"Модная" контрабанда: удавы, питоны, пауки-птицееды, шиншиллы, попугаи, обезьяны, рыси и даже крокодилы

Экзотика на продажу

Вместо ласковых кошек и преданных собак некоторые все чаще заводят дома далеко не домашних питомцев. В модном топе — удавы, питоны, пауки-птицееды, шиншиллы, попугаи, обезьяны, рыси и даже крокодилы. Одни приобретают их ради забавы, другие — чтобы удивить друзей и соседей, ну а третьи не прочь сорвать приличный куш на этом увлечении.



Владислав Шалкевич по образованию биолог. После окончания вуза устроился в одну из фармацевтических компаний. Но с наукой не расстается. В его квартире за толстыми пластиковыми стеклами террариумов живут скорпионы, сколопендры и... о ужас! — с полсотни пауков-птицеедов. У самой большой особи размах лап достигает 24 сантиметров. На этих волосатых “чудищ” даже смотреть жутко. Влад же свободно берет их в руки. Меня, конечно, заинтересовала цена вопроса.

— Вам могу одного отдать за чисто символическую плату, — улыбнулся парень. — Скажем, за 100 тысяч рублей. А вообще, у меня интерес к ним исключительно профессиональный. Но могу сказать, что на рынке цена наиболее редких видов доходит до 600 долларов за одну особь. 

Неудивительно, что некоторые делают на этом прибыльный бизнес. В интернете глаза разбегаются от предложений. Например, за игуану просят от 2 до 5 миллионов рублей, геккон мадагаскарский потянет на 2,2 миллиона, удав императорский стоит 3,7 миллиона, а взрослый самец королевского питона — до 4,5 миллиона рублей. Финскую лисицу отдадут за 9 миллионов. Цена на лемуров и крокодилов начинается от 15 миллионов рублей. Раскошелиться придется и любителям редких для нас птиц. Стоимость попугаев жако и ара (это самые разговорчивые пернатые) колеблется от 1400 до 5000 долларов. При этом совсем не факт, что вам предоставят какие-либо документы на эту экзотику. 

Тем не менее “охотников” на представителей тропической фауны среди наших сограждан достаточно. Год назад некоторые минчане ошарашенно глазели на необычную парочку. Парень меланхолично выгуливал на поводке маленького львенка. И не где-нибудь в частном секторе, а в самом центре города, на площади Победы. Крокодила теперь тоже можно встретить не только в зоопарке. Один из этих хищников поселился на обычном загородном участке под Минском. Владелец магазина компьютерной техники Денис Плешак рассказал, что несколько лет назад он наткнулся на необычное объявление: “Меняю крокодила на ноутбук”. Оказалось, что у предыдущего хозяина в минской квартире просто не нашлось места для рептилии. Так и получилось, что Гену обменяли на Asus c 15-дюймовым экраном за 600 долларов.  

Торговцы необычным товаром в приватной беседе со мной пояснили, что животных везут из Юго-Восточной Азии, Африки, Южной Америки в Россию и Украину, а оттуда они попадают в нашу страну. Часто нелегально, без всяких справок и сопроводительных документов. Схема простая. Скажем, некто захотел подзаработать на попугаях жако. 



Для этого перевозчику достаточно найти “правильного” человека в Африке. Тот приезжает в первую попавшуюся деревушку, останавливает какого-нибудь аборигена, дает ему клетку и отстегивает 20 баксов, а на следующий день получает 20 птиц. Остается только переправить их через границу, чтобы потом перепродать по многократно завышенной цене. Тут уж, как говорится, все средства хороши. Заместитель начальника управления организации борьбы с контрабандой и АТП Государственного таможенного комитета Сергей Прудниченко рассказал историю о том, как в январе этого года гомельские таможенники при проведении таможенного контроля пассажирского поезда сообщения Киев — Санкт-Петербург в межпотолочном пространстве одного из купе обнаружили шесть тигровых питонов и столько же молочных змей ориентировочной стоимостью 73 миллиона рублей. Проводница призналась, что контрабанда принадлежит ей. Она должна была передать товар незнакомым людям в Гомеле и Санкт-Петербурге. Иные случаи просто шокируют. Однажды таможенникам питерского аэропорта, проверяющим сумку пассажира, показался странным слишком большой вес французского батона. Вместо хлебного мякиша внутри обнаружили закрученную королевскую кобру. Бывает, что мелкую живность, например, ящериц или даже малышей лемуров, засовывают в термосы. Черепах обматывают скотчем, а обезьян предварительно накачивают наркотиками или алкоголем, чтобы всю дорогу спали. Птиц пеленают, как малых детей, плотно заматывают им клювы, зашивают глаза, чтобы не нервничали и не трепыхались, пичкают транквилизаторами и утрамбовывают по 30 штук в чемоданы. После таких экстремальных “путешествий” выживают две-три особи из десяти, но вырученные за них деньги покрывают все расходы. Нелегальная торговля редкими видами зверей, птиц и насекомых по прибыльности уступает разве что сбыту наркотиков. Интерпол приводит конкретные цифры: годовой оборот теневой торговли экзотикой составляет от шести до девяти миллиардов долларов. 

При этом многие не берут во внимание, насколько хлопотным бывает содержание тропических обитателей и какими последствиями может обернуться наше соседство с ними. В августе прошлого года обывателей потряс случай в Канаде, где удав каким-то образом выбрался из своего вольера в местном зоомагазине и отправился на ночную охоту. По вентиляции змея добралась до второго этажа дома и вползла в одну из квартир. А утром в спальне родители обнаружили мертвыми двух своих детей. Мальчики двух и пяти лет были задушены рептилией. Тем же летом, но уже в нашем Светлогорске милиция, коммунальные службы и экологи сбились с ног в поисках полутораметрового удава, которого одна из местных жительниц вынесла погулять, отвлеклась на минуту и больше своего питомца не видела. 

Кстати, в мире к содержанию экзотических животных в неволе относятся неоднозначно. В Польше, например, вообще запретили держать их в квартире. 

С такими же призывами выступают американские зоозащитники. А в Финляндии, Бразилии, Сингапуре действует запрет на использование диких животных в цирке. 

Видимо, и нам пора пересмотреть ответственность за “живую” контрабанду в сторону ужесточения. Быть может, стоит подумать над тем, чтобы запретить онлайн-продажу редких животных. Мы привыкли жить представлениями о том, что все живое на планете в нашей власти. Но есть в этом мире создания, которые тысячелетиями жили и живут в дикой природе. Справедливо ли обрекать их на что-то меньшее?

Мнения

Татьяна Железнова, консультант управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды:

— Никто не запрещает разводить дома экзотических животных, в том числе ради бизнеса. Но только при соблюдении определенных условий. Большинство редких животных подпадает под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения (СИТЕС). Их импорт, экспорт, реэкспорт должен производиться на основании специальных разрешений и сертификатов. После ввоза таких животных на нашу территорию они должны быть зарегистрированы в Минприроды. Для этого необходимо предъявить фото подлежащих регистрации животных, документы, подтверждающие законность владения ими, а также акт об условиях их содержания. В прошлом году нами было выдано около 50 свидетельств о регистрации. В основном люди регистрируют питонов, удавов, попугаев. 

ханцевич 500.jpgВероника Ханцевич, председатель общественного объединения защиты животных “Эгида”:

— В домашних условиях, тем более в городской квартире, очень сложно создать естественные условия для содержания экзотических питомцев. Соответственно сокращается срок их жизни, они начинают болеть. Некоторые считают, что черепашку можно посадить в коробку и выпускать иногда побегать по комнате. А потом недоумевают, почему она прожила всего пару лет. В этом году, надеюсь, появится новый законопроект об обращении с животными. Там обязательно должен быть раздел, регулирующий правила обращения с редкими видами фауны. Любоваться на них лучше в зоопарках и цирках. Хотя и там условия их содержания нередко оставляют желать лучшего.

konon@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter