Элина Быстрицкая

Актеры советского кино
В воскресенье на канале «Россия» в 7.30 смотрите классику — «Тихий Дон»

Есть такая категория — отрицательная красота. Это когда герою ну никак не получается сочувствовать, его экранные эмоции тебя не цепляют. Просто следишь за развитием сюжета. Не хотелось бы никого обижать, но, скажем, все зрители отмечают современность (читай — красоту образов. — Прим. автора) актера Гоши Куценко. Однообразие, накатанность образов, созданных бритоголовым символом эпохи, прямо скажем, маленько притупляют сознание и уже утомляют даже маргинального зрителя. Чего не скажешь о внешних данных актера Евгения Миронова: он–то уж никак не подпадает под определение «красивый символ эпохи», однако как парализует зрителя появление актера в кадре в любом амплуа! Талант, знаете ли, как и классику жанра, никто и ни при каком строе не отменял.

Элина Быстрицкая — актриса–красавица советской эпохи, которой по определению нельзя было играть отрицательных героинь. Да, собственно, от нее никто и не требовал воплощать подружек Крюгера и любовниц Гитлера. Эталон красоты Быстрицкой, если одним словом, классический! Бесспорный. И не утомляет.

Первым настоящим успехом Элины Быстрицкой в кино стала драма «Неоконченная повесть», где актриса сыграла доктора, навещавшего прикованного к постели пациента, которого играл Сергей Бондарчук. После этого зрители стали ходить в театр уже «на Быстрицкую». Еще больший успех принесла роль Аксиньи в экранизации романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Кстати, после этой картины Быстрицкая стала москвичкой.

Реально, ее Аксинью — разрушительницу семьи Григория Мелехова в фильме «Тихий Дон» — советские зрительницы вправе были осуждать и ненавидеть. Но факт — чувственной казачке все сочувствовали. Казалось бы, и откуда у потомственной киевлянки, воспитанной в лучших традициях советской интеллигенции, такое ну просто–таки звериное чутье на образ из народа? Наблюдательность? Пресловутое вхождение в образ через предлагаемые обстоятельства? Ответ прост: все разом плюс талант.

Впервые она познакомилась с казаками и казачками, когда во время войны оказалась вместе с госпиталем на Северном Донце, в станице Обливской. А «Тихий Дон» Быстрицкая прочитала лет в двадцать. «Я открыла его и уже не смогла оторваться, — говорит актриса в интервью модному изданию. — Потом перечитывала роман снова и снова, но и думать не могла, что мне выпадет счастье играть Аксинью». Есть в биографии актрисы судьбоносный факт: на первом курсе театрального института обязательным было исполнение отрывков из литературных произведений и студентка Быстрицкая выбрала сцену встречи Григория и Аксиньи. Стала с упоением читать, но была прервана педагогом: «Це не ваше дело... Луизу Шиллера грайте...»

Замечу, Элина Быстрицкая всегда восхищалась этим великим романом Шолохова. «Его Аксинья у меня как у актрисы вызвала жгучий интерес. Я чувствовала, что могла бы ее сыграть в кино или в театре, хотя даже в самых смелых мечтах не видела для этого возможностей. Но кто может запретить мечтать?» — вспоминает она в книге мемуаров. И Быстрицкая добилась своего. Хотя все обстоятельства складывались против того, чтобы она вообще была актрисой. В семье Элину готовили к профессии врача. Уступив воле родителей, она окончила медицинский техникум.

Театром Элина Быстрицкая заинтересовалась еще в детстве. Сама ставила спектакли. Представления проходили прямо на лестничной площадке, занавесом служила широкая бабушкина юбка. Вместе с подругой и двоюродным братом Элина разыгрывала спектакли с песнями, танцами и стихами. После выхода на экраны фильма «Чапаев» в репертуаре театра Быстрицких, конечно же, появился одноименный спектакль. Элине досталась роль Петьки...

Быстрицких Великая Отечественная война застала в Нежине, где служил ее отец. В 13 лет она стала работать при госпитале наравне со взрослыми. «Я была санитаркой. Мне комиссар сказал: будешь разносить книги раненым, будешь читать тем, кто не может сам. А кто не способен писать — поможешь с письмами. Потом я прослушала курсы медсестер и работала в лаборатории. Я эту работу хорошо себе представляла. Мой отец в мирное время был начальником лаборатории, и я очень любила туда ходить, потому что там были кролики, морские свинки... Отец меня потихонечку учил, как и что надо делать». К слову, в одной телевизионной передаче Элина Авраамовна признавалась, что от постоянного переохлаждения, поднятия тяжестей в нежном возрасте она так и не смогла испытать радость материнских чувств.

Изменить профессии врача помог случай.

Однажды во время учебной практики по хирургии произошел трагический эпизод: умер пациент от неверно выбранного наркоза. Не успели ничего предпринять. «Мне было 19 лет, и тогда у меня появились первые седые волосы... Я поняла, что у врача должна быть определенная нервная система, очень крепкая. Чтобы сконцентрироваться и сделать все как надо. Стань я врачом, я бы умерла лет через пять, меня бы просто не хватило на все это. Я вовремя это поняла и тогда начала заниматься, готовиться, чтобы поменять профессию», — вспоминает актриса. С родителями пришлось за мечту побороться... Позже, когда родители увидели Элину в пьесе Арбузова «Таня», они оценили стремление дочери и, можно сказать, благословили в актрисы. Первый выход на сцену случился в Вильнюсе, где жила семья актрисы после войны.

О личной жизни актриса говорит неохотно. Как–то признавалась, что вышла замуж по любви. С будущим мужем Николаем Ивановичем их познакомил общий друг. «Влюбилась я тогда со всей пылкостью своей натуры. Любовь буквально обрушилась на меня...» Через четыре дня после знакомства Николай Иванович сделал актрисе предложение и она «без колебаний приняла его». Они прожили вместе 27 лет. «Все шло хорошо, пока не узнала, что у него не одна... — признается она в своей книге. — После развода я почувствовала себя вырвавшейся на свободу. Конечно, было обидно и горько. Но я самостоятельна и умею организовать свою жизнь... Это было непросто, и я утонула в хлопотах. Делала это с удовольствием, и у меня появилось ощущение, что я заново начинаю жить».

В конце 70–х в кинокарьере Быстрицкой произошел перерыв — почти на тридцать лет. Причин был несколько, но главная — отсутствие в кино достойных предложений. Планку, заданную на съемках «Тихого Дона», опускать было нельзя, а хорошего материала не было. В конце концов ее перестали приглашать, полагая, что она все равно откажется. Лишь в 1997 году актриса вернулась на экран в роли княгини Ольги в фильме Булата Мансурова «Теплые ветры древних булгар».

Впрочем, сейчас она по–прежнему очень редко появляется в кино. Один из последних фильмов с ее участием — «Бабий Яр» украинского режиссера Николая Засева–Руденко. Все свое время Быстрицкая отдает театру. И ощущения, что она уже все сыграла, у нее нет. А зрители, надеюсь, находятся в состоянии ожидания встречи с любимой актрисой — царственной красавицей на все времена.

Факты и легенды

Похоже, все декларированные желания актрисы сбылись. Роль Аксиньи. После выхода на экраны «Тихого Дона» и сразу за ним «Добровольцев», где Быстрицкая сыграла одну из главных ролей, актрису пригласили в Малый театр. Играть там было ее давней мечтой.

Говорят, на роль шолоховской казачки претендовали многие актрисы, в том числе и Нонна Мордюкова. И когда состоялась премьера картины, Мордюкова — тоже в то время популярная актриса — подошла к Быстрицкой и сказала: «Сыграла все–таки, проклятая!» Но Элина Авраамовна не обиделась на коллегу, прозвучало как комплимент.

Кстати

На первой пробе режиссер «Тихого Дона» Сергей Герасимов протянул Быстрицкой отрывок из романа — как раз тот самый, который ей не дали дочитать в институте. Но вместо того чтобы со знанием дела приступить к чтению, Элина испугалась очередного «провала», извинилась и выскочила за дверь.

Убежденная в том, что пробу провалила, она уехала в Вильнюс. Однако вскоре из Москвы пришло приглашение. Пробы длились несколько месяцев, но до последнего момента было неизвестно, утвердят ли ее на роль. Говорят, точку в этом вопросе поставил сам Шолохов, просматривая пробы, он увидел Быстрицкую и ткнул пальцем: «Так вот же Аксинья!»

Подготовила Жанна ВАСАНСКАЯ, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter