Как обеспечить национальную безопасность от внешних и внутренних угроз

Экстрим для экстремистов

Как обеспечить  национальную  безопасность от внешних и внутренних угроз
Николай МЕЛЬЧЕНКО, заместитель министра внутренних дел Беларуси — начальник милиции общественной безопасности, генерал-майор:

– Для обеспечения национальной безопасности любой страны от внешних и внутренних угроз недостаточно одного щита, выставленного лишь силами правоохранительных органов. Это задача всех государственных структур. Особую важность сегодня приобретает умение противостоять такому проявлению экстремизма, как массовые беспорядки. Вне зависимости от экономической, политической, религиозной и иных причин они несут в себе мощную разрушительную силу.



В белорусском законодательстве за совершение массовых беспорядков, которые могут сопровождаться насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением, установлена уголовная ответственность. Она предусмотрена не только в случаях организации беспорядков и непосредственном участии, но и обучения или иной подготовки лиц для этих целей, финансирования подобной деятельности.

Для слаженного и своевременного противодействия таким проявлениям на законодательном уровне выстроена государственная система реагирования. Даже в условиях повседневной работы при отсутствии угрозы массовых беспорядков ведется их профилактика. В качестве противодействия лицам с экстремистскими намерениями эффективным является и совершенствование законодательства. С этой же целью на постоянной основе организовано проведение учений, тренировок и занятий, а также решение вопросов материально-технического обеспечения.

Крайней формой противодействия массовым беспорядкам является чрезвычайное положение. Основания и порядок его введения определяются отдельным Законом “О чрезвычайном положении”. В случае дестабилизации социально-политической обстановки на республиканском, региональном и местном уровнях с учетом особенностей кризисной ситуации должно быть обеспечено усиление координации действий госорганов во всех сферах деятельности — от политической, экономической и социальной до правоохранительной и военной.

Сейчас государственная система реагирования, созданная для противодействия массовым беспорядкам, находится на этапе формирования и становления. Реализация в ближайшее время мер нормативного, организационного, материально-технического характера позволит усилить ее по многим направлениям. Несомненно, наличие интеграционных процессов должно обеспечить еще большую оперативность, компетентность и эффективность принимаемых мер. Наша задача состоит в содействии этим процессам, определении и закреплении их нормативных основ, а также решении ряда иных стратегических и тактических задач по функционированию государственной системы реагирования.

Поле брани: умы и сердца людей


Наряду с мерами силового характера в России активно ведется работа по противодействию идеологии терроризма, и она дает серьезные результаты. Например, в этом году благодаря скоординированным силовым и профилактическим мероприятиям количество преступлений террористической направленности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось вдвое. По информации главы ФСБ и Национального антитеррористического комитета (НАК) Александра Бортникова, бандиты совершили 69 преступлений, 45 из них в Дагестане, в результате погиб 41 и ранены 125 сотрудников силовых структур.

Нас серьезно беспокоит, что международные террористические организации активно вербуют россиян, особенно в молодежной среде, для участия в бандформированиях, действующих не только в Северо-Кавказском регионе, но и на территории третьих стран, в частности в Сирии. В некоторых зарубежных странах функционируют интернет-сайты террористической и экстремистской направленности, ведущие агрессивную обработку российской аудитории. Среди тех, кто подталкивает молодежь к экстремизму и терроризму, есть и проповедники, получившие образование за рубежом. Еще один из факторов, способствующих вербовщикам, – учеба нашей молодежи в зарубежных медресе и исламских университетах радикального толка. Эту практику пора прекращать. Систему качественного теологического образования необходимо развивать в Российской Федерации.

Убежден, что социальные факторы – отсутствие социальных лифтов и коррупция – также играют не последнюю роль в создании благоприятной среды для распространения террористической идеологии. Не секрет, что в ряде  российских регионов кадровый резерв формируется по принципу родства, клановости, личного протекционизма. Молодые люди видят, что достичь чего-либо без родственных либо коррупционных связей невозможно. Это один из побуждающих мотивов примкнуть к  террористической или экстремистской деятельности и уйти в «лес».

Что касается кадрового вопроса, то я считаю, что заслуживает внимания советский опыт. Напомню, в КЗоТе была запрещена совместная трудовая деятельность близких родственников. Сейчас в России такой запрет установлен только для государственных и муниципальных служащих. В Трудовом кодексе такого запрета нет. Почему бы не решить проблему на законодательном уровне и не сузить возможности кумовства в государственных корпорациях и на государственных предприятиях России?

Есть и еще одна проблема. К сожалению, в некоторых субъектах Российской Федерации представители  национального большинства вытесняют с руководящих постов представителей других национальностей. Раньше контролем  занималась КПСС, и, надо сказать, довольно успешно. Сейчас ситуация иная, сложнее, но это не повод не заниматься этой проблемой. Таким образом, противодействие терроризму и экстремистской деятельности должно вестись одновременно во многих сферах общественной жизни и системы государственного управления.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter