Корреспондент «Р» проехала на новом электробусе

Электробус под ёлочку

На дороги Минска скоро выйдет новый транспорт -- электробусы. Производят их в ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш». Чем эта машина лучше привычных нам автобусов и троллейбусов? Корреспонденты «Р» заглянули на предприятие и узнали.



Уже к концу этого года пассажиры троллейбуса № 59 ДС «Серова» -- Долгобродская пересядут на современный экологичный электробус. К марту 2017 года планируется вывести на маршруты еще 18 таких машин. Заказчик транспорта -- УП «Минсктранс». Ну а пока в сборочном цехе кропотливо собирают новинки. Мастера на крышах, внутри электробусов и снаружи. Нас встречает директор -- главный конструктор Олег Быцко:

— Идея создания электробусов, которые, в отличие от троллейбусов, двигаются без контактной сети, появилась еще в 1990-е. Да только они были невостребованны, стоили значительно дороже троллейбусов. Сегодня многие страны занимаются производством электробусов, но и мы не отстаем. Большие планы по внедрению электрического транспорта в Америке, Евросоюзе, Китае.

Дизайн буквально каждой детали делает электробус современным и оригинальным.

Для наших электробусов комплектующие покупаем на тендерной основе, исходя из ценового предложения у местных производителей. Если какая-то продукция для электробусов на нашей территории не производится, закупаем у иностранных компаний. Мы одно из немногих предприятий в мире, которое в этой отрасли производит почти все — от кузова до самого сложного электроблока — у себя на заводе. Не производим только специфические вещи, под которые требуются серьезные технологии. Например, мы не делаем накопители.

В Минске для электробусов появятся зарядные пункты: машины будут подъезжать к ним, поднимать токоприемник, расположенный на крыше, и соединяться с контактами. На зарядку понадобится шесть минут, и снова отправятся по маршруту. Все понимают, что на дорогах бывают пробки и нестандартные ситуации. Чтобы все это не вызывало неудобств в работе, у электробусов будет дополнительный, запасной заряд энергии в тяжеловесной батарее.

Максимальная скорость этой машины — 60 км/ч.

Сейчас на предприятии делают первую партию электробусов. Кстати, такой транспорт — удовольствие не из дешевых. Его цена зависит от технической начинки, опций, которые пожелает заказчик. Ведь не всем нужны, например, аудио-, видеосистемы. На «Белкоммунмаше» сделали экономический расчет: если сравнивать внедрение электробуса на абсолютно новом маршруте с внедрением троллейбуса, то первый транспорт дорог при закупке, но если брать цены владения троллейбусным маршрутом или электробусным, то последний экономически выгоден в эксплуатации.

Конечно, троллейбус тоже не загрязняет окружающую среду. Но ведь для него надо строить контактные сети, да еще и обслуживать их! С электробусом таких проблем нет. Так можно ли сказать, что скоро мы полностью пересядем на электробусы? Олег Быцко улыбается: «Как говорят наши китайские коллеги, любой большой путь начинается с первого шага».

Первый электробус готов. Другие пока находятся в сборочном цехе «Белкоммунмаша».

На следующей неделе первый электробус поедет в Москву на специализированную выставку. Не так давно был в Берлине, где покорил всех. Особенно посетителям понравилась цена нашего электробуса. Сколько стоит? Коммерческая тайна. Отечественный 18-метровый сочлененный электробус по цене сопоставим с европейским коротким — 12-метровым.

Наверное, многие слышали, что за выбор цвета, в который покрасят электробусы, голосовали горожане. Из пяти представленных цветов предпочтение отдано желтому. Как к этому отнеслись на предприятии? Не хотелось им, конечно, чтобы их техническое произведение было схожего цвета с автобусами другого производителя, но воля пассажиров — закон.

А мы тем временем отправляемся на прогулку по цехам. В соседнем стоят «скелеты» электробусов — одни уже погрунтованы, другие ждут очереди. Три машины уже обшиты светлым пластиком, алюминиевыми панелями. Один бус в стиле электро готов на сто процентов, он стоит на улице. Пока его номерной знак — Vitovt Electro, символизирующий название модели. Здесь для нас проводит экскурсию заместитель начальника сборочного цеха Сергей Немцов: «У водительского места расположен дисплей, на который приходит информация с видеокамер, есть и два других дисплея — бегущие строки, оповещающие пассажиров об остановках и дающие другую информацию».

Как вам такая расцветка? Все последующие электробусы для
Минска будут желтыми — так проголосовали минчане.

Чтобы оценить новинку по достоинству, сажусь прямо в кресло водителя. Ох и удобно же тут! Выглядит все как на космическом корабле — кабина широкая, светлая, линии конструкции плавные.

Сергей Немцов продолжает:

— Троллейбус не может отклониться от контактов более чем на 4,5 метра. А электробус маневренный. В условиях городских дорог он будет двигаться со скоростью около 17 км/ч, его максимум — 60 км/ч. В нем предусмотрено кондиционирование салона, в бусе низкий пол, который удобен для инвалидов и людей преклонного возраста, есть и аппарель. Удобные плавной формы поручни, держатели из пластика, в наличии система, которая исключает вероятность зажатия пассажиров между створками дверей.

Уже в этом году один электробус будет проходить тестирование на троллейбусном маршруте №59.

Кстати, немаловажный факт, который приглянулся лично мне: в электробусе очень просторный салон. Всего здесь 38 сидений. Проход между сиденьями — метр, а от окна до окна в ширину — 2,40 метра. Идем в обычный троллейбус модели 321, чтобы сравнить: около 57 сантиметров между сиденьями. Что же, достойный владыка минских дорог! Скоро прокатимся.

alinakasel@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter