В отчете Всемирного банка Ведение бизнеса–2014 Беларусь по показателю Подключение к системе электроснабжения заняла 168–е место среди 189 стран

Электросети запутались в бумажных завалах

Беларусь по показателю «Подключение к системе электроснабжения» занимает 168–е место среди 189 стран...

Войти в тридцатку стран с наилучшими условиями ведения бизнеса — такую задачу несколько лет назад поставил Президент перед Правительством. Однако вот уже несколько лет Беларусь занимает строчку рядом с 60–й позицией среди 189 стран в отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации. А по подключению к электросетям и вовсе находится близко к концу списка. Почему? В дискуссии за «круглым столом» «СБ» приняли участие Наталья ГАРКУША, председатель Ассоциации застройщиков объектов жилищного строительства; Николай БУТРИМ, первый заместитель председателя комитета строительства и инвестиций Мингорисполкома; Вадим ЗАКРЕВСКИЙ, заместитель министра энергетики; Ольга РЫБАКОВСКАЯ, консультант производственно–технического управления Минэнерго; Александр КОРЕНЬКО, начальник службы заказчика ООО «Трайпл»; Олег МОЗГО, начальник главного управления строительства Минстройархитектуры; Андрей НЕГОДЬКО, начальник управления стратегического развития ГПО «Белэнерго»; Алексей УСЕНКО, директор ООО «ТитанПроект», заместитель председателя Ассоциации строителей при ОО «Белорусский союз предпринимателей»; Александр КАЛИНИН, председатель Белорусского союза предпринимателей (БСП), и Лев ХАЮТИН, генеральный директор СООО «ТАМБАЗ».


«СБ»: В отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса–2014» Беларусь по показателю «Подключение к системе электроснабжения» заняла 168–е место среди 189 стран (7 процедур, временные затраты — 161 день, стоимость — 431,7 процента от дохода на душу населения). Поднялись лишь на семь пунктов по сравнению с предыдущим исследованием. Министерство энергетики ссылается на неоднозначный подход банка к оценке и учету одних и тех же показателей для разных стран. В чем проявляется предвзятость экспертов?


В.Закревский: Для разных стран Всемирный банк разработал некую упрощенную модель оценки количества процедур, временных затрат на каждую и стоимости, которые необходимы предпринимателю, чтобы подключить к электрическим сетям новое строение мощностью 140 киловольт–ампер, со строительством линии электропередачи протяженностью 150 метров. Объективность результата оценки Всемирным банком трудоемкости подключения к сетям в нашей стране можно, конечно, обсуждать, но мы приняли его как факт и с тех пор работаем над сокращением времени и сложности процедур.


«СБ»: Какие страны лидируют по «энергетическому» показателю?


В.Закревский: На первом месте — Исландия (4 процедуры, 22 дня и стоимость — 14,4 процента дохода на душу населения), на третьем — Германия: 3 процедуры, 17 дней и 47 процентов среднедушевого дохода.


«СБ»: Есть к чему стремиться...


В.Закревский: За последние 2 — 3 года энергетиками проделана значительная работа по упрощению процесса подключения. Но давайте рассмотрим, какие процедуры называет Всемирный банк. Первая — получение технических условий. Мы их на подключение юрлица к сетям выдаем за 7 дней. Учитывая, что объекты бывают самыми разными, это вполне нормальный срок.


«СБ»: 7 дней — отрезок времени небольшой. А откуда всплывает тогда 161 день?


В.Закревский: Далее нужно выполнить техусловия и согласовать проект. Чем руководствуется Всемирный банк, отводя нам на эту процедуру 90 дней, не знаю.


А.Усенко: Зато я знаю. Если предприниматель решил что–то изменить в электроснабжении, он прежде всего должен обратиться в исполком и получить разрешение, а потом уже техусловия, которые нужно согласовать в районных электросетях, затем заключить договор на проектирование, запроектировать и снова все это согласовать.


В.Закревский: Для разработки проекта согласно условиям Всемирного банка, по данным наших проектных организаций, нужно не более 30 дней. Сейчас заканчивается разработка технического кодекса установившейся практики, который будет определять нормы продолжительности проектирования электрических сетей и подстанций.


А.Коренько: Какие 30 дней? Вы о чем?! При получении разрешения на проектирование на сводный план сетей отводится год.


Л.Хаютин: Не говоря уже о том, что это не тот проект, по которому можно строить. Это всего лишь техническое решение.


О.Рыбаковская: Мы говорим не о проекте строительства какого–то здания, а только о проекте электроснабжения объекта. Эксперты выделяют его отдельно. Хотя всем понятно: проект электроснабжения является неотъемлемой частью проекта на строительство. Отсюда и разночтения.


Л.Хаютин: Но вы же понимаете, что все это не имеет никакой связи с реальностью. Покажите мне место под стройку в 150 метрах от линии электропередачи, от которой можно взять эти самые 140 киловольт–ампер! Может, здесь подразумевается нечто вроде сети бензоколонок, равномерно распределенных на определенном расстоянии друг от друга? Это разговоры ни о чем.


О.Рыбаковская: Еще раз хочу уточнить. Для оценки процесса по подключению к электрическим сетям Всемирный банк рассылает анкеты, например, проектным и строительным организациям. Сотрудник компании их заполняет и отправляет обратно. На основании данных анкет и составляется рейтинг страны.


Л.Хаютин: Если речь идет о подключении ларька, это одно. Мы же строим крупные объекты — совершенно другое...


В.Закревский: Объект с мощностью электропотребления 140 киловольт–ампер — это, например, дом в 9 этажей с одним подъездом. Но позвольте, я продолжу. Третья процедура — получение разрешения на проведение земляных работ. На нее отводится 7 календарных дней. Далее идет выполнение электромонтажных работ. Это четвертая процедура — еще 30 дней. Пятая — получение справки о выполнении техусловий и подготовка акта о разграничении балансовой принадлежности — займет еще 7 дней. Шестая процедура определена так: допуск в эксплуатацию электроустановок органами Госэнергонадзора. 10 дней. И последняя — собственно подключение к системе электроснабжения: осмотр, пломбировка, заключение договора. Еще 10 календарных дней. В сумме получается 161 день.


А.Усенко: Да мы месяц ждем одного лишь разрешения от администрации...


«СБ»: Вы лучше расскажите, как это все делается в Германии.


В.Закревский: В Германии приходит предприниматель в электроснабжающую организацию, подает заявление и уходит. Через 7 дней его вызывают на подписание договора и подключение. За эти 7 дней немецкие энергетики делают фактически для себя техусловия, сами оценивают, сколько все это будет стоить для потребителя.


«СБ»: Как им так быстро удается?


В.Закревский: Там выделяются площадки для строительства с уже подведенными коммуникациями — водой, газопроводом и электричеством. И даже есть счетчик. И как только компания построит свой объект, ей останется просто физически произвести подключение. И все.


О.Мозго: А подготовка всех документов входит в 14 дней?


В.Закревский: Нет, конечно. Только для того чтобы в Берлине получить разрешение на раскопки, необходимо около 2 месяцев.


О.Мозго: А почему тогда у нас входит?


Н.Бутрим: Потому что несовместимые системы. У нас компания получает пустырь, где свет, газ и воду надо проводить самим. В лучшем случае где–то близко может находиться линия, к которой можно подключиться и получить требуемую мощность электроснабжения. А чаще всего мощности, как правило, не хватает.


О.Мозго: Давайте кратко пройдем по нашим 7 пунктам и посмотрим, что там можно сократить. В Германии всего 3 процедуры. Наши 4 процедуры там выброшены. Почему? Начнем с выдачи ТУ за 7 дней.


В.Закревский: Меньше нельзя. Технические условия — это не бумажка, на которую достаточно поставить чью–то подпись. На основании технических условий разрабатывается проект электроснабжения, поэтому техусловия должны быть подготовлены качественно и содержать всю необходимую для проектирования информацию. Иногда нужно выехать на место и посмотреть, где что находится...


О.Мозго: Вы говорите, как есть, а я предлагаю, как можно сделать: утром пришел с заявлением, вечером получил ТУ.


Л.Хаютин: Чтобы получать ТУ в автоматическом режиме, то есть без каких–либо задержек, нужна электронная база в энергоснабжающих организациях с оперативной, в режиме реального времени, информацией о величине суммарной нагрузки на электросети, о подстанциях. Тогда действительно не надо никуда ехать. Включил компьютер, открыл базу данных и отвечай потребителю, есть ли там нужные мощности и во сколько это обойдется.


Н.Бутрим: Так ведь в том–то и проблема: свободных мощностей у нас практически нигде нет!


Л.Хаютин: Значит, надо готовить территории под застройку! А у нас ведь как? Приходишь первым. Допустим, это частный сектор. Стоят покосившиеся столбы и старенькая маломощная подстанция. А тебе, скажем, нужно 2 тысячи киловольт–ампер. Тебе скажут: все, ты, парень, попал. Строй теперь здесь трансформаторную подстанцию и тяни к ней от распределительного пункта кабель 10 кВт длиной до 5 км. И тогда ты сможешь иметь электроэнергию и строиться. А затраты будешь закладывать в стоимость квадратного метра. Затем следом приходит на ту же площадку другой застройщик. Повезло! Он может спокойно подключиться к проложенному мной кабелю. Вот такая у нас система. Кроме всего прочего, она имеет реальную коррупционную составляющую.


«СБ»: А почему вы не можете потребовать возмещения затрат на строительство подстанции, на кабельную линию у этого «другого» застройщика?


А.Коренько: Здесь как раз возникает проблема, которую мы не раз поднимали на совещаниях в Минстройархитектуры. И в технических условиях, надо сказать, у нас пишут все, что угодно. Хотя должна даваться только точка подключения — либо существующая, либо проектируемая.


Н.Бутрим: Вы не правы, не все, что угодно...


А.Коренько: Так покажите мне документ, где четко прописано, что должны содержать технические условия? Вы, наверное, удивитесь, но в России на эту тему принят закон и там тоже указана только точка подключения. У нас на все земельные участки Минска, которые пригодны под застройки, разработаны детальные планы. В них есть все подстанции и распределительные пункты, уже запроектированные. Выдать техусловия на основании детального плана можно даже не за день — за час! А вот как только надо будет сделать в том или ином месте что–то дополнительно, тут уже уйдет не неделя, а весь месяц.


Н.Бутрим: Как можно дать точку подключения под несуществующий объект?


А.Коренько: На все техусловия, кстати, это касается не только электроснабжающих организаций, должен быть введен один стандарт: точка подключения к сети. Причем независимо от того, существующая она или проектируемая, с достаточной мощностью или нужно будет ставить новый трансформатор, меня это не должно волновать абсолютно. А вот потом вступает в дело исполком, местная власть. Она говорит: теперь, чтобы тебя подключить, нужно столько–то денег на замену трансформатора или постройку новой подстанции. Но это должно прописываться не в ТУ, а в договоре с горисполкомом. Инвестиционном.


Н.Бутрим: Дать точки подключения — это значит сначала сделать проект, а потом подключить электросеть. А кроме этого, еще есть подключение и воды, и газа, и тепла, и канализации. Никто это делать за застройщика не будет. Предлагаемый путь решения потребует объемов финансирования из бюджета на порядок больше его возможностей.


А.Коренько: Это глубокое заблуждение. Наоборот, власти обязаны сделать, а бизнес — оплатить.


Н.Гаркуша: Николай Владимирович, вы же сейчас продаете на аукционах право проектирования и строительства. За очень большие деньги. Покупатель–бизнесмен, не важно, что он хочет строить — магазин, офисное здание, жилье, — возместит все то, что затратило государство на подведение инженерных сетей.


Н.Бутрим: За прошлый год бюджет истратил на инфраструктуру только жилых районов 1 триллион 260 миллиардов рублей. А получил по результатам проведения аукционов на право заключения договоров аренды всего 69 миллиардов. Сравнивайте цифры.


Н.Гаркуша: По новому законодательству, которое вступило в силу с 1 апреля, бюджету будут возмещены средства, которые он истратит на эти цели.


Л.Хаютин: Как это делается в западных странах? За счет бюджета, инвестиционных фондов или кредитов осваивается территория. Подводится туда вся необходимая инфраструктура согласно проекту детального планирования. И участки продаются с небольшой прибылью. Это было бы идеальным вариантом. Но наш горисполком бизнесом не занимается, поэтому территории таким образом осваивать не будет.


О.Мозго: Мы опять уходим от сути вопроса, сползаем на экономику. Но ведь многое можно сэкономить, просто совершенствуя саму систему работы. За счет чего можно сократить сроки выдачи ТУ? За счет оперативного внедрения информационных и компьютерных технологий, чем уже давно пользуется весь мир. Или у Минэнерго другая точка зрения?


В.Закревский: Если вы нам укажете точку на карте, мы ее опишем вам. И выдадим под эту точку все нагрузки. Сделаем это за 1 день. И вы что, назавтра уже пойдете работать там? Не зная, как этот объект расположен территориально? Какие там дороги, другие сети и коммуникации...


О.Мозго: А я к вам приду с проектом земельного участка. А еще лучше, если он будет у вас на компьютере. Там все и увидите.


В.Закревский: У нас нет этих данных.


О.Мозго: А что за проблем а соединить все базы данных ведомств, чтобы на компьютере нажать кнопку и увидеть местность целиком: с газопроводом, водой, канализацией, электролиниями и линиями связи? Только так можно за один день получить ТУ не только по электроэнергии, но и по всем остальным коммуникациям. Компьютерная программа сама рассчитает, сколько чего есть, сколько, куда и что тянуть, строить и в какую сумму это обойдется. И не надо бегать по инстанциям и ждать разрешений и согласований.


Н.Бутрим: Одному человеку, считаете, можно принять техническое решение? Он должен будет отвечать за объект, который, допустим, появится в этом месте через 2 года?


О.Мозго: Я считаю, что здесь даже от одного человека не должно что–то зависеть. Ни от одного! Ответ должна дать только техника, компьютерная программа — объективно, без всякого вмешательства людей и принятия субъективных решений. И никакой коррупции не будет.


А.Негодько: Но в процессе работы нам приходится сталкиваться с еще одной проблемой. Когда идет проектирование инженерных сетей для перспективной застройки, никто не знает, какая мощность потребуется инвесторам. В итоге после ввода объектов в эксплуатацию фактически потребляемая мощность возрастает в несколько раз. Например, СЭЗ «Минск» проектирует электрическую сеть для участка с перспективным объектом мощностью 1 мегаватт, а на этот участок приходит застройщик с потребностью в мощности 4 мегаватт. И все разработанные ранее технические решения по электроснабжению требуют пересмотра и доработки.


О.Мозго: Если СЭЗ «Минск» предоставляет участки под застройку, то ей заранее надо было все продумать, просчитать мощности инженерных сетей.


А.Негодько: Еще пример. В микрорайоне Лебяжий заказчиком строительства инженерных сетей выступал районный УКС. Но многие застройщики жилья и встроенно–пристроенных помещений увеличивали нагрузку. Результат: необходимо проектировать дополнительные трансформаторные подстанции... Когда начинают хаотично возрастать нагрузки, не соблюдается последовательность застройки, начинаются проблемы. Ведь по каждому объекту указан срок его введения в эксплуатацию. Но оказывается, что этот срок может нарушаться и затянуться. Получается, что энергоснабжающая организация тратит дополнительное время на разработку новой схемы и выдачу новых технических условий.


А.Коренько: А как может экспертиза пропустить объект, который идет вразрез с утвержденным детальным планом?


Л.Хаютин: Очень просто. Застраиваем район частного сектора поквартально. По первоначальному проекту одна трансформаторная подстанция была рассчитана на 2 смежных квартала и размещалась между ними. Построили. Ввели в эксплуатацию квартал, люди заселились. Начали строить второй квартал, выясняется: у подстанции уже нет резервов. Потому что каждый в квартире повесил кондиционер, поставил в каждой комнате по телевизору, на кухне 2 холодильника. Да еще и подключил стиральную машину. А нам делать что?


Н.Гаркуша: А все потому, что в проекты закладываются нормативы прошлого века. И не только в электроэнергетике!


О.Мозго: Вот с этих нормативов и следует начинать.


«СБ»: Менять их надо немедленно!


Н.Бутрим: И представьте, какие затраты потянет за собой все это?


Н.Гаркуша: Предлагаете запретить людям иметь стиральную машину, два телевизора, холодильник и морозильник отдельно?


«СБ»: А выброшенные на ветер деньги от проектов, рассчитанных на прошлый век, считали?


О.Мозго: Итак, сократить срок подключения к электросетям со 161 дня до, допустим, 100 можно за счет совершенствования организации всего процесса, использования компьютерных баз данных, программ и современных норм проектирования. А в целом за счет уменьшения непроизводительных потерь времени.


О.Рыбаковская: Хотелось бы, чтобы и Минстройархитектуры сократило сроки тех процедур, которые они выполняют, например, сроки проведения госэкспертизы или выдачи разрешения на строительство.


Л.Хаютин: Можно до одного дня сократить. Если ты за 10 дней до этого придешь и расскажешь, чего ты конкретно хочешь.


О.Мозго: Компьютеризация, использование информационных технологий, программ, конечно, потребует немалых средств. Но сложнее всего, как мне кажется, будет переломить сознание людей. Я имею в виду специалистов, которые этим занимаются в самых разных ведомствах и службах.


Н.Бутрим: Олег Павлович, спуститесь на землю. Давайте лучше сравним сроки — 7 дней на ТУ и 90 дней на проектирование. В принципе, это одни и те же решения.


О.Мозго: Думаю, хорошему специалисту запроектировать кабельную линию электропередачи протяженностью 150 метров можно за 3 дня.


Л.Хаютин: А вам приходилось когда–либо заказывать проект? Например, в «Минскпроекте»? Да вы там будете полгода в очереди стоять.


А.Коренько: Теоретически собственно проект можно сделать за 10 дней. Если его не надо нигде согласовывать, нести на экспертизу — а это еще добавится месяц. Вот вам уже и 40 дней.


О.Рыбаковская: С 5 мая 2013 года госэкспертиза проектной документации на электроснабжение для объектов до 250 киловольт–ампер является не обязательной.


А.Усенко: Тогда давайте определимся с понятием «проектирование». Если принести проектировщику по электроснабжению техусловия, он по ним действительно сделает проект за 2 дня. Но ведь у нас в понятие проекта входит нечто большее, чем собственно проектирование. Во–первых, это изготовление топосъемки, которое занимает от 3 недель до месяца. Потому что там немало, до десятка, своих подпроцедур...


«СБ»: А вот с этого момента чуть подробнее. Давайте разложим, из чего они состоят, сколько и чего надо делать...


А.Усенко: Если мы говорим о сети протяженностью 150 метров и если она в городской черте, то всегда пересекается с другими коммуникациями: водо– и газоснабжением, связью, канализацией. И, представьте себе, к каждому из этих ведомств нужно тоже обратиться за техусловиями! И далее, кроме проектировщика линии электроснабжения, возникают проектировщики и по воде, и по газу, и по всем остальным сетям. И по каждой коммуникации нужно выполнить свой отдельный проект...


Л.Хаютин: А потом все их объединить в один сводный план инженерных сетей и передать в комитет по архитектуре и градостроительству на согласование.


«СБ»: Так это же не бизнес, а хождение по мукам. Причем за собственный и немалый счет. Тут как в анекдоте: моим же салом — да по губам!


А.Коренько: Практика нашего законодательства в строительстве не поддается никакой унификации. Там наворочено столько административных процедур, что никакие методики, упрощенные схемы Всемирного банка и близко не подходят. В итоге все равно получится умозрительная бумага, в которой описано не реальное состояние дел, а заданы чисто временные параметры. Причем все они расчетные, с потолка...


«СБ»: И что делать?


А.Усенко: Выход только один. Именем революции создать «одно окно», куда предприниматель придет, отдаст заявление, ему там подготовят техусловия, а когда будет сделан проект, он еще раз обратится, чтобы получить все разрешения и согласования в готовом виде, чтобы можно было сразу приступить к строительству объекта.


«СБ»: А почему так не делается?


Н.Бутрим: Но не каждого в итоге устроит сумма оплаты за услугу, все привыкли экономить.


А.Усенко: После выполнения строительных работ энергетиками еще предусмотрены 4 процедуры. А почему нельзя их объединить в одну и в срок 7 дней?


О.Рыбаковская: Это уже сделано. После выполнения строительных работ юрлицо обращается к энергетикам — и ему оказывается комплексная услуга по подключению.


О.Мозго: Стоп. Вы опять описываете ситуацию, которая есть, а нам надо думать, какой она должна быть.


Л.Хаютин: Послушайте, если объект энергоснабжения в дальнейшем так или иначе будет передан на баланс Минэнерго, то и заказчиком его строительства должно быть Минэнерго, а не застройщик! Застройщик только финансирует работы. И тогда мы сразу уходим от вопросов: а что вы там напроектировали? а где вы взяли такого проектировщика? И проект у вас плохой, все не так, надо переделывать.


О.Мозго: Предложение принимается. Есть только опасность, что проект прокладки кабеля на расстояние 100 метров придется ждать год.


Н.Гаркуша: Что касается финансирования, то этот вопрос можно решить через инновационные фонды...


Л.Хаютин: У Минэнерго есть мощности проектных и строительных организаций. Но пробиться к ним практически невозможно. Условно говоря, это как заасфальтировать улицу: летом ни к кому не подойдешь, все заняты, все загружены. Зимой — пожалуйста. Но зимой асфальт нельзя укладывать. Вот и приходится искать «леваков» самых разных. По итогам работы которых создается впечатление: не в первый ли раз асфальт видят?


В.Закревский: В странах, лидирующих в рейтинге, энергетические компании выполняют весь комплекс работ, необходимых для подключения к электрическим сетям, — и проектирование, и строительство.


«СБ»: Наконец–то докопались до сути! Сети должны строить и проектировать те, кто их будет эксплуатировать. Другого не дано.


Н.Бутрим: А цена? Если все отдать Минэнерго, оно станет монополистом и будет диктовать заоблачные цены.


В.Закревский: Вы забыли о государственном регулировании. К принципу «одного окна» мы стремимся и планируем, что именно энергоснабжающие организации «Белэнерго» будут выполнять весь комплекс работ. То есть юридическому лицу, для того чтобы подключить объект мощностью до 250 киловольт–ампер к электрическим сетям, не придется искать проектную, строительно–монтажную организацию, мы все это будем делать сами. Но для этого нужно вносить коррективы в действующее законодательство.


«СБ»: Когда они будут внесены?


В.Закревский: Планируем в этом году.


«СБ»: Но это только маломощные объекты. А когда Льва Исааковича с его огромными мощностями переведете на «одно окно»?


В.Закревский: На жилищное строительство пока это не будет распространяться...


«СБ»: Вот те раз, приехали.


А.Коренько: Когда я обращаюсь в «одно окно», вы знаете, сколько надо подготовить документов к заявлению о сдаче в эксплуатацию уже смонтированного оборудования, сетей? 17! Может, мне кто–то скажет, кому это нужно?! Надо директивно ограничить аппетиты всех эксплуатирующих организаций по сбору и предоставлению им самых разных документов. Почему я должен ходить и собирать их?! А сколько случаев, когда приносишь справки, а тебе говорят: не такая должна быть, не по той форме...


А.Негодько: За рубежом распространена такая практика: организация, которая построила сети внутреннего и внешнего электроснабжения, несет полную ответственность за сделанную работу. А у нас контролирующие органы должны выявить все, что не соответствует проекту или требованиям по качеству электромонтажных работ. Поэтому Госэнергонадзору и требуется комплект документов...


«СБ»: Так менять надо законодательство, если на одного работающего генерируется семеро проверяющих. Непонятно и то, почему УКС, застройщики должны строить подстанции и сети энергетикам да еще потом с боями и сбором тысяч справок им передавать?


Н.Бутрим: Вы просто не представляете, сколько надо денег, чтобы перестроить всю нашу систему...


О.Мозго: Но делать это все равно придется. Раньше начнем, раньше закончим.

 

Л.Хаютин: Обратите внимание на коллизию: мы в цену квадратного метра закладываем стоимость коммуникационных сооружений, в том числе трансформаторные и распределительные подстанции, и потом без согласия инвесторов передаем все это безвозмездно государству. Понимаете, что в один прекрасный день любой из покупателей может подать в суд, выразить свое несогласие: "Все, что за мои средства строилось, пусть останется в моей собственности!"? 


"СБ": Уже такое заявляли?


Н.Гаркуша: И не раз.


"СБ": Судебных дел не было?


Н.Бутрим: Пока нет. Жалобы были. Действительно, сегодня с дольщиков берут деньги не только за квартиру и места общего пользования, но и на строительство инженерных сетей. 


Л.Хаютин: Это еще одна причина, почему сложившаяся практика в корне порочна. С самого начала хозяином объекта инфраструктуры должны быть Минэнерго, водоканал, теплосети, то есть те организации, которые будут построенные объекты эксплуатировать. И тогда не надо будет ничего передавать и, кстати, собирать кипу бумажек. 


Н.Гаркуша: Пора прекращать это безобразие. Сначала застройщики за свои деньги строят подстанции, водопроводы, канализацию, а затем в муках передают все это безвозмездно эксплуатирующим организациям. А те начинают выкручивать руки: принеси нам такой документ, потом другой, потом пятый и десятый. Нормативные сроки строительства поджимают. Хочешь не хочешь, а готовить бумаги надо. Потом энергопредприятие с подготовленным застройщиком пакетом документов идет в кадастровое агентство. И ему остается только заказать и получить удостоверение - свидетельство о праве государственной собственности. За него сделали все - преподнесли новые сети на блюдечке с голубой каемочкой. 


"СБ": Но вот читаем в Указе Президента # 72: безвозмездная передача в государственную собственность объектов инженерной и транспортной инфраструктуры может осуществляться инвесторами и без наличия документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав на них на основании акта о передаче затрат. 


Н.Гаркуша: Где есть слово "может", там начинается произвол. Недавно разбиралась с водоканалом, где уверены: если согласно проекту построена водопроводная сеть, то застройщик обязан иметь техпаспорт. Я звоню им, спрашиваю: где они такое видели в 72-м Указе? Там ничего подобного нет! Есть акт технической приемки, которую подписали ваши же специалисты, что там технически все сделано правильно в соответствии с проектно-сметной документацией. Есть акт приемки объекта в эксплуатацию с подписями руководителей ответственных ведомств. Что вам еще надо? 


"СБ": Бумажка. 


Н.Гаркуша: Да, бумажка. Но бумажка-то сделана за счет застройщика и не одна, а сотни. Мы обсуждаем внесение изменений в 72-й Указ на протяжении трех лет. На жилищное строительство, инфраструктуру планируются деньги из областных, минского и республиканского бюджетов. Туда могли бы пойти деньги инвестфондов. Но вот что любопытно: чаще всего Минэнерго и области не дают данных, сколько и чего им надо. А деньги на энергосети для обеспечения электроэнергией строящегося жилья нужно планировать, хорошо рассчитывать, а потом их выбирать. 


Н.Бутрим: Только по объектам УКСов Минска на 2014 год для строительства инженерно-транспортной инфраструктуры необходимо дополнительно 610 млрд. рублей... 


"СБ": Давайте от инженерных сетей перейдем к другим проблемам бизнеса. Почему для изменения назначения коммерческого объекта (допустим, был магазин - надо сделать офис) необходимо согласование в 18 инстанциях, как при новом строительстве?


Л.Хаютин: Потому что, по нашему законодательству, при любой реконструкции требуется проект. 


О.Мозго: Допустим, построен жилой дом. В нем все коммуникации выполнены по требованиям, предъявляемым жилым домам. Если какие-то площади в нем планируется передать в аренду какому-то субъекту хозяйствования, он, естественно, захочет перепрофилировать это помещение. Например, под магазин или кафе. Как правило, это влечет увеличение нагрузки на электросеть. Кроме того, внутри помещения могут быть изменения планировки. А все это нужно делать только по согласованному проекту. 


Н.Бутрим: Изменение целевого назначения объекта - всегда больная тема. 


"СБ": Почему больная? Радоваться надо! Ведь помещению дается вторая жизнь: был офис убыточной фирмы - появится магазин или начнут там что-то производить, люди станут работать, налоги платить...


Н.Бутрим: Положим, построили дом. На первом этаже, к примеру, была парикмахерская. К ней и так не хватало по нормам путей подъезда и стоянок для автомашин. А теперь представим, если в этом помещении будет кафе. Требований станет больше на порядок. 


"СБ": Хорошо, а почему так много инстанций надо пройти при любом изменении назначения? 


Л.Хаютин: Надо разрешить принимать объект с оговорками: писать в акте приемки, что такие помещения сдаются повторно после того, как будет определено их назначение, поставлено оборудование, сделаны планировка и отделка, но в упрощенном порядке.


Н.Бутрим: Не надо заблуждаться. Я не думаю, что существующее постановление Совмина будет изменено. 


Л.Хаютин: Ну тогда по-прежнему будем натыкаться на одни и те же тупики, нести непроизводительные затраты. Что в конечном счете ляжет на себестоимость квадратного метра. 


Н.Бутрим: Нужно сразу определяться, что там будет на первом этаже. Если магазин, то только магазин. А если это здание школы даже на отдельном земельном участке, то его невозможно перепрофилировать, например, под мебельную фабрику без ограничения прав собственников прилегающих объектов. Для этого и существуют проекты детального планирования. 


О.Мозго: Очень часто приходится сталкиваться с такими ситуациями. Например, раньше в помещении был гараж, а из него хотят сделать магазин. Есть ли смысл проходить в этом случае все согласования? 


"СБ": Весь смысл в том, чтобы бизнесу было легко и просто реализовать любые идеи, которые могут приносить доход. Ведь только тогда в конечном итоге выиграет все общество. Вопрос: как упростить прохождение процедур, разрешений и согласований? Где "одно окно", куда бы мог обратиться бизнесмен, изложить свою идею, а там уже ему ответят, можно провести реконструкцию или нет. И если да, то получить сразу разрешение и заплатить за услугу умеренные деньги. 


Н.Бутрим: Есть такая служба. Это Минский городской центр инжиниринговых услуг. Обращайтесь, платите, все за вас сделают и для вас получат разрешение. 


А.Калинин: Что вы говорите! В Минске, насколько мне известно, перепрофилировать помещение в многофункциональное практически невозможно.


Л.Хаютин: Нужно получить разрешение Мингорисполкома. 


А.Калинин: Только зря заплатишь деньги, исполком все равно не даст разрешения. 


Н.Бутрим: Разрешение настолько сложно получить, насколько здание школы сложно, а точнее, невозможно перепрофилировать под мебельную фабрику. А если обращение застройщика или инвестора соответствует градостроительным нормам, то и разрешение будет оформлено быстро.


А.Усенко: Все проблемы возникают потому, что ведомства никогда не рассматривают вопрос в комплексе, а только исходя из своих интересов. 


Л.Хаютин: В принципе, горисполком, давая разрешение на изменение назначения объекта, не констатирует, что изменение состоялось. Он говорит, что разрешает только разработать проект. А потом он должен в обязательном порядке пройти экспертизу. Если видно, что там хотят что-то такое сделать, что нарушает нормы, никто такой проект не пропустит. А без проекта никто не даст точного ответа. А вдруг получится? Вот вам и выброшенные на ветер деньги. 


Н.Бутрим: В новой застройке что-то еще можно решить. А вот в старой, уже существующей, очень и очень сложно. Прежде надо спросить у жильцов, согласны ли они на то, чтобы у них на первом этаже, например, было кафе. Кроме того, разрешение горисполкома на разработку проекта дается один раз! Иначе застройщик или инвестор потребует возврата вложенных средств в неутвержденный проект.


"СБ": А зачем тогда принимался указ о том, что на первых этажах домов можно будет делать магазины, аптеки, кафе и бары?.. 


Л.Хаютин: У людей спрашивать бесполезно. Если хочешь услышать "нет", тогда спрашивай. У специалистов надо спрашивать, они могут с профессиональной точки зрения ответить, можно или нельзя. 


А.Калинин: Хотелось бы затронуть проблему завышенных требований к помещениям. Перепрофилировать какое-то помещение в объект общепита у нас очень сложно. Нормы и требования недалеко ушли от советских времен. В западных странах их гораздо меньше. У нас, например, нужно предусмотреть в кафе множество подсобных помещений. При этом множество технических кодексов установившейся практики (ТКП) появляются совершенно неожиданно и непонятно с какой целью. Сейчас есть проблема с реконструкцией двухэтажных исторических зданий. В свое время они были проданы частникам. Вдруг появляется ТКП, запрещающий в двухэтажных зданиях общественного назначения иметь межэ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter