Электронный «шоппинг»

С каждым годом, по мере роста компьютеризации нашего населения, все больше людей отдают предпочтение виртуальным покупкам.
Холодильник в корзине

— Я просто ничего не успеваю, — сокрушалась моя знакомая, рассказывая о своей беспросветной занятости. — Уже вторую неделю собираюсь выбраться на рынок, чтобы купить стиральную машину. Но сначала работа до 6 часов вечера, потом семейные дела — и так каждый день. Совершенно не остается времени на поход по магазинам.

А я ей говорю: «Так и не ходи. У тебя же есть компьютер и возможность пользоваться Интернетом. Почему бы не попробовать купить товар, не отрываясь от монитора?»

Удивление на лице подруги сменилось радостной улыбкой, когда, несколько раз щелкнув мышкой, мы оказались на одном из наиболее известных в белорусской части Интернета (Байнет) сайте или, правильнее сказать, портале Shop.by, который на сегодняшний день объединяет порядка 150 Интернет–магазинов со всевозможными товарами. Книги, компакт–диски, мобильные телефоны, детские игрушки и косметика, живые цветы, товары для животных, автомобильные принадлежности, посуда и так далее, и так далее. В том числе, конечно же, и бытовая техника.

— Но как же я могу выбрать такую дорогую вещь, даже не пощупав ее? — теперь подругу мучил уже другой вопрос. Но это чисто психологический момент. Стоит один раз купить, как повторно таких мыслей уже не возникает. Тем более что большинство товаров в виртуальных магазинах отлично проиллюстрированы и сопровождены четким описанием технических характеристик. В общем, окажись вы в салоне бытовой техники, вряд ли получили бы более исчерпывающую информацию. Она сдалась и, выбрав понравившуюся модель современной стиральной машины, нажала на кнопку «положить в корзину».

www.магазин.by

Я уже не помню, когда сама впервые сделала покупку с помощью компьютера. Знаю лишь, что очень быстро оценила преимущества Интернет–магазинов. И дело не только в экономии времени, но и в том, что, как правило, здесь стоимость товаров значительно ниже, чем на лотках обычных торговых точек. Почему? Это элементарно. Стоимость размещения магазинов в Интернете просто несоизмерима с затратами на аренду торговых площадей, приобретение специального оборудования и наружную рекламу.

— Какие товары в системе электронной торговли сегодня пользуются повышенным спросом? — спросила я у менеджера ООО «Открытый контакт» Владимира Комкова, ответственного за работу Shop.by.

— В первую очередь это бытовая техника, электроника, компьютерные комплектующие и средства связи. Каков оборот? Об этом судить достаточно сложно. Покупатели ведь разные бывают. Кто–то покупает, исключительно используя инструменты сети: находит на сайтах товар, кладет его в «корзину», заполняет свои контактные данные и отправляет заказ владельцу магазина, который в свою очередь получает его на e–mail или мобильный (в виде SMS), созванивается с клиентом и доставляет ему покупку в указанное время. Но многие посетители Интернета не привыкли делать покупки виртуально: отыскав понравившуюся вещь по приемлемой цене, они пользуются реальными адресами торговых точек, указанными на сайтах в графе «О магазине», где и совершают покупки. Поэтому вести точную статистику просто невозможно. И все же можно сказать, что с каждым годом торговый оборот в Байнете растет. Мы можем судить об этом по увеличению числа продавцов и посещаемости нашей площадки, на которой ежедневно бывают до 6 тысяч уникальных посетителей.

И с каждым годом, по мере роста компьютеризации нашего населения, все больше людей отдают предпочтение виртуальным покупкам. Но есть и здесь свои «но»: нередко покупатели опасаются, как бы невидимый виртуальный продавец их просто–напросто не надул. Как рассказал мне один из активных Интернет–пользователей, не раз бывало, что курьеры привозили совсем не те товары, которые он заказывал. Мол, того не оказалось на складе, возьмите этот — он ничем не хуже. В таких ситуациях приходится либо верить на слово, либо... обманываться в своих ожиданиях и давать курьеру от ворот поворот. Неприятно. Или же во время доставки можно оказаться перед фактом, что, например, заказанный вами фотоаппарат неожиданно подорожал... Не говоря уже о том, что товар попросту может оказаться некачественным. Впрочем... Нельзя сказать, что нерадивое обслуживание клиентов — это проблема только Интернет–торговли. Если вы купите товар на рынке и не потребуете чек и гарантийный талон, то вряд ли сможете рассчитывать на возмещение ущерба или гарантийное обслуживание. И все же, возможно, когда лицо продавца скрыто за красивым сайтом, эта проблема усугубляется.

Как не запутаться

в «паутине»

К сожалению, в Интернете сегодня существует множество магазинов, которые принадлежат лицам, не имеющим права, с точки зрения закона, вести коммерческую деятельность. Они не только не платят налоги, но, сознавая, что легко могут уйти от ответственности, зачастую ведут себя некорректно по отношению к покупателям. Конечно, такие факты серьезно дискредитируют электронную торговлю. Поэтому крупные Интернет–площадки тщательно проверяют всех своих клиентов.

— Прежде чем принять заказ на разработку виртуального магазина, получить техническое обслуживание и, главное, доступ к посетителям, мы заключаем с потенциальными продавцами договор, к которому в обязательном порядке прилагаются свидетельство о регистрации, лицензия на розничную торговлю и другие разрешительные документы, — сказал Владимир. — Поэтому владельцев наших магазинов всегда можно легко найти и привлечь к ответственности. Либо самостоятельно, либо прибегнув к нашей помощи. Если вы обратили внимание, на главной страничке сайта вверху есть раздел «Отзывы», благодаря которому посетители могут отправить нам свои замечания и предложения. То есть это своеобразная книга жалоб. А в ближайшее время планируется открыть форум, где информация о качестве товаров и обслуживания тех или иных магазинов, по мнению покупателей, станет общедоступна. Что должно еще больше стимулировать продавцов. Впрочем, как правило, наши клиенты понимают, что нужно вести цивилизованную торговлю и заботиться не только об имидже своего магазина, но и об имидже площадки.

Виртуальный кошелек

Ну, все вроде бы неплохо. Однако стоит попасть на зарубежные торговые порталы, как сразу становится понятно, что наша Интернет–торговля все еще находится если не в зародыше, то в младенческом возрасте. Что же мешает ее развитию?

— Сегодня в белорусской Интернет–торговле существуют определенные сложности с приемом денег за товар. Основное количество покупок осуществляется путем наличного расчета. И для того чтобы проводить эту операцию в соответствии с правилами розничной торговли, курьер должен приезжать к клиенту с кассовым аппаратом и получать от него деньги. Что не только неудобно, но и небезопасно, — сказал главный редактор сайта onliner.by Виталий Шуравко. — Вместе с тем во всем мире существует много других способов расчетов за товар. Возможно, с появлением подобных возможностей оплаты заказов у нас электронная торговля получит новый импульс.

С этим мнением согласен и Владимир Комков:

— Буквально в середине ноября заработал новый совместный проект ОАО «Белгазпромбанк» и ООО «Открытый контакт» под названием «EasyPay», — рассказал он. — Это новая платежная система, которая действует только на территории нашей страны и использует в качестве платежного средства электронные деньги, что регламентируется постановлением Нацбанка N 201 от 26.11.2003 г. «О правилах осуществления операций с электронными деньгами». По замыслу разработчиков, такой вид расчетов позволит продавцам существенно расширить рынки сбыта за счет доставки товара через почтовые и курьерские службы. В свою очередь покупатели смогут приобретать через Интернет товары и услуги вне зависимости от своего местонахождения по отношению к магазинам. Для этого достаточно будет оформить заказ на покупку и в нем указать идентификатор своего электронного кошелька «EasyPay». На основании этого виртуальный магазин формирует электронный счет и передает его в систему «EasyPay» на имя покупателя. Далее покупатель заходит в эту систему на сайте www.easypay.by и оплачивает свой счет. Для подтверждения платежей используются одноразовые пароли, находящиеся на специальной карте и защищенные слоем непрозрачной краски. Во время совершения оплаты пользователь стирает защитный слой с пароля и использует его для подтверждения операции. Этот проект позволяет проводить платежи до 200 евро.

Дай Бог, чтобы у этого проекта было долгое и счастливое будущее. Одна беда, что всякого рода новшества обычно приживаются у нас туго и медленно. Поэтому–то и развитие электронной торговли идет так вяло. Мы опять и опять говорим о том, что нам нужно время. Нужно, чтобы изменился потребитель, для которого компьютер будет такой же привычной в обращении техникой, как, например, телевизор, а пользование Интернетом станет обычнее, чем чтение газеты. Причем не только в Минске, но и на периферии.

Кстати

Лучший электронный магазин года будет определен в рамках выставки «ТИБО — цифровой дом 2004». Основные критерии, по которым авторитетное жюри с участием экспертов Интернет–портала KOSHT.com будет оценивать заявленные на конкурс магазины: соответствие требованиям законов Республики Беларусь «О торговле», «О защите прав потребителей», информативность, функциональность, интерактивность, визуальное оформление, возможности навигации, наличие дополнительной информации для покупателей, культура обслуживания.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter