О развитии электротранспорта

Электромобиль с претензией

За последние несколько месяцев сразу три знаковых события, связанных с электротранспортом, всколыхнули общественное мнение. Первое — объявлено о скором открытии сборочного производства китайских электромобилей на заводе «Юнисон» под Минском. Второе — в Беларуси появился первый автоцентр электромобилей полного цикла. И третье — с 1 мая в Беларуси введен тариф на зарядку данных транспортных средств, который на 48% ниже общего тарифа для организаций, работающих в сфере услуг. Как следствие, оживились споры о целесообразности перехода на пока непривычные для наших краев средства передвижения.

Фоном для дискуссий стали новый механизм изменения цен на нефтепродукты, предполагающий выход на уровень, сопоставимый с российским, а также предстоящий ввод в эксплуатацию АЭС под Островцом. Энтузиасты уже успели подсчитать: переход с обычного автомобиля на электрокар позволит сэкономить на топливе около 200 рублей в месяц. Загвоздка в том, что электромобили пока стоят существенно дороже бензиновых и дизельных собратьев, а потому, к сожалению, являются у нас экзотикой. Зарядные же станции есть, мягко говоря, не на каждом шагу. Хотя в прошлом году «Белоруснефть» изъявила желание взять функции национального сетевого оператора по зарядке электромобилей, а еще одна компания обратилась в Минтранс с предложением развивать сеть зарядных станций для электромобилей. Но пока в сети «Белоруснефти» услуги по зарядке электромобилей оказывают менее 20 станций. Да и вообще на электрокаре особо не разгонишься: на трассе М–1 — 4 пункта подзарядки, на М–5 — 2, на М–2, М–3 и М–4 — ни одного. Есть куда развиваться!

Один из вариантов приобщения автомобилистов к новому виду транспорта — зарядки шаговой доступности. Для многих это пока звучит дико, но ничего невозможного нет: в Минске несколько недель назад открылась первая зарядная станция во дворе жилого многоэтажного дома, причем инициаторами и спонсорами выступили сами владельцы электромобилей. Радует и то, что устройство — отечественного производства. А плохо то, что усилиями лишь энтузиастов полноценную инфраструктуру не создашь: в Беларуси зарегистрированы всего чуть более сотни электромобилей. Вот тут бы и пришлось ко двору государственно–частное партнерство. К тому же никуда не деться от общемировых тенденций. А они таковы: по данным шведской компании EV Volumes, в 2017 году в мире было продано более 1,2 миллиона подзаряжаемых автомобилей — на 58% больше, чем в 2016–м. При этом на электромобили пришлось 66% продаж, на гибридные — 34%. Конечно, на фоне почти 100 миллионов реализованных по всему миру единиц автотехники это немного, но тренд–то налицо. Моду, кстати, диктует Китай. По прогнозам, продажи электромобилей и гибридов в 2018 году составят 1,9 миллиона экземпляров, а их общее число превысит 5 миллионов. Производители же чутко улавливают конъюнктуру рынка и ведут разработки перспективных моделей именно в этом направлении. Добавим сюда автотехнику на водородном топливе — и вы поймете, куда движется мир.

А куда двигаться в сложившейся ситуации нам? Несколько месяцев назад предложения озвучили участники «круглого стола» во время XXII Белорусского энергетического и экологического форума. Они считают, что следует ускорить развитие сети зарядных станций, выработать экономические меры стимулирования спроса на электромобили, пересмотреть ввозные таможенные пошлины и размеры сборов с владельцев транспортных средств. Скептики же полагают, что будущее электротранспорта, увы, ограничено небольшими расстояниями. Но ведь еще пару лет назад мало кто верил, что на минских улицах приживутся электробусы. Прижились, и сеть их маршрутов будет развиваться. А чем электромобили хуже?

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter