В Беларуси педагоги протестировали старые и новые школьные учебники по математике и химии

Экзамен для учебника

Опытные педагоги протестировали старые и новые школьные учебники по математике и химии
«Современные учебники нужно заменить на советские. Толку больше будет!» Сколько раз доводилось слышать такой тезис и от маститых педагогов, и от новичков в учительском деле! Ведь оно как получается? Вроде как знаний с каждым годом становится больше, а содержание книг, которые должны их нести, все сильнее запутывается, в том числе и в головах учеников. А может, не все так однозначно? Корреспондент «СБ» вместе с опытными педагогами протестировала для примера старые и новые учебники по математике и химии.

Фото Татьяны Столяровой.
Фото Татьяны Столяровой.

Математика: времени больше, чем задач


Александр Фельдман, заслуженный учитель математики, — соавтор задачника по геометрии. В его школьном кабинете стопки учебников по математике за последние несколько десятилетий. Многие давно списаны из школьных библиотечных фондов. При этом учитель постоянно пополняет свою мини–библиотеку:

— Недавно пошел на книжную ярмарку, где потратил миллион рублей на покупку российских книг. Чем они лучше? В них хороший набор дидактических материалов, то есть большой выбор задач для написания самостоятельных и контрольных работ. Нужно, чтобы задач было больше, чем времени на их решение, а не наоборот, когда время есть, а задачи негде брать. С нашими учебниками сейчас именно так. Есть одна книжка, но в ней в основном контрольные работы. А чтобы каждую неделю писать письменные работы, такой книжки я не знаю. Дальше, посмотрите, два двухуровневых учебника, изданных под рубрикой «МГУ школе». Если в наших нынешних учебниках алгебры недостаточно логических обоснований для решения уравнений, неравенств и их систем, то здесь целый раздел посвящен теме: уравнения следствия, равносильность уравнений на множества, равносильность неравенств на множества, метод промежутков, равносильные уравнения и неравенства, нестандартные методы решения уравнений.

Александра Фельдман. Фото Татьяны Столяровой.
Александр Фельдман. Фото Татьяны Столяровой.

Александр Маркович уверен: учились бы ребята по учебникам, изданным в советское время, качество образования сейчас было бы как минимум не хуже. В тех книгах все было отработано и отшлифовано, а сегодня многое ушло безвозвратно.

— Например, я постоянно пользуюсь книгой по алгебре, написанной для вечерней школы в 1986 году. Хороший уровень, при этом простой и доступный язык. Когда у нас была тема в классе с углубленным изучением «Элементы комбинаторики. Принцип математической индукции», я пользовался старым советским учебником под редакцией Колмогорова, 1976 год. В нем все лаконично, хорошо изложено. А вот задачники, по которым я еще сам учился. 39–е издание! Представляете? По тригонометрии — пятое издание за 1973 год, уже обложка от него отлетела. А вот дидактические материалы, которые были изданы в 1967 году. Посмотрите, здесь по 15 вариантов на каждую работу дано! Можно выбрать различный уровень задач по всем темам.

Учитель признает, что есть и белорусские достойные издания, но это дополнительная литература. Например, хороша книга Валентины Веременюк и Валерия Кожушко, редакция даже взяла на себя смелость отметить, что это бестселлер. Хотя и рассчитаны такие книги в первую очередь на подготовку к централизованному тестированию, Александр Маркович не сомневается: невозможно подготовить ученика к ЦТ, не обучая его математике вообще. Поэтому подготовка по предмету поглощает все.

— Если взять, например, из недавнего прошлого учебник Ананченко для углубленного изучения математики для 8–11 классов, то он был добротный. Правда, объемный, и учителю уже надо самому выбирать, что давать, а что нет. Но это лучше, чем не иметь под рукой ничего. Еще там был раздел «Элементы логики». Ведь решение уравнений, неравенств и их систем — это логические задачи. К сожалению, эта логика слабо подчеркивается в современных учебниках. Или возьмем тему «Производное». В учебниках сейчас отсутствует определение предела функции, через которое должно даваться понятие производного!

Химия: нужны наглядные материалы


Учитель химии Валентина Барбук к советским книгам на своих занятиях не обращается, но признает: сегодня, к сожалению, приходится учить детей читать учебник. С одной стороны, проблема в том, что раньше в школе было больше литературы и устных экзаменов, в том числе по химии, а сейчас дети разучились мыслить образно. А с другой — дело и в современных пособиях.

Валентина Барбук. Фото Павла Чуйко.
Валентина Барбук. Фото Павла Чуйко.

— Меня больше всего беспокоит учебник для седьмого класса. Текст написан языком, недоступным пониманию ребенка, в нем совершенно не учтены возрастные особенности школьников. Дети говорят: «Пока я дочитаю определение, в конце уже забываю, что было в начале!» Вот, к примеру, фраза: «Относительная атомная масса элемента — это физическая величина, которая показывает, во сколько раз масса атома данного химического элемента больше 1/12 части массы атома углерода». Разве семиклассник это поймет? Приходится объяснять на пальцах, на схемах, на рисунках, где–то при помощи видеороликов, тогда ребенку становится понятнее. А ведь тут еще даны формулы, которые дети не в состоянии понять даже с точки зрения математики! Столкнулась и с тем, что они еще не знают, как умножить на 10 в какой–то степени. Порой непонятно, что я преподаю: химию или математику?

Правда, Валентина Николаевна не относится к учебникам категорично — истина всегда посередине. Все–таки все пишется в соответствии с учебной программой, целым авторским коллективом, поэтому плюсы определенно есть. Во–первых, курсивом и цветом выделены главные моменты. «Говорю детям обратить внимание на написанное курсивом. Ухватили эти слова — начинаем обсуждать, как они себе это представляют, и только потом возвращаемся к тексту». Во–вторых, в конце каждого параграфа выписано самое главное, то, что школьник должен уметь изложить своими словами. В–третьих, ниже даются задания на основе пройденного, которые можно дать на дом...

Старшеклассникам тоже порой приходится несладко. Хорошо еще, говорит педагог, учебник для 10 класса дали в прошлом году новый: прежний был из рук вон плох, в нем отсутствовала элементарная логика в последовательности материала. Сейчас книгу немного адаптировали к программе, упростили. Но ведь и она рассчитана на ребенка с хорошо сформированным интеллектом и не всегда соответствует сборнику задач. В итоге приходится учителю выбирать, но на это не всегда есть время. А разве сами составители не в курсе, что для поэтапного усвоения материала и усложнять его надо по уровням?

— В целом, если сравнивать современные учебники со старыми, можно сделать вывод: раньше они были проще — написаны более доступным языком, не изучались многие вопросы, которые изучаются сейчас. Например, гибридизация электронных облаков. Вузовская программа, зачем детям это знать? А зачем в биологии куча латинской терминологии? Неужели нельзя изложить ту же терминологию доступным русским языком?

Фото Павла Чуйко.
Фото Павла Чуйко.

А еще учитель уверена: для детей сейчас важный источник информации — компьютер. И достижения техники нужно вовсю использовать в работе.

— Что я могу сегодня показать? Материалы из интернета или сделанную презентацию? Скажем, во времена Советского Союза при Министерстве образования существовал методический кабинет, который создавал методические пособия и учебные фильмы, чтобы показывать какой–то процесс. Сейчас, к сожалению, этого нет. А такая структура нужна!

В результате учитель вынужден креативить. Допустим, надо показать ребятам квантовое механическое движение. Что это значит? Если совсем по–простому, создается облако. И вот педагог привязывает резинку к нитке и начинает крутить. Но это лишь примерно! Проявляют чудеса изобретательности в объяснении уроков и родители, выросшие на совсем других пособиях. Потому на ура сегодня идут всевозможные издания типа «Занимательная физика», наборы для домашних опытов, а уж старые добрые советские учебники готовы в интернете с руками оторвать...

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия №229 (24610). Вторник, 2 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter