Эквивалент шести огурцам

Модное словечко "инновации" все активнее используется в нашем лексиконе...

Модное словечко "инновации" все активнее используется в нашем лексиконе. Изобретатели, в большинстве своем молодые люди, а то и вовсе школьники, разрабатывают проекты, мастерят, совершенствуют давно забытые и отправленные на чердак технику и утварь. Недавно в Минске даже прошел инновационный форум, где было представлено несколько уникальных ноу-хау. Причем 7 технологий и материалов - новинки в мировом масштабе, еще 17 - в белорусском. Вторую жизнь обретают и старые вещи. Аспирант Национальной академии наук колесит по Минску на уникальном транспортном средстве, чем-то напоминающем велосипед. А школьник из Копыля нашел оригинальную альтернативу обычной батарейке. Оказывается, запитать небольшие настольные часы или запустить детскую игрушку можно даже при помощи... соленых огурцов.


От винта


Встречу с аспирантом Виктором Саверченко мы назначали на минской улице Тимирязева. Ждать долго не пришлось. О том, что молодой человек уже на подъезде, можно было узнать по характерному гулу. Среди вереницы машин, спешащих за город, показался то ли велосипед, то ли мопед, у которого, впрочем, была одна характерная особенность. Сзади крутился-вертелся пропеллер.


- Мое транспортное средство называется глайдор, - останавливается возле нас Саверченко. - От английского слова "глайд" - "скользить", "планировать". Или, по-другому, "колесный штурмовик". Его изобретение - это скорее вынужденная необходимость. Живу я за городом, в Ждановичах. На учебу добираться неудобно. По пути - участок полного бездорожья. Там у соседей зимой даже джип буксует. На мопеде тем более не проехать. Легкий велосипед проходит, но ноги устают слишком быстро. Поэтому я решил смастерить нечто среднее. Для меня это не проблема. Страсть к изобретательству - с детства. В юные годы собрал два интересных велосипеда - один из них грузовой.


Рассматриваю новую самоделку аспиранта Саверченко. В движение глайдор приводится за счет тяги воздушного винта - пропеллера. Он запускается при помощи авиационного двигателя. Подобные устанавливаются не только на сверхлегкие самолеты, но и на бензопилы вроде "Урал-2-Электрон". Усовершенствованные рама и тормоза, зимние шины... Топливная система герметична. Бак рассчитан чуть больше чем на 4 литра топлива - бензина "Нормаль-80", разбавленного машинным маслом. Запаса хватит примерно на 120 - 140 километров. Достать детали оказалось делом не таким уж и сложным. Три недели работы, 7 миллионов потраченных рублей, некоторое время на доработку и опытную эксплуатацию - и агрегат готов!


А вот очередное преимущество. Глайдор весит в три раза меньше, чем мопед, - всего 30 килограммов. Его запросто можно поднять и перенести. Удобно! Водителю авто, чтобы развернуться на магистрали, зачастую приходится колесить по съездам автомобильных развязок. Уф, запутаешься! А здесь взял да перешагнул с "колесным штурмовиком" через разделительный барьер.


Виктор характерным движением руки заводит мотор и отправляется в путь. Глайдор способен развить скорость до 80 километров в час. Но наши дороги - не трассы "Формулы-1". Разгоняться без повода больше 60 такому маломощному транспортному средству опасно. Неудивительно, машины его обгоняют запросто. Впрочем, водители этого участника дорожного движения уважают. Даже где-то побаиваются и стараются посторониться. Еще бы! От рева мотора в их авто вибрируют стекла!


- Я проехал на глайдоре уже около 5 тысяч километров, - рассказывает Саверченко. - Да, несколько раз останавливали сотрудники ГАИ, но скорее из любопытства. Мое транспортное средство можно классифицировать как мопед. По ПДД к ним приравниваются велосипеды с подвесным двигателем. Прямо как у меня! Инспектора в общем-то с этим утверждением соглашались.


Уже через несколько месяцев уникальное транспортное средство может стать на прикол в гараж. Виктор собирается сдать на водительские права и купить автомобиль. Но, может быть, выгоднее глайдор продать?


- Варианты были, но мне предлагали смешные деньги, которые даже не покрывали мои затраты, - замечает изобретатель. - Хотя я прошу всего 1.800 долларов. А за 3.000 отдам не только глайдор, но и пакет документов - это 10 страниц инструкции, право на патентообладание, да еще 15 часов лекций главному инженеру производства прочитаю. Украсть патент у меня не смогут. Я перестраховался.


Интересно? Вполне. Но это точка зрения неспециалиста. Что думают эксперты?


- Такие проекты, к сожалению, практически не реализуются, - считает автомобильный аналитик Денис Логунович. - У молодого ученого попросту нет стимула. Пока во всем мире идет промышленный шпионаж, конструкторы просто охотятся за интересными наработками и разработками, в нашей стране идеей почему-то не заинтересовался никто, хотя изобретение во многом уникальное. В нем нет ни одной неизмененной детали. В процессе разработки глайдора ученый пришел сразу к нескольким интересным решениям, и что особенно ценно - оптимальным в наших условиях.


Кто бы мог заняться производством? Может, ОАО "Мотовело"? Там моему звонку обрадовались.


- Мы изучили публикации, и нам эта идея кажется весьма любопытной, - ответили мне на предприятии. - В ближайшее время собираемся встретиться с изобретателем, изучить чертежи и обдумать формы сотрудничества. Производить все детали к глайдору можем и сами, за исключением, пожалуй, авиационного двигателя. Подумаем еще о том, как решить вопрос с излишним ревом.


Тот еще овощ


Кажется, девятиклассник из Копыля Вячеслав Калевич сможет выжить даже на необитаемом острове. Любому предмету школьник найдет самую неожиданную альтернативу. Как вам идея заменить обычную батарейку... соленьями? Опыты парнишки оценили на областном этапе конкурса научных биолого-экологических работ учащихся.


- Батарейки ведь бывают разными: алкалайновые и соляные. Я создал собственный источник питания из соленых огурцов и помидоров. Собрал электрическую цепь. Заработало! - вводит меня в курс дела девятиклассник. - Над проблемой получения электроэнергии из альтернативных источников работал год. Еще в восьмом классе меня заинтересовали физические опыты. Эксперимент на тему "как изготовить гальванический элемент из лимона" был описан в одном из учебников. У меня, правда, он не получился. Но дома было много закаток с соленьями. Экспериментальным путем выяснили: самым лучшим источником тока среди овощей и фруктов являются огурцы и помидоры. Причем соленые. Стали искать практическое применение. Смогли запитать светодиодную лампочку, а затем и небольшие игрушки вроде тамагочи и лазера-"указки". Эквивалент одной 4,5-вольтной батарейки - 6 огурцов или 5 помидоров.


- Верное решение, - размышляет главный научный сотрудник Института физики Национальной академии наук Евгений Толкачев. - Какая разница, что за кислота используется в батарейках? Радует, что молодые люди умеют логически мыслить. Вообще, поиск альтернативы - достаточно полезное занятие. В прошлом году я был членом жюри на одном из конкурсов изобретений среди учащихся младших классов. Один мальчишка сделал "визуализацию звука". Во время разговора по стене начинал прыгать солнечный зайчик. Полностью механизм описывать не буду, но по мотивам этого эксперимента можно конструировать, например, подслушивающее устройства. И примеров подобных опытов много.


***


Как знать, возможно, эти ребята уже через какое-то время будут представлять свои ноу-хау не журналистам в собственной квартире или на одной из городских улиц, а крупным экспертам на международных форумах. А пока один в очередной раз заводит свой глайдор, другой заставляет работать тамагочи при помощи банки соленых огурцов. И, кажется, вовсе не ради славы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter