Выпускница БГУ развивает туризм в уникальном заповеднике

Елена в краю мифов

В этом году Белорусский государственный университет отмечает 100-летний юбилей. В новом совместном с Белорусским государственным университетом проекте «Сельская газета» продолжает рассказывать о талантливых, компетентных, успешных и креативных выпускниках БГУ из регионов.
Уроженка деревни Доманово Ивацевичского района Елена ОЛЬШЕВСКАЯ к возрасту Христа освоила несколько профессий: менеджмент в сфере международного туризма, переводчик-референт, стала магистром в области европейской экономики. Свободное владение двумя иностранными языками, обучение в одном из престижнейших бельгийских университетов в знаменитом Брюгге, путешествия по разным странам… Но призвание Елена Николаевна нашла в самом диком и нетронутом месте Европы — сейчас она заместитель директора по туризму Березинского биосферного заповедника. В Домжерицах Лепельского района вместе с супругом растят двоих мальчишек, достраивают свой дом и не забывают, что путевку в жизнь получили именно в Белорусском государственном университете: Елена окончила факультет международных отношений.


— Елена, выбор вуза и профессии — непростая задача. Чем вам запомнилось время поступления и переезда в столицу?

— Я росла в семье железнодорожников, вторая из троих детей. Ближе к 9-му классу поняла, что хочу профессию, связанную с путешествиями. Эту мечту и реализовала. Специалистов в сфере туризма и гостеприимства в то время готовили всего два вуза. Школу окончила со средним баллом 9,5. По результатам ЦТ 257 балла из 300 дали мне возможность выбрать вуз мечты. В то время у БГУ не было современного студенческого городка, общежития были территориально разбросаны, и место в комнате я получила спустя месяц учебы.

— Наверное, учеба на факультете международных отношений расширила рамки привычного мира?

— На ФМО очень сильная языковая школа. Я подтянула свой уровень английского и с нуля выучила французский. Особенно благодарна за это преподавателю кафедры романских языков Людмиле Антоновне Крель. Уровень знаний после окончания вуза позволил практически без сложностей обучаться на этих языках за границей и сдавать экзамены.

До переезда в Минск была за рубежом лишь однажды, в Крыму. В студенческие годы кафедра международного туризма постоянно организовывала для нас автобусные поездки, к примеру, по европейским столицам. Мы ехали как туристы и одновременно изучали азы профессии. Всего посетила около 15 стран.

— Учеба за границей — случайная удача или вы шли к этому целенаправленно?

— После окончания вуза мне не хотелось идти в турфирму менеджером продавать путевки. Решила поступить в магистратуру на своем факультете и подумать над дальнейшим трудоустройством. Факультет международных отношений готовит высококлассных специалистов, и многие мои однокурсники побывали на стажировках или работе за границей уже во время учебы. Меня заинтересовала магистерская программа в бельгийском университете «Европейский колледж» в Брюгге.

Параллельно с обучением в белорусской магистратуре работала в консалтинговой компании экономистом. Подготовила документы на обучение за границей на пятом курсе, но с первой попытки не получила стипендию. Обучение и средства на жизнь, требуемые на год в Бельгии, — 25 тысяч евро. Поэтому сначала окончила магистратуру в БГУ, а на следующий год меня приняли бельгийцы. Мне кажется, в любой иностранный университет при желании не так сложно попасть. Высшее образование, полученное у нас в стране, формирует способ мышления, грамотность, настроенность на жизненные победы.

— Можно ли сравнить учебный процесс в БГУ и заграничном вузе?

— Знания, приобретенные в Беларуси и в Бельгии, востребованы мной в разных сферах деятельности. Наша система дает колоссальную теоретическую основу. Европейцы учат применять модели на практике. Лекции там дают заранее, приходится много читать дополнительно, и занятия проходят в форме дискуссии. Имея возможность сравнить, убедилась, что в БГУ работают профессионалы: они готовят кадры, которые могут найти и реализовать себя в жизни.

— Хотелось ли остаться за границей?

— Я очень привязана к родной стране, поэтому нет. Около 80 процентов моих однокурсников по бельгийскому университету трудятся в европейских банках. Был момент, с немецкой подругой Сабриной обсуждали планы о будущем после учебы. Она мечтала пойти в национальный парк, я — зарабатывать деньги. Но жизнь распорядилась так, что я оказалась именно в Березинском биосферном заповеднике, одном из старейших в Европе, а она — в немецком инвестбанке. Жалуется, что много времени проводит за компьютером в кабинете, это скучно. Я также проработала несколько месяцев в минской консалтинговой компании аналитиком, но это не по мне. У каждого свое счастье.

В заповедник пришла специалистом по туризму. Не строила долгих планов. И сразу окунулась в дело. В байдарку села впервые на новом месте работы, а уже через месяц стала гидом-инструктором — водила гостей по маршрутам, нарабатывала навыки экскурсовода. Природоведческие экскурсии были новой областью знаний, которую пришлось осваивать на месте.

— Наверное, не всегда легко без подготовки переводить названия редких птиц на английский или французский…

— Да, пришлось готовиться. Английский часто использую в работе, занимаюсь приемом международных туристов, общаюсь с организациями-партнерами. Когда иностранцы приезжают в нашу глубинку, очень удивляются. Особенно впечатляет нетронутая природа. К примеру, глава бельгийской ассоциации «Естественный лес» Себастьян Лезака бывал у нас три раза, в том числе с целью получения опыта для работы над программой по возрождению естественных лесов в Бельгии. В блокнот он зарисовывал травы, след каждого зверя…

Памятны мои первые впечатления от приезда в заповедник. Домжерицы находятся в трех километрах от трассы, идти пришлось пешком. Когда из столицы попадаешь в дикий лес, где дорогу перебегают то кабаны, то олени, жизнь замедляется. От контраста с городом, активной жизнью, учебой, написанием работ — к воодушевленному состоянию. Наслаждаюсь окружающей средой, идти на работу пять минут. Птицы поют, на душе умиротворение. Хотя должность немаленькая, дел много, я даже скучаю по тому времени, когда просто общалась с туристами.

— Вы довольно рано попробовали себя в роли управленца… Есть проекты, которыми гордитесь?

— Спустя год в заповеднике меня назначили начальником отдела туризма, в 26 лет. Я все время бегу, очень быстро решаю вопросы, а образование помогает оперативно ориентироваться в ситуации. Мое детище — Центр мифологического туризма, единственный в стране. Хоть идея не моя, но я ее продвинула, удалось получить грант ПРООН/ЕС на создание Музея славянской мифологии и экотропы «В краю мифов». Белорусская мифология — наше культурное наследие и кладезь, который пока мало используется.

Интересно, что те же бельгийцы в принципе не знают, что такое естественный лес. Европейцы готовы платить сумасшедшие деньги, чтобы увидеть некоторых редких птиц. Многие наши туркомпании были ориентированы на выездной туризм, часть на въездной, а внутренний был развит слабо. При закрытых границах выстрелил именно внутренний. Прошлый сезон у нас был ажиотажным. На сборные экскурсии стихийно приезжали по 20—40 человек, гостиницы были в большом плюсе. Как интересная локация для внутреннего туризма заповедник продолжает развиваться. Этот сезон прогнозируем не менее активным. Есть новинки: в прошлом году открылся в вольерах филиал с домашними животными. Также появился Музей меда и пчеловодства. Значительный интерес к эксклюзивным экскурсиям в дикую природу: в августе устраиваем наблюдения за бурым медведем, а прошлым летом регулярно приходила медведица с тремя медвежатами. Сейчас сезон токующих тетеревов. Туристы готовы выехать в час ночи и ждать до рассвета в засидке, чтобы увидеть это уникальное зрелище.

— Елена, вы не только молодой руководитель, но и жена, мама…

— С начала работы в заповеднике получила место в общежитии, где и познакомилась с будущим мужем. Он из Могилева, инженер по автоматизированным системам управления, также окончил БГУ, биотехнолог. Супруг на 6 лет старше. Заповедник нас соединил, получили в Домжерицах участок и сейчас достраиваем свой дом с помощью субсидируемого государством кредита. Подрастают два сына: Михаилу четыре годика, Льву — два. Считаю, что нашла себя здесь. Иногда просматриваешь фотографии в соцсетях, видишь однокурсников с коктейлями на морском побережье… Но это всего лишь мимолетная картинка, а всерьез моя жизнь и мой дом — на этой земле.

yasko@sb.by

Фото из архива Елены ОЛЬШЕВСКОЙ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter