В Беларуси создаются предпосылки для увеличения парка электромобилей до 100 тысяч единиц к 2025 году

Электрокарам — зеленая улица

100 тысяч автомобилей с электроприводом в Беларуси к концу 2025 года. А почему бы и нет?

На совещании у Президента с руководством Совета Министров в конце октября были обсуждены дополнительные меры, стимулирующие развитие в стране электротранспорта. Напомним: в марте 2020-го Александр Лукашенко подписал Указ «О стимулировании использования электромобилей». Как показало время, этот документ стал важной точкой отсчета для инновационных преобразований в транспортной отрасли. Спустя полтора года Глава государства поддержал очередные инициативы:

— Это насущная необходимость и для нас — как с позиции отсутствия достаточных объемов собственной нефти, так и с учетом запуска Белорусской АЭС.


Конечно, до тотального перехода транспортной сферы на электричество еще далеко, но мировые тренды и собственный опыт свидетельствуют: наша страна на правильном пути.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Сегодня весь мир поставил жесточайшие задачи по переходу на электромобили. Людям надоело дышать грязью, люди хотят чистоты на нашей планете.  В противном случае в грязи этой и утонем. Поэтому электромобили — перспектива.

(На совещании о состоянии и развитии энергетического комплекса страны, 3 июня 2021 г.)

К хорошему привыкают быстро

Увидевший свет 12 марта 2020 года Указ № 92 «О стимулировании использования электромобилей» предусматривал, в частности, освобождение владельцев электрокаров от уплаты пошлины за выдачу разрешения на допуск к участию в дорожном движении. Физлицам не нужно было уплачивать НДС при ввозе в Беларусь электромобилей для личного пользования. При этом у них появилась возможность вернуть уплаченную при приобретении такого транспортного средства сумму НДС в пределах 500 базовых величин. Кроме того, владельцев электротранспорта освободили до 1 января 2026 года от платы за парковку в специально оборудованных местах на коммунальных автомобильных парковках. Производители электромобилей и электрозарядных станций, а также эксплуатирующие их организации получили право применять повышенный инвестиционный вычет в порядке, установленном Налоговым кодексом. Были освобождены от НДС зарядные станции в случае их использования в Беларуси. А производственное объединение «Белоруснефть» получило возможность без проведения аукциона брать в аренду земельные участки для строительства и обслуживания электрозарядных комплексов…

Эти и другие решения, заложенные в указе, оказались действенными.
Как сообщил 22 октября министр экономики Беларуси Александр Червяков по итогам совещания у Президента, из 6150 электромобилей, которые были приобретены за последние три года, 5700 куплены после начала реализации Указа № 92. В шесть раз выросло количество потребляемой электромобилями энергии.
В стране функционирует более 480 зарядных станций, а до конца нынешнего года их число увеличится до 600. Правда, доля электромобилей в общей структуре авторынка страны пока не дотягивает и до одного процента. Потому-то Правительство и предложило ряд мер для дополнительного стимулирования приобретения данного транспорта.

Предлагается, в частности, распространить нормы Указа № 92 как на легковой, так и на грузовой и пассажирский транспорт.
Стимул к приобретению электрокаров появится не только у физических, но и у юридических лиц. Для производителей электромобилей и поставщиков комплектующих планируется установить нулевую ставку НДС — в плюсе в первую очередь окажется покупатель.
В Правительстве полагают, что предлагаемые меры позволят уже к 2025 году увеличить парк электротранспорта в стране до 100 тысяч единиц техники. А это ни много ни мало три процента от парка транспортных средств в стране.

За строками комплексной программы

Те же цели преследует и принятая в апреле Советом Министров комплексная программа развития электротранспорта на 2021—2025 годы. Документ включает комплекс мероприятий по всему «жизненному циклу» — от научного обеспечения, организации производства, приобретения и эксплуатации до утилизации и вторичного использования данной техники. Предусмотрено и создание опытных образцов новых моделей техники с дальнейшей организацией ее производства. Предстоит много сделать и для развития инфраструктуры электротранспорта.
Уже есть первые результаты. Например, ­­БЕЛАЗ изготовил опытные образцы карьерных самосвалов на аккумуляторных батареях и в дизель-троллейвозном исполнении. До конца года на «Белкоммунмаше» и МАЗе планируется обеспечить выпуск опытных образцов электрогрузовиков грузоподъемностью 4 и 10 тонн соответственно.
 С января по сентябрь нынешнего года с учетом машинокомплектов в стране выпущено более 420 троллейбусов, в том числе 359 с автономным ходом, а также 16 электробусов.

Свой легковой

Еще десяток лет назад белорусские автомобилисты и помыслить не могли о серийном производстве легковых автомобилей у себя на родине. С открытием в Борисовском районе завода ­­СЗАО «БелДжи» мечты стали реальностью. Вслед за обычными легковушками с китайской родословной здесь решили выпускать и электрокары.
Нынешним летом было объявлено о завершении испытаний нового электромобиля «Джили» — «Геометрия С». Поставки новинки на рынок запланированы на этот квартал.
На одной зарядке хетчбэк сможет преодолевать расстояние 550 километров. Производитель заявляет, что белорусско-китайский электромобиль привлечет потребителей наличием инновационных систем безопасности и проработанным дизайном. И еще одно обстоятельство: в отличие от электрокаров, заво­зимых в нашу страну физическими лицами, «Джили» получит всеобъемлющее сервисное сопровождение в каждой области и Минске.
В октябре заместитель Премьер-министра Беларуси Юрий Назаров сообщил свежие новости: в «БелДжи» в нынешнем году поступает 50 машинокомплектов «Геометрии С», а в следующем планируется поставить около тысячи. И нет сомнений, что вся произведенная техника будет раскуплена: у предприятия уже около 650 заявок на этот электромобиль. Далее все зависит от спроса.
фото юрия мозолевского

На зарядку становись!

Инфраструктура для электрокаров в нашей стране появилась еще до того, как эти машины получили бурное развитие. Компания «Белоруснефть» с 2014 года предоставляла услугу по зарядке электромобильного транспорта на безвозмездной основе. Она же в 2020-м была определена национальным оператором по созданию и развитию сети электрозаправочных станций. Сеть ее ЭЗС объединена под брендом Malanka. Сейчас она включает в себя два типа станций — обычные и быстрые. С этого года появились и 6-зарядные комплексы для электрокаров: продвинутых автовладельцев становится все больше и они не хотят долго ждать своей очереди на «заправку». Представители «Белоруснефти» ранее также заявляли о планах запустить в 2022 году пилотный супербыстрый комплекс, мощность которого позволит зарядить электромобиль за 10 минут на 340 километров.

По прогнозу «Белоруснефти», в 2022-м сеть Malanka будет обслуживать 11 тысяч электромобилей вместо нынешних 4,5 тысячи. Кроме того, развивая сеть, бренд также сокращает расстояние между ЭЗС.

Тем не менее на октябрьском совещании у Президента прозвучала информация о том, что перед руководством «Белоруснефти» поставлена задача сделать инфраструктуру для электромобилей еще более доступной. Так что следите за картами электрозаправочных станций — скоро на них появятся новые адреса.

Планы на пятилетку

Ожидаемые результаты Комплексной программы развития электротранспорта на 2021—2025 годы:

♦ 10 единиц в номенклатурном ряду средств электротранспорта

♦ 12 000 зарегистрированных легковых электромобилей

♦ более 930 ЭЗС государственной зарядной сети для зарядки электромобилей

♦ более 2450 электробусов и троллейбусов с автономным ходом — суммарная прогнозируемая потребность в пассажирском электротранспорте новых видов

♦ 43 процента — доля городского пассажирского электротранспорта в общем объеме данной техники

Ожидаемые электропремьеры

♦ ОАО «МАЗ» — грузовой электромобиль грузоподъемностью до 4 тонн, автомобиль-мусоровоз, электробус для перевозки пассажиров в аэропортах.

♦ ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» — грузовой электромобиль грузоподъемностью до 10 тонн, новые модели электробусов и троллейбусов.

♦ ОАО «­БЕЛАЗ» — карьерный самосвал грузоподъемностью 220 тонн в дизель-троллейвозном исполнении и карьерный самосвал грузоподъемностью 90 тонн.

­♦ СЗАО «БелДжи» — легковой электромобиль на основе модели Geometry С.

♦ ОАО «Приборостроительный завод «Оптрон» — выпуск средств индивидуального электротранспорта и его компонентов.

♦ ОАО «Могилевлифтмаш» — электродвигатель для коммерческого транспорта.

♦ ОАО «Измеритель» — изделия силовой электроники.

­ПЕРСПЕКТИВЫ

К 2030 году в стране предусмотрено создание более 1300 электрических заправочных станций. Предполагается также установка 25 супербыстрых электрозарядных комплексов в областных городах, Минске и на основных автомагистралях.

Geely Geometry C

♦ Хетчбэк гольф-класса

♦ Размер: 4432*1833*1560 мм

♦ Колесная база — 2700 мм

♦ Снаряженная масса — 1665 кг

♦ Мощность двигателя — 150 кВт

♦ Крутящий момент — 310 Н.м

♦ Максимальная скорость — 150 км/ч

♦ Разгон 0—100 км/ч — 7 с

♦ Пробег без зарядки — 550 км

Возможности электрозарядных станций

♦ Обычные ЭЗС (AC, зарядные станции переменного тока): электромобиль полностью заряжается от 6—8 часов в зависимости от емкости батареи.

♦ Быстрые ЭЗС (DC, зарядные станции постоянного тока): за 7 минут АКБ автомобиля заряжается на 35 километров пути.

♦ Супербыстрые ЭЗС (с 2022 года): за 10 минут транспортное средство (в т.ч. грузовики до 10 тонн) заряжается на 340 километров пути.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter