Каждый будний день в аварийную службу поступает от 150 заявок, в выходные — до 500.
Потопа не будет
Остановить потоки воды, льющейся с потолка квартиры, починить электрощит, который искрит на весь подъезд, прочистить канализационные трубы в подвале многоэтажки. С такими и другими проблемами в аварийную службу минчане обращаются почти 150 раз в будний день и почти 500 — в выходной. А теперь представьте, что все эти неприятные, а порой и опасные для жизни ситуации некому устранить. Просто потому, что кто-то решил: трудиться больше не нужно.Отправляюсь на базу УП «Городская аварийная служба» Минска. Здесь все как всегда. Диспетчеры в штатном порядке принимают заявки, аварийно-ремонтные бригады их безотлагательно выполняют.
На часах 17:00, однако заявки и телефонные звонки сыплются как из рога изобилия. Хотя час пик начнется после 18:00, когда ЖЭУ закончат работу. Апогей обращений — выходные. Начальник диспетчерского отдела Елена Клименкова приводит цифры. Например, за сутки в будний день поступило 172 заявки, а аварийно-ремонтные бригады выезжали на вызовы 77 раз. В выходной — 448 заявок и 167 выездов. Разница в количестве заявок и выездов из-за того, что иногда заявки приходят пакетами (одна от жильцов 20–30 квартир). Зависит количество обращений и от времени года. Так, в июне было 9179 заявок, в феврале — 12 470. Всего в прошлом году в Городскую аварийную службу поступило 150 820 заявок, из них почти 90 000 работники выполнили самостоятельно и более 13 000 локализовали и передали обслуживающей организации.
Пытаюсь эти цифры, как говорится, потрогать руками и понимаю: отлынивать от работы здесь вряд ли получается. Тем более если учесть, что теперь служба занимается не только устранением аварий. Три года назад в графике обязательных работ прописались ремонтно-восстановительные. Проще говоря, рабочие теперь не только перекрывают вентиль и спасают здание от потопа, но и заменяют старую водопроводную трубу на новую.
Вернемся к аварийным ситуациям. Отсутствует свет в квартире, затапливает сосед сверху, короткое замыкание в электропроводке, не работает канализация — обращения, по сути, обычные и повторяются из года в год.
— Самые важные заявки — те, что связаны с ущербом для здоровья и имущества жильцов, — уточняет Елена Клименкова. — Залитие, порывы инженерного оборудования и отопительных приборов в квартирах, засоры. На них наши специалисты выезжают в первую очередь. А теперь только представьте: что будет, если мы не выйдем на работу?
На залитие квартиры специалисты приезжают в первую очередь.
Аварии не по расписанию
Очередная заявка — прорыв канализации в кафе. Заведение расположено на первом этаже жилого дома, а значит, от аварии могут пострадать жильцы как минимум одного подъезда. То есть у людей могут быть проблемы с канализацией. На вызов выезжает сантехническая бригада. Мы вместе с ней. На проспект Независимости добираемся минут за 10, хотя и попадаем в вялотекущий затор на дороге. Слесарь-сантехник 5-го разряда Александр Драгунович и слесарь АВР 5-го разряда, а по совместительству водитель Андрей Валов быстро находят причину засора и устраняют его. Справились за 15 минут. Хотя столь непродолжительная по времени работа скорее исключение из правил.Следующий адрес — улица Сердича, 52. Обычно в спальных микрорайонах работают специалисты, которые дежурят в линейных отделениях. Два таких созданы в Ленинском и Фрунзенском районах города. В них есть места для отстоя техники и для отдыха работников. Каждое утро на дежурство отправляются по два экипажа электромонтеров и слесарей. Сегодня все экипажи разъехались, поэтому за дело беремся мы. Повод для вызова — с потолка квартиры льется вода. На этот вызов мы должны добраться за 30 минут. Такая норма для аварийной службы работает с 1 января 2016 года. Хотя в эту норму в последние две недели, бывало, и не вписывались.
— Иногда доехать за такое время невозможно по объективным причинам. Ремонт проезжей части, МКАД, аварии, подтопление дорожного полотна, час пик — ситуации бывают разные, — уточняет начальник смены № 1 аварийно-восстановительной службы Александр Дедух. — Недавние причины — многолюдные шествия и из-за этого перекрытые участки проезжей части. Приходилось ехать и по тротуару, и по газонам. А что делать, если в квартире хлещет горячая вода? Аварийные ситуации возникают же не по расписанию.
Прибываем на место. Пенсионерка Татьяна Ивановна волнуется: в квартире сверху никого нет, а сама она так растерялась, что начала звонить во все коммунальные службы. Интересуюсь: а если бы служба забастовала, что было бы?
— Даже представить не могу, как без аварийки можно жить в большом городе, — машет рукой пенсионерка. — Затопило бы не только мою квартиру, но и ту, что снизу. Думаю, за несколько дней без экстренной помощи город захлебнулся бы. И не только в воде.
На экстренный вызов бригада должна прибыть в течение 30 минут.
И здесь с затоплением разобрались довольно быстро. К нашему приезду соседи вернулись, поэтому общий стояк перекрывать не стали. Причину подтопления быстро ликвидировали — поджали разборное соединение на полотенцесушителе. А мы возвращаемся в центр города. Заявки сегодняшнего вечера разнообразны — от засора канализации до искрящегося электрощита. Их привычно много. Выполняет их 20 бригад. В смене обычно работает 9 сантехнических, 8 электрических бригад и 3 бригады электросварщиков. Для густонаселенного города, скажем так, негусто. И все же эти люди каждый день спасают нас от залития, дают электричество, восстанавливают канализацию. И понимают, что должны работать при любых обстоятельствах и условиях. Да, у каждого свой взгляд на жизнь. Однако он не должен никак отражаться на профессиональной деятельности.
Позиция директора предприятия Александра Кислюка в этом вопросе однозначна:
— Не работать мы позволить себе не можем, свои обязанности должны выполнять в любое время. Потому что от нас зависит жизнедеятельность человека. Мы, если хотите, обеспечиваем социальные стандарты. Горожане должны получать помощь в любой ситуации, круглосуточно. Это дело чести, главный пункт нашей профессиональной этики.
МНЕНИЯ
«Все предприятия работают по графику»
Александр ОГОРОДНИКОВ, заместитель министра промышленности:— Какие потери из-за сложившейся в стране ситуации понесет промышленный сектор, говорить еще рано. Абсолютно все предприятия работают в штатном режиме, просрочек по получению сырья и комплектующих, отгрузке готовой продукции нет. Все графики выдерживаются.
Надо также понимать, что вызванные пандемией сложности в мировой экономике еще не исчезли. Еще не все рынки открылись, спрос восстанавливается, но медленно. Например, заработали зарубежные шинная и строительные отрасли, начал увеличиваться и сбыт белорусского металлокорда и строительной арматуры.
Если говорить о продукции машиностроения, то обычно основные продажи техники происходят в четвертом квартале. Тогда у сельхозпроизводителей появляются деньги, вырученные за собранный урожай. Да и другие компании видят, с каким результатом заканчивают год, и могут оценить свои возможности по обновлению парка техники.
misnik@sb.by