Источник: Знамя юности
Знамя юности

Елена Лотова: честность в профессии – то качество, которое я в себе ценю

Елена признается, что она счастлива, потому что у нее получается совмещать все свои любимые занятия в жизни. В конце октября на экраны вышла очередная картина с участием актрисы – детектив с элементами комедии «Проклятие брачного договора». Об этом и других новых работах в кино и театре, о домашних питомцах и секрете семейного счастья «Знаменке» рассказала актриса Елена Лотова.


– Елена, вы изучали профессию каскадера, брали уроки рукопашного боя и фехтования. Чем вас покорили такие мужские занятия? И пригодились ли эти навыки?

– Такие дисциплины, как фехтование и рукопашный бой, есть в базовой программе актерского образования наравне с танцем и вокалом – всем этим каждый артист обязательно должен владеть. В 2009 году, когда я окончила вуз, был мировой кризис: кино снимали мало, молодых артистов не брали в театры, и я вспомнила слова своего педагога Людмилы Николаевны Новиковой: «Каждый год выпускается очень много актеров, вы должны быть конкурентоспособными, уметь что-то такое, чего не умеют другие». И когда появилась возможность поучиться у каскадеров, я решилась, понимая, что мало кто из актрис владеет этим профессионально. Изучала и борьбу, и владение огнестрельным оружием. В качестве каскадера снялась в одном полном метре, но потом началась уже актерская работа, где я, впрочем, тоже могу использовать полученные навыки.

– Будучи студенткой, вы активно снимались в кино. Не мешали съемки учебному процессу? Или практика актерскому мастерству учит лучше, чем теория?

– Да, я начала сниматься еще студенткой, но поскольку это были эпизоды и работала по 1–2 дня, учеба не страдала. Кинопроцессу в театральном институте не учат, и познать этот мир ты можешь только на съемочной площадке. Да я и до сих пор учусь: каждый проект – открытие для меня.

– Помните свою первую роль? Были ли какие-то сложности с этим персонажем, с коллегами по фильму, с режиссером?

– Это были сериалы «Любовь как любовь» и «Шаг за шагом». Из сложностей были только мои внутренние переживания по поводу того, что я делаю все это впервые. Да, я снималась в эпизодах и не стесняюсь этого. Любая работа дает тебе не только бесценный опыт в профессии, но и возможность познакомиться с людьми! А люди – самое главное, что есть в кино. Встреча с любым человеком несет за собой целую историю. Сегодня ты общаешься с молодым ассистентом на площадке, а спустя время твой давний друг становится помощником режиссера или кастинг-директором. Мир кино очень маленький.

– До сериала «Петр Лещенко. Все, что было...» у вас в основном были эпизодические роли. Считаете ли вы, что этот фильм стал вашей «путевкой» в большой кинематограф?

– В сериале «Петр Лещенко. Все, что было» у меня роль второго плана, которая, к сожалению, в широком смысле этих слов не стала путевкой в большой кинематограф. Да, о проекте знали наши коллеги, деятели кино, появилась профессиональная узнаваемость. Но не зрительская. Картина пролежала на полке пять лет, что стало бесконечной трагедией как для режиссера, так и для актеров, и всей команды. Се­риал получился очень трогательный и талантливый, но лента «перележала» и не последовало того резонанса, на который мы могли бы рассчитывать.

С Дмитрием Филипповым и Александром Соколовским в спектакле «Философ Омский»

– Для роли в детективе «Три дня до весны» вы погрузились в биографию и творчество поэтессы Ольги Берггольц, пережившей блокаду Ленинграда. Тяжело было это читать, а играть?

– «Блокадный дневник» – это самая тяжелая книга, которую только читала. Пересказать ее невозможно, я могу только посоветовать прочес­ть. И все. Без дополнительных комментариев. Это живая история и живая трагедия, которую обязательно нужно знать. Играя в этом проекте, чувствовала на себе большую ответственность. Блокада, голод, война, страх – как это правильно показать? Изначально должна была быть сцена, где моя героиня ест в столовой НКВД, но финал фильма изменили, чему я рада. Прос­то не знала, как это сыграть! Как показать человека, который пережил голод и блокаду, не видел еды, а тут ему дали свежий хлеб и налили какао?! Это все очень тонкая и серьезная работа, к которой я подходила крайне ответственно, понимая, что нельзя врать: любая неискренность будет видна в кадре. Нужно быть максимально настоящей! И режиссер Александр Касаткин помогал нам всем добиваться этой искреннос­ти. Именно честность в профессии – то качество, которое я в себе ценю. Там, где кто-то скажет «и так сойдет», я буду всегда выкладываться на 100 процентов.

– За роль в этом фильме вы, кстати, получили сразу на нескольких кинофестивалях награду за лучшую женскую роль. Что значила для вас такая оценка?

– Да, у меня четыре награды за эту работу. Первую помню очень хорошо: в Ве­ликом Новгороде проходил фес­тиваль «Вече» Светланы Дружининой. Председателем жюри был Николай Досталь, который тогда подошел ко мне и сказал теплые слова о моей работе и героине. До сих пор сама себе не верю: меня похвалил Досталь, а из рук Дружининой я получила награду! Признание мастеров такого уровня дорогого стоит. А когда четвертую награду за эту работу мне вручал дорогой мне Владимир Котт, у которого в 2012 году снималась в сериале «Петр Лещенко», я прослезилась.

– А хотели бы получить «Оскар»?

– Мне важно получать оценку работы от настоящих мастеров своего дела, и неважно, где это: в Голливуде или Владимире.

– В конце октября на экраны вышла очередная картина с вашим участием «Проклятие брачного договора». Чем эта детективная драма отличается от других ваших детективных историй?

– Получился очень легкий жанр: детектив с элементами комедии. Переводчица Дина, которая приезжает из Москвы в Петербург на конференцию и встречает свою первую любо­вь, стала моей первой крупной комедийной ролью. Плюс снимала сериал очень талантливая и слаженная коман­да из Санкт-Петер­бурга, где и проходили съемки. С этим городом у меня связано много успешных проектов, в числе которых полнометражные фильмы «Три дня до весны» и «Союз спасения», а также сериал «Союз спасения. Время гнева». Так что, я считаю, зри­телям будет интересно, легко и приятно смотреть наш сери­ал.

– Утренние прогулки на мне, и я очень люблю это время суток: когда выходишь на улицу и видишь, как просыпается природа

– Вы активная девушка: играете в теннис, занимаетесь верховой ездой, мастерите из глины посуду. Как увлечения приходят в вашу жизнь?

– В седле первый раз я оказалась на съемках фильма. Мне провели инструктаж, и я так влюбилась в этот вид спорта, в красоту и грациозность лошадей, что потом еще несколько раз ходила сама. И сейчас могу вполне уверенно держаться в седле, хотя особыми навыками не обладаю. Зато хорошо играю в большой теннис, которым увлеклась еще в школе У нас с мужем был период, когда мы очень активно и сами играли, и смотрели соревнования. Также у меня за плечами художественная школа, где были и занятия по глине и лепке. А однажды в период безработицы я почему-то решила делать броши. За пару видеоуроков овладела техникой и стала создавать украшения, которые даже заказывали во Францию в качестве рождественских подарков.

– В вашей семье живет курцхаар Сэм. Как решились завести питомца такой породы, ведь это охотничий пес? На фото в вашем Instagram рядом с Сэмом еще и кот, у них получается ладить?

– Кот мне достался вместе с мужем, а потом мы решились на собаку, о которой я мечтала с детства. Большой любви между питомцами нет, но никто не дерется, все друг друга уважают: кот великодушно позволил еще одному члену семьи существовать с ним в одном пространстве. Сэм очень энергичный пес, он требует внимания и активных прогулок. Так что с его появлением наш режим дня пришлось значительно перестроить. Утренние прогулки на мне, и я очень люблю это время суток: когда выходишь на улицу и видишь, как просыпается природа. И неважно, какая погода. Каждый раз, когда я уезжаю на съемки, очень скучаю по этой возмож­ности погулять утром минут 20 перед активным рабо­чим днем.

– Как получается у вас с мужем находить время друг на друга? Удивляете его, балуете? В чем сек­рет семейного счасть­я?

– Актерские графики – вещь непредсказуемая. Бывает, что действительно съемок и репетиций очень много, и мы долгое время почти не видим друг друга, а случаются и перерывы, когда получается побыть вместе. Возможно, в этом и есть секрет семейного счастья. Мы пока его ищем.

– Какие театральные премьеры с вашим участием могут увидеть поклонники в ближайшее время?

– Сейчас в Московском драматическом театре «Человек» я задействована в двух премьерных спектак­лях: «Ноу Нейм Проджект» режиссера Скворцова по современной пьесе Скворцова и Вислова и спектакль «Философ Омский» режиссера Ольги Соколовской по пьесе Артема Новиченкова. Обе герои­ни – Лена и Катя – совершенно разные, но интересные. Лена из «Ноу Нейм Проджект» очень сложный и, я бы сказала, двуликий персонаж. С одной стороны, она – молодая артистка, играющая роли наивных и глупых девочек. А в реальной жизни – Лена очень ра­зумная, спокойная девушка, которая окончила не только актерский факультет ВГИК­а, но и училась на философском отделении в Сорбонне... А Катя из «Философа Омского» – юная девушка, которую настигла первая любовь, принесшая первое разочарование. Она ищет способы пережить этот шквал эмоций и знакомится с философом по фамилии Омский, что накладывает отпечаток на все будущие события.

– В чем уникальность театра, где вы служите?

– Наш театр находится в переулках Арбата и уникален тем, что он уютный, самобытный и камерный: в нем всего 52 места. На его площадке ставится очень интересный материал, современный и актуальный, даже при том, что это классика. У нас можно посмотреть спектакль «Кроткие» по Достоевскому или забытого гениального «Гамлета» Сумарокова. Тем интереснее! Я бы сказала, что сыграть в таком материале – это вызов. Если Чехова и Шекспира нас учили играть еще в институте, то как существовать в спектаклях по современным пьесам? Это большая и интересная работа! Я счастливый артист: мне удается совмещать и кино, и сцену. Наш «Человек» находится в диалоге с актером, слышит, дает возможность развиваться, не останавливать свою творческую деятельность: сниматься в кино, реализовывать другие проекты. Мне повезло: я всегда мечтала оказаться именно в таком театре и не перестаю радоваться тому, что моя мечта осуществилась.

Елена Лотова

Родилась: 11 августа 1988 года в Усть- Каменогорске

Образование: окончила Высшее театральное училище имени Щепкина

Семья: замужем за актером Александром Зельским

Карьера: актриса театра и кино, служит в драматическом театре «Человек», известна по проектам «Петр Лещенко. Все, что было...», «Метод Фрейда», «Команда Че», «Три дня до весны», «Союз Спасения» и другим
Марина Дорошева (специально для «ЗН»),

фото из личного архива Елены Лотовой
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter