Электричество - под счёт!

Какой будет норма потребления электричества ?

Уже в ближайшее время в нашей бытовой жизни должно появиться очередное нововведение: за потребленное дома электричество мы начнем рассчитываться по дифференцированным тарифам. Минимально необходимое для комфорта количество света будет предоставлятьсяпо социальным тарифам, которые дотируются из бюджета. А всю потребленную сверх этой нормы электроэнергию мы будем оплачивать полностью из своего кошелька — по тарифам, обеспечивающим полное возмещение затрат энергетиков и коммунальников на предоставление этой услуги. Каким же окажется норматив? “НГ” проанализировала возможные варианты и выяснила, просто ли будет белорусам научиться жечь свет “в рамках дозволенного”.

Один из вариантов

Еще в октябре 2011 года вице-премьер Сергей Румас отмечал, что обеспеченные люди больше потребляют услуг ЖКХ, чем малообеспеченные. “Богатая семья имеет несколько телевизоров, кондиционеров, соответственно и потребление электроэнергии больше, — говорил он. — Поэтому рассматривается введение нормирования на электрическую энергию”. Позже его коллега Анатолий Калинин подтвердил: “Да, кому-то придется за 5—10 процентов электроэнергии заплатить из своего бюджета по себестоимости. Это нормально и оправданно. Так во всем мире происходит”.

Какой именно процент электроэнергии придется оплачивать по себестоимости, точно сказать нельзя. Это будет зависеть от каждой конкретной семьи и ее умения экономить. Однако общую картину наши энергетики уже нарисовали: в среднем одна белорусская семья использует в месяц около 150—200 кВт•ч электроэнергии. Среди бытовых абонентов Белэнерго (их в стране примерно 4 млн) есть и такие, кто в месяц потребляет более 300 кВт•ч (этих семей около 2,25 процента) и даже больше 600 кВт•ч электроэнергии (таковых около 0,2 процента).
При выведении нормативов специалисты решили ориентироваться на экономное большинство, поэтому на сегодняшний момент самой вероятной из всех обсуждаемых является норма в 107 кВт•ч на одного человека в месяц. Предполагается, что если в квартире больше людей, то на каждого следующего проживающего к этой норме будет добавляться еще по 30 кВт•ч. То есть семье из трех человек для оплаты электроэнергии по дешевому социальному тарифу придется укладываться в месяц в 167 кВт•ч, семье из четырех человек — в 197. Если вспомнить данные энергетиков, то большинству семей этих норм вполне хватит.

А как у них?

Беларусь — далеко не первая страна, где будут введены подобные нормы. Международная практика показывает, что социальная норма потребления служит основной цели — обеспечению населения электроэнергией для бытового потребления по доступным ценам, что позволяет защитить наиболее уязвимые категории населения и реализовать принцип социальной справедливости.

Однако нормы льготируемого электропотребления в Европе все же ниже тех, которые предполагается установить в Беларуси, то есть население ЕС защищено в меньшей степени. С 2000 года социальная норма потребления применяется во Франции, где предусмотрены скидки от 30 до 50 процентов на оплату электроэнергии, но лишь для семей с низкими доходами и только в пределах 100 кВт•ч в месяц. В Венгрии применение социальной нормы с 1997 года — в виде блочного тарифа, когда определенному объему потребления электроэнергии соответствует определенный тариф, — позволило существенно сократить объемы перекрестного субсидирования. В результате в 2005 году объем социальной нормы возрос с 50 до 110 кВт•ч в месяц. Социальная норма также применяется в таких государствах, как Китай, Индия, Египет, Бразилия, ЮАР, и других.

В России социальная норма потребления используется в ряде регионов с 1996 года, причем в каждом из них ее уровень отличался — от 30 до 350 кВт•ч в месяц на семью. Россиян активно призывают экономить — как с помощью установки приборов учета энергоресурсов, так и путем проведения энергоаудита: изучения тепло- и энергопотерь.

Стимул для экономии

Достаточно строгие лимиты дотируемого энергопотребления в европейских странах хоть и не вынуждают жителей нашей страны срочно менять свои бытовые привычки, но должны стать как минимум стимулом для экономии электричества в быту. Ведь обсуждаемая норма в 107 кВт•ч еще не окончательная и через какое-то время может быть пересмотрена, в том числе и в сторону уменьшения. Поэтому специалисты советуют белорусам уже сегодня начинать без ущерба для комфорта экономить на электричестве.

Например, для начала можно провести дома небольшое исследование и выяснить, на что именно тратится больше всего света. Глупо отказываться от микроволновки или стиральной машины, а вот с привычкой не выключать за собой свет в ванной придется расстаться. Давно доказано, что освещение является одним из главных “пожирателей” денег в доме — на него приходится около 15 процентов потребляемой электроэнергии. Половину из этого можно сэкономить с помощью энергосберегающих лампочек.

В международном опыте на эту тему тоже есть несколько показательных примеров. В частности, в России с 2011-го были запрещены производство и продажа ламп накаливания мощностью от 100 ватт и выше, поэтому весь минувший год на российских прилавках можно было найти только маломощные “лампочки Ильича”, а населению настойчиво предлагалось использовать энергосберегающие лампы. По аналогичному пути пошел и Казахстан, президент которого Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости запрета в будущем ламп накаливания. А в Китае с нынешнего года начинают вводиться поэтапные запреты на продажу и ввоз в страну ламп накаливания. При этом за счет роста производства энергоэффективных ламп предполагается создать около 15 тысяч новых рабочих мест и увеличить объемы производства в китайской промышленности почти на 1,3 млрд долларов.

Эффект — в комплексности мер

Эксперты обращают внимание, что опосредованное нормирование энергопотребления — через тот же отказ от ламп накаливания — сократит нагрузку на энергокомплекс, но всех проблем экономики решить не сможет. Признавая, что в сложившейся ситуации такая стратегия правительства вполне оправданна, исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости России Геннадий Каленов отмечает: “Бюджет не резиновый, и это дает основания вводить режим экономии. Но эта не рыночная мера, а административная. И она решает сиюминутную проблему”.

Решение проблемы в целом лежит именно в комплексном подходе к ней. В частности, в изыскании новых источников энергии и их удешевлении для потребителя. В Беларуси, например, с пуском собственной АЭС себестоимость электроэнергии в целом по энергосистеме снизится примерно на 20 процентов, отмечает директор департамента по ядерной энергетике Минэнерго Николай Груша. Вкупе с нормированием льготируемого энергопотребления эффект станет еще заметнее.

Наталия ЛАПИНА, Максим ОСИПОВ, “НГ”

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter