Элементы питания

Плодоовощные консервы для детей отвоевали позиции у импорта

Плодоовощные консервы для детей нашли своего потребителя

Еще каких-то пять лет назад казалось, что зависимость от импортных плодоовощных пюре станет нормой для белорусских малышей. Несмотря на разнообразный ассортимент, высокое качество, современную упаковку, приемлемую цену, детские плодоовощные консервы на внутреннем рынке были практически невостребованными. Складские запасы пылились в запасниках, а на полках магазинов стояли блестящие баночки производителей Германии, Чехии, Австрии, Украины, России. Ныне отечественное детское питание не только по карману молодым семьям, но и вполне успешно конкурирует с зарубежными аналогами и по другим параметрам.

Мировая практика показывает: основными игроками на рынке детского питания являются крупные диверсифицированные компании. Это связано с тем, что производство продуктов детского питания является частью универсальных рынков, таких как рынок молочных продуктов, соков и продуктов переработки овощей и фруктов. Конечно, производство продуктов питания требует отдельно отведенных площадей и специфичных технологий производства, но организация бизнеса, логистика идентичны. Это позволяет действующим производителям быстро адаптироваться в производстве новой составляющей их бизнеса. При этом, поскольку рынок детского питания является самостоятельным, отличающимся разнообразием сегментов и категорий, его игроками являются, как правило, пищевые холдинги, которые объединяют разные направления в индустрии продовольственных товаров. Поэтому большинство торговых марок, действующих на рынке продуктов детского питания, присутствует одновременно в разных продуктовых сегментах. Белорусам с узкоспециализированными производствами приходится несладко…

Но нашим производителям удалось отбить для себя места на магазинных стеллажах, используя совершенно иную стратегию, доказав отечественным покупателям исключительную натуральность своей продукции. Молодые мамы не понаслышке знают: изготавливающееся в стране детское питание производится преимущественно в соответствии с СТБ. Но в любом случае их использование означает полный отказ в производственном цикле от искусственных красителей, консервантов и других веществ, пагубное влияние которых на растущий организм не доказано, но проверять его не очень-то и хочется. «Достаточно на баночку взглянуть: отечественное яблочное пюре имеет срок хранения всего год, аналогичное российского производства — два года. Понятно, что во второй банке состав просто не может не быть дополнен ингредиентами, способствующими такому длительному хранению», — делится опасениями молодая мама Наталья.

Разумеется, к импортному детскому питанию не может быть никаких нареканий: производители, как наши, так и зарубежные, крайне дорожат своей репутацией и не позволяют себе ни брака в работе, ни оплошности. Но чисто психологически для белорусских молодых родителей при выборе баночки все чаще основополагающим становится тот факт, что продукт максимально натурален. Кстати, с начала нынешнего года белорусские производители детского питания на плодоовощной основе перешли на выпуск плодоовощных пюре и соков по новым стандартам, требования которых по показателям качества и безопасности гармонизированы с международными.

Основной акцент отечественные производители детского питания делают на производстве пюре и соков с пониженным содержанием сахара, а то и вовсе без него. За 2010 год такой продукции в общем объеме выпуска было произведено порядка 33 %. «Более 90 % используемого в производстве сырья — белорусское, выращенное в экологически чистых условиях, однако есть и импортное. Некоторые фрукты, которые не растут в наших широтах, приходится закупать за рубежом. Это бананы, персики, абрикосы», — рассказывает директор клецкого ОАО «Гамма вкуса» Надежда Пальчинская.

В минувшем году этот производитель детского питания начал серьезную реконструкцию и техническое переоснащение своего производства. В Клецке освоили производство растительно-мясных гомогенизированных консервов в стеклотаре, установили комплексные линии по подготовке плодоовощного сырья и по разливу детского питания в двухсотмиллилитровую тару типа тетрапак. Накануне новогодних праздников первая партия продукции отправилась на полки белорусских магазинов. Новый товар продается под торговыми марками «Непоседа» и «Наш». Как уверяет Надежда Пальчинская, предприятием в ближайшее время будет продолжена работа по расширению ассортимента продукции для детей, планируется увеличить мощности по производству плодоовощных пюре-полуфабрикатов в асептической упаковке, а также провести техническое переоснащение варочного отделения.

В общей сложности мощности организаций, осуществляющих в стране производство детского питания на плодоовощной основе, по итогам 2010 года достигли 20,6 млн. условных банок. Как отмечают специалисты, оборудование белорусских предприятий (того же ОАО «Гамма вкуса» и ОАО «Малоритский КОСК») работало в полную силу. На третьем предприятии отрасли — ОАО «Витебский ПОК» — коэффициент загрузки мощностей возрос с 23,3 % в 2009 году до 50 % в 2010 году.

На первый взгляд, немного, но в ближайшие годы предприятие также намеревается задействовать весь свой производственный потенциал. Растущий спрос дает возожность рассчитывать на то, что складские запасы будут формироваться только в том объеме, который позволил бы говорить о продовольственной безопасности сегмента, не более.

Как подсчитали в концерне «Белгоспищепром», за минувший год выпуск в стране детского питания на плодоовощной основе составил 22,1 муб. Это почти вполовину больше, чем в кризисный 2009 год. А в рамках выполнения задания подпрограммы «Детское питание» президентской программы «Дети Беларуси» ожидается, что рост достигнет 164 %. За январь—декабрь 2010 года на внутренний рынок было поставлено 19,5 миллиона условных банок плодоовощных консервов, что составило 130 % от задания, на экспорт отправлено 0,32 муб. Остатки готовой продукции на складах на начало января 2011 года составили 3,7 муб, а это примерно объем двухмесячной выработки.

Детское питание — продукт особый. Традиционным маркетингом его сложно продвинуть: слишком уж часто меняется потребительская аудитория. А вот необходимость постоянно проводить научные исследования и внедрять новации — золотое правило производителей. Понятно, что белорусские плодоовощные заводы с их весьма урезанными бюджетами вряд ли могут в этих вопросах тягаться с зарубежными гигантами. Пока они больше озабочены техническим перевооружением своих мощностей. Помимо клецкого предприятия, на упаковку тетрапак перешли и в ОАО «Витебский ПОК». Здесь закуплена и введена в эксплуатацию линия по розливу соковой продукции в тару такого типа. В ближайшее время на предприятии начнется реконструкция и техническое переоснащение цеха детского питания с организацией производства растительно-мясных и растительно-рыбных измельченных детских консервов. А в Малорите освоили производство осветленных соков для детского питания, заработала комплексная линия по подготовке плодоовощного сырья. В 2011—2015 годах на предприятии планируют освоить производство морковного сока прямого отжима для детского питания с комплексной переработкой моркови, а также значительно увеличить мощности по производству плодоовощных пюре-полуфабрикатов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter