Элита – отдельно, народ – отдельно

Революционные лозунги деформируют сознание граждан

Кого называем элитой?
Глубокое расслоение общества – самое опасное явление для будущего федеральной России – проявляется не только в материальном и социальном аспектах. Причина – массовые напряжения выживания и нескрываемая, показная роскошь единиц. Происходят латентные процессы расслоения по этнокультурным и религиозным признакам (обособление народов и регионов), территориально-экономическим (Центральная Россия, Кавказ, территории Севера, территории Востока), культурно-историческим (история Московии – не вся история России).
В Российской Федерации фактически нарушен эволюционный процесс генерации элиты обществом и выдвижение элитой лидеров. Этот факт непосредственно связан с содержанием общенациональной идеи.
Общенациональная идея – это не сформулированные кем-то установки, как бы ни были они благозвучны и привлекательны. Общенациональная идея материализуется в лидерах нации, в ее элите. Нет элиты – нет идеи, нет общества. Если элита настроена агрессивно, воровато, то и общество, перерождаясь, будет таковым. Ельцинская элита, занятая разрушением старой государственности и самообогащением, дала нам такое же общество, настроенное на шельмование истории и материальные приоритеты перед духовными. Поэтому никакие формальные правовые акты, включая акт общегражданского согласия  – Конституцию, не могут представлять общенациональную идею России. В этом главная проблема.
Наследственные пороки
С кризисом коммунистической идеологии стало расти количество политических организаций. Модные партии не решали насущных задач, которые и сейчас остаются нерешенными. Их программы представляют собой в основном декларативные идеи, перетолковывания западной практики, благие пожелания. Такие партии нежизненны, несмотря на их непрерывную реорганизацию, переименование, смену харизматических лидеров, гиперактивную публичную политику. Нас успокаивают: это общемировая норма. По каким критериям норма, если партийная динамика не дает позитивных результатов?
Вторым пороком партий является то, что они повторяют структуру и методы политической работы КПСС. В свою очередь, КПСС унаследовала из своего прошлого все черты партии революционного переворота. Эти архаичные черты не соответствуют созидательным реформаторским задачам нового времени.
Оба порока – мода и революционность – придают неделовой, театральный характер публичной политике. Непримиримая конкуренция за «истину в последней инстанции» превращает политическую полемику в некое подобие гражданской идеологической войны, из которой нет выхода, консолидирующего общество. И нет конкуренции созидательных программ.
Политические организации России являются носителями национальных особенностей российской ментальности. В России пророки – по должности.  Этот фактор парализует самоуправление земель как основу демократии и федерализма, существенно тормозит общественный прогресс. Эту порочность необходимо преодолевать прежде всего в партиях.
Гибельным пороком для самодостаточной России является так называемая внутренняя духовная, виртуальная  эмиграция политической элиты,  а вслед за нею и остального населения. Мы перестали ценить себя, свою культуру и историю, ресурсы и труд. Общество развивается, карикатурно подражая чужеземным реалиям и игнорируя собственные. Это стало обыденным явлением. Мода на «либеральные ценности» привнесла в партийную жизнь ряд приемов публичной политики, чуждых нравственным российским традициям и свойственных больше не партиям, а стихийным молодежным движениям и сектам.
Откуда идея?
Национальную идею нельзя принять всеобщим голосованием, как приняли Конституцию почти сразу после событий октября 1993 года, закрывших романтический этап реформ. Общенациональная идея к тому времени не сложилась. Элита, не способная сформировать национальную идею, раскололась, что предопределило вооруженное противостояние двух ветвей избранной власти.
Расстрел из танковых пушек избранным президентом так же избранного Верховного Совета показал обществу, что победили в этом противостоянии люди, которые не будут задумываться перед принятием решений. Так оно и вышло. Через год началась долгая и жестокая война в Чечне за «восстановление конституционного порядка». В итоге принятая Конституция не стала общенациональной идеей, а осталась формальной декларацией, плодом научного труда, вещью в себе. Реформы пошли вразнос, невзирая ни на какие гражданские права. На этом ельцинский этап реформ закончился. Второй – скажем, восстановительный – приближается к финалу. С чего начать следующий?
Формирование общенациональной идеи под силу только активному, развитому и влиятельному гражданскому обществу. Политические партии, являясь его частью, несут главную нагрузку в решении этой задачи. Это обусловливается тем, что они проникают во все стороны жизни страны и ее гражданских институтов.
Общенациональная идея не существует без ее носителей, хранителей и, если хотите, ревнителей. Она не существует без преемственности поколений, уважительного отношения к истории нации, без влияния вековых народных традиций. Без прошлого нет будущего.
Материальным, объективным консолидирующим фактором является общенациональное достояние, без которого невозможно существование нации и без которого нет самого понятия «нация». Поэтому общенациональная идея невозможна без общенационального (общенародного) достояния, и с этим политическим партиям надо определиться в первую очередь. Речь идет не о национализации собственности, а о системе распределения общенационального дохода от собственности всех форм. Абсолютная собственность является правовым рудиментом средневековья.
Приумножение и защита национального достояния является задачей всего общества и государства. Через это вызрела демократическая идея, и только в государстве и через государство могут быть реализованы права и свободы гражданина. Без государства нет гражданина, без гражданина нет государства.
Опасное наследство
Смена идеологии, предопределившая бюрократический передел государственной собственности, созданной  народом (так отражено в сознании людей), и ресурсов, повлекла перерождение нравственных ценностей в сознании поколений. Самое опасное здесь – шельмование советской и русской истории. Безответственная, огульная критика советского периода истории, став политической модой и атрибутом российской политической культуры, посеяла враждебные претензии друг к другу внутри общества. Обособились не только бывшие советские республики, но нарушилась связь поколений, преемственность культуры, права, обычаев внутри страны.
Реформаторская элита взялась за переустройство государства, не имея ни конкретной программы, ни знаний, ни практики капиталистического, рыночного хозяйствования, которое поставила своей целью. Программу заменили дискуссионная конъюнктура и бессистемные западные образцы. Вместо модернизации экономики был произведен фактический ее демонтаж в угоду новой идеологии. Но революция не может отменить эволюцию. Общество слишком инертно для быстрых и неясных перемен.
Новая элита была слишком безграмотна на том поприще, на которое вступила, чтобы творить новую эпоху. Народ был еще более невежественный в этом процессе и не понимал, что ему надо делать. Поэтому Россия была ввергнута в стихию, в хаос, в бесконечную череду жестоких экспериментов. В конечном итоге так называемая демократическая реформа оказалась выгодной обогатившейся высшей бюрократии, цеховикам.
Вместо демократического мы получили глубоко коррумпированное общество. На какую общенациональную идею можно теперь рассчитывать? Кто ее носитель?
Реформа партий
Необходима реформа политических организаций с целью создания естественных условий активной генерации политической элиты обществом.
Сущность партийной реформы заключается в отказе от революционного противостояния, в переориентации партийных программ и организационной структуры на созидательную идеологию. Для России любой революционный переворот в центре чреват дальнейшим распадом страны, поскольку в каждом регионе или национальной автономии найдутся свои претенденты на суверенную власть. На любом этапе заговора революционеры включаются в политическую игру других стран, что наносит ущерб суверенитету и безопасности государства.
Таким образом, программы партий должны стать созидательными, ориентированными на перспективу, конкретными и концептуально ясными для понимания избирателями страны. Партийные программы с чисто идеологическим содержанием без государственных прагматических целей опасны для страны.
Очевидно, что в наше время оппозиция, как левая, так и правая, концентрирует свою политическую активность на критике действующей власти, в то время как общество ожидает от партий стратегию, в которой определены конечные цели, пути их достижения и позитивные социальные перемены. Только в этом случае может сформироваться та элита общества, которая даст нам общенациональную, общенародную идею.
Партия должна подготовить свое так называемое «теневое»  правительство, которое будет готово в любой, даже самый критический момент заменить действующее правительство без ущерба суверенитету и безопасности страны. Теневое правительство не обязательно представляется в лицах. Теневой кабинет – это набор программ действия, которые будет осуществлять партия. То же можно отнести к кандидатам на пост Президента Российской Федерации.
Партийная программа могла бы иметь вторую свою часть, в которой представлялись бы региональные программы и кандидаты в органы местного самоуправления.
Борьба за политическую власть в стране между политическими партиями трансформировалась бы в конкуренцию политических программ общероссийского и регионального уровня,  а программы обрели бы статус обязательства партий перед обществом в случае победы на выборах. Между такими партиями возможен компромисс в интересах всего общества. Общество, отдавая предпочтение программе той или иной партии на выборах, осуществляло бы свое избирательное право выбора более осознанно. Это могло бы уменьшить опасность отчужденности общества от власти.
Насколько партия стремится к государственной власти, настолько она обязана выступать против внешнего вмешательства, заботиться о безопасности государства и суверенитете. Руководство партии и региональные отделения партий своими действиями не должны подрывать управляемость страной и регионами.
На первый взгляд предлагаемая реформа может показаться романтичной, нереальной. Однако, если политическая борьба идет за Россию, а не за власть ради наживы, данная проблема и ее решение становятся одним из приоритетов гражданского общества, политического руководства страны, частного капитала.
Сильное правовое, демократическое государство – залог успешности и перспективы большого бизнеса, гарант безопасности частного предпринимательства в стране и защищенности интересов отечественных предпринимателей на мировом рынке. Минимизация предпосылок экстремизма в стране является основой стабильности развития и процветания всего общества, его консолидации.
     

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter