаю, ксендз Колосовский был бы этому рад.

juliaandr@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter