Экзамен для правительства

Модернизация производства и расширение экспорта – главные факторы роста в следующем году

Модернизация производства и расширение экспорта – главные факторы роста в следующем году

Три с половиной часа и около шестидесяти вопросов – даже такие красноречивые цифры не могут в полной мере передать напряженность состоявшегося вчера совместного заседания Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания. Отчет перед парламентариями держали члены правительства. И хотя основной темой разговора значилось развитие промышленности и энергетики, законодатели не оставили без внимания и другие актуальные вопросы.

Шишки и пышки

Промышленность все последние годы была и остается главным донором отечественной экономики. Первый заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко констатирует: за последние годы отрасль росла в среднем по девять процентов ежегодно. За десять лет удельный вес белорусской промышленности в мировом промышленном производстве увеличился более чем в два раза, и все это в условиях существенной налоговой нагрузки, высоких ставок по кредитам и перекрестного субсидирования по энергоносителям. Нынешний год по ряду причин не самый благополучный для реального сектора: прогнозируемый темп роста производства в 98 процентов при годовом задании 107 процентов нельзя назвать удовлетворительным результатом. И хотя в сентябре наметилась тенденция к снижению складских запасов, это мало успокаивает правительство. Первый вице-премьер признает: из-за несовершенства законодательства в рамках Таможенного союза и вступления России в ВТО мы “сполна получили шишки, а пышек пока не имеем”. Варианты решения проблемы есть: установление единых правил производства и реализации продукции до 2015 года, расширение экспорта с выходом на новые рынки, развитие финансовых инструментов поддержки отечественных экспортеров.

Кредитный прогноз

Парламентарии пошли на обострение разговора. “Мы вступили в осенне-зимний период, самый тяжелый для субъектов хозяйствования. В этот период они в наибольшей степени испытывают дефицит собственных оборотных средств и вынуждены привлекать кредитные ресурсы. Их высокая стоимость и ограниченность не позволяют обеспечить ритмичную работу”, — вступилась за отечественных производителей председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Людмила Добрынина.

— Моя личная позиция, и многие в правительстве ее поддерживают, что сегодня ставка по кредитам в белорусских рублях в размере 45—50 процентов необоснованно завышена, — не скрывал озабоченности Владимир Семашко. И для сравнения привел Украину, где показатели по уровню ВВП на душу населения, внешнеторговому сальдо, объему внешнего долга хуже, чем у нас, однако в Украине кредит можно взять под 16—17 процентов годовых. По словам первого вице-премьера, в Нацбанке заверили, что на следующий год все расчеты сделаны под ставку рефинансирования 16—17 процентов с выходом в декабре на 13 процентов.

Комфортный бизнес

К тому же с 1 января 2015 года в рамках Таможенного союза планируется отмена всех изъятий и ограничений, то есть отечественные предприятия смогут приобретать энергоресурсы по ценам внутреннего российского рынка. Однако уповать только на дешевые кредиты и внутрироссийские цены не стоит, справедливо считает глава Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, ТЭК, транспорту и связи Дмитрий Харитончик. Сегодня в первую очередь нужна ускоренная модернизация производства, и это и не только обновление основных средств, но и повышение эффективности управления. К слову, предприятия, которые успели переоснаститься, сейчас чувствуют себя вполне комфортно. Для примера Владимир Семашко назвал “Ивацевичдрев”, где после модернизации годовая выручка на одного занятого составит 225 тысяч долларов против имевшихся 23 тысяч долларов. Средняя зарплата на предприятии выросла в 2,7 раза до 783 долларов. 

Учиться никогда не поздно

Однако, судя по всему, еще не все руководители осознали наступление момента истины. Депутат Сергей Дудкин всерьез раскритиковал отечественный легпром, а заодно и торговлю:

— Имея все, мы во всем проигрываем — и в качестве, и в цене, и зачастую в упаковке. В ряде магазинов понятия не имеют о мониторинге покупательского спроса. Иначе вряд ли накануне зимы в них появились бы пижамы с коротким рукавом.

По мнению главы концерна “Беллегпром” Михаила Сучкова, на то есть объективные и субъективные причины.

— Нам, конечно, трудно тягаться с Туркменистаном, где практически бесплатный газ и средняя зарплата сто долларов. Там построено семь заводов по производству пряж мировых производителей. Мы также провели техническое перевооружение на своих предприятиях, но этого мало, нужно покупать технологии. Не надо бояться приглашать к себе на работу зарубежных технологов и художников, платить им достойную зарплату.

Министра труда и соцзащиты по традиции “пытали” вопросами о пенсионной реформе.

— Мы говорим не о реформировании пенсионной системы, а о ее адаптации к современным условиям, — уточнила Марианна Щеткина. — Можно было бы приветствовать введение накопительной пенсионной системы, но мы не можем себе этого позволить, поскольку должны понимать, что если люди будут вкладывать деньги, то государство должно гарантировать их возврат с процентами, превышающими уровень инфляции. Пока такой гарантии мы дать не можем.

Но в одном министр заверила депутатов твердо: вопрос о повышении пенсионного возраста сегодня даже не обсуждается.

Дорогие километры

В адрес заместителя министра транспорта и коммуникаций Алексея Авраменко парламентарии высказали претензии по поводу высокой стоимости билетов национального авиаперевозчика “Белавиа”, что заставляет многих белорусов добираться до Вильнюса или Киева и уже там приобретать билеты у более конкурентоспособных авиакомпаний.

Депутат Валерий Гайдукевич попенял на качество дорожной сети, и особенно дорог местного значения. Оказывается, программа “Дороги Беларуси” на 2006—2015 годы выполняется лишь наполовину, а в этом году капитально отремонтировано всего лишь 40 километров республиканских дорог.

— Мы ищем дополнительные внебюджетные источники финансирования, но ведь до 2010 года все было нормально. Проблемы начались после ликвидации дорожного фонда. В России, Азербайджане, Молдове, Кыргызстане такие фонды существуют, может, и нам к нему вернуться? — поинтересовалась депутат Наталья Гуйвик.  

Но в правительстве, как выяснилось, нет единого мнения на этот счет. Спикер Палаты представителей Владимир Андрейченко напомнил, что с введением фонда по прежнему образцу вся нагрузка ляжет на промышленные предприятия, что приведет к удорожанию их продукции и потере конкурентоспособности. Вместе с тем парламентарии не исключили возвращения к этому вопросу при рассмотрении проекта республиканского бюджета на следующий год.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter