Эликсир молодости.

В 83 года ветеран не только обеспечивает себя всем необходимым, но и помогает землякам.

В 83 года ветеран не только обеспечивает себя всем необходимым, но и помогает землякам.

В деревне Зеленый Бор Солигорского района нет человека старше Николая Никоновича. И нет ни одного двора, где бы хозяева имели собственное молоко. А Николай Степанович держит и доит коз. И в свои 83 года, здороваясь, может так пожать руку, что поморщишься...

Соки земные

— Из землицы силы черпаю, — улыбается ветеран.
И трудно поверить, что десятилетия назад силы его были на исходе... Во время армейской службы на Кавказе Никонович подхватил страшную малярию. Таблетки глотал горстями, болезнь отступила. Но медпрепараты основательно посадили сердце, печень, а желчный пузырь вообще пришлось удалить...
Кое-кто из врачей намекал на возможную инвалидность. А Николай искал в лесах, на болотах, где с утра до вечера трудился на экскаваторе, разнообразные лечебные травы. Высевал целебные растения на грядках. Пил отвары. И надолго забыл о болячках.
Но они враз напомнили о себе два десятилетия назад, когда умерла любимая жена. Опустились руки, ныло тело, страдала душа. Пенсионер не стал заливать боль алкоголем. Купил козу, молоко которой, знал, полезно и малым, и старым. Чтобы доставлять рогатой корма из леса, смастерил прицеп к старому “жигуленку”. Теперь во дворе Николая Степановича четыре козочки, ветеран сам их кормит, доит и, если кому-то из сельчан понадобится для оздоровления их парное молочко — никогда не откажет.
Развел кур — диетические яйца во все времена придавали человеку здоровья. По утрам стал делать зарядку. Из рубчатой резины выкроил половик для массажа подошв ног. На рыбалку по ухабам в глухое местечко едет на мотоцикле, а за десяток километров в гости к друзьям, сослуживцам — пешочком, кое-где и босиком. Полезно... Если раньше приусадебный участок обрабатывал лошадью, то теперь старается все делать вручную. Зато чего там только нет! Картофель, капуста, огурцы, морковка, свекла — все свое, на натуральных удобрениях выращенное. В магазине Николай Степанович покупает только хлеб, соль, сахар да колбаски для разнообразия. Закатки на зиму заготавливает самые разные. Для производства питательных соков выращивает яблоки, груши, черную рябину.

На свиданье с юностью

Сын, дочь, трое внуков Николая Степановича — люди состоятельные, вполне могли бы обеспечить ему безбедную жизнь. Но он категорически отметает всякую помощь. Более того, кому-то из родственников при необходимости пенсионер сам может подбросить деньжат.
А как же экономический кризис? Ветеран уверен: какие бы проблемы ни возникли у промышленников, финансистов, человек должен быть хозяином своей судьбы.
— Кризис не в кошельках, а в головах, душах людских, — убежденно говорит Николай Степанович. — Легче всего — напиться да забыться. А ты построй свою жизнь, другим помоги! Если человек не ставит перед собой конкретных задач — он не жилец. Хочешь жить — найди смысл, наметь цель, хотя бы и небольшую! И будь всегда честным, в первую очередь перед собой!
Это не красивые слова. Оставшись в 65 лет вдовцом, Николай Степанович привел в дом хозяйку из Солигорска. Но женщина пришлась не ко двору, вдрызг разругалась с соседями... Ссориться с сельчанами — последнее дело, считает Николай Степанович. И отвез несостоявшуюся жену обратно в город. А когда перевалило за 80, вдруг помчался на телестудию. На свидание с юностью...
В далеком 1955-м Николай с друзьями, обучавшимися в Минске на годичных курсах экскаваторщиков, заглянул в общежитие часового завода, где в каждой комнате были девчата на выбор. И сразу положил глаз на энергичную, улыбающуюся Тамару. Юная работница была намного моложе 27-летнего стройного парня, но для чувств разница в возрасте разве помеха? Пошли свидания, прогулки при луне, походы в кино. Незаметно пролетели полгода. Три месяца практики на осушении болот показались парню вечностью. Не из-за комаров, постоянного хлюпанья ржавой воды, а от разлуки с озорной Тамарой.
В первый же день после длительной разлуки друзья Николая и подруги Тамары накрыли в общежитии нехитрый стол. Посадили “на покути” влюбленных. Кричали: “Горько!” Все как на настоящей  свадьбе. Под дружные возгласы, аплодисменты было решено, что завтра же Николай и Тамара зарегистрируют брак, станут законными мужем и женой.
Утром они действительно пошли в загс. Подали заявление. Но после дружеской попойки, бурной ночи вид у потенциальных супругов был не совсем праздничный. И работница загса обеспокоенно спросила:
— Может, не нужно торопиться? Оставьте заявление, подумайте, взвесьте...
Николай глянул на Тамару. Та промолчала. И он ответил за двоих:
— Хорошо, подумаем.
Молодой экскаваторщик в тот же день уехал копать осушительные каналы, коллекторы. Девушка пошла собирать часы. Николай часто думал: зачем ей, молодой девчонке, он, больной, порезанный? Юношеское увлечение.... В загс они так и не явились...
Но чем дальше отдаляло время от тех событий, тем чаще из глубин памяти Николая Степановича всплывал образ юной доверчивой Тамары. С искренней, укоризненной улыбкой....Наконец ветеран не выдержал, написал в программу “Жди меня”: если можно, помогите найти Тамару с часового завода!
Получив приглашение, за 150 километров помчался на запись передачи. Пять часов томился в телестудии. А сказал Николай Степанович перед телекамерой немногое: очень хочу на старости лет встретиться с любовью своей молодости, узнать, как сложилась ее жизнь, попросить прощения. Ему намекнули, дескать, шансы невелики, возможно, долго придется ждать. Пенсионер ответил: сколько нужно, столько и буду ждать.
Ждет и поныне. Ждет встречи с детьми, внуками, друзьями. Ждет весны, чтобы бросить семена в хорошо возделанную почву, наблюдать за цветением сада, заготавливать корма. Если вдруг забредет в душу тоска по молодости, несбывшихся желаниях — запоет песню. И хандру как рукой снимет. Он не помнит, когда последний раз был в больнице. Николаю Никоновичу просто некогда болеть. Ему нужно трудиться, жить. Для себя, для людей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter