Экспортная география

Клайпеда или Вентспилс: что лучше для перевалки белорусского калия?

Белорусские экспортеры не только обеспечивают страну валютой, но и дают заработать десяткам компаний из соседних стран на транзитах грузов. За право осуществлять перевалку белорусских калийных удобрений традиционно происходит жесткая конкурентная борьба между прибалтийскими портами. Долгое время в обеспечении грузооборота белорусского экспорта лидировал Вентспилс, но в последние полтора года его место занял Клайпедский порт. Про ситуацию с транзитом и перевалкой грузов через прибалтийские порты рассказали генеральный директор АО «Клайпедос юру кровиню компания» (КЛАСКО) Валентинас Грейчюнас и директор ЗАО «Бирю кровиню терминалас» (БКТ) Видмантас Дамбраускас — руководители двух крупнейших литовских транспортных компаний, у которых действуют терминалы для перевалки белорусских калийных удобрений.

— В прессе не раз упоминалось, что привлечь белорусский транзит литовцам было сложно, но кажется, что удержать тенденцию стабильных погрузок будет тоже непросто. Почему Вентспилс всегда считался сильнейшим конкурентом Клайпедского порта?

Валентинас Грейчюнас:

— В 2008 году Клайпедский порт перегрузил почти 30 млн. тонн (+ 9 %), из которых 6,5 млн. тонн (+ 3 %) приходится на белорусскую продукцию. Среди грузов преобладают удобрения (3,43 млн. тонн), нефтепродукты (2,15 млн. тонн) и контейнеры (34 тыс. ТЕУ). Объемы перевалки белорусского хлористого калия увеличились до 3,025 млн. тонн. В Вентспилсе погрузки калийных удобрений на суда сократились на 1 млн. тонн —  почти на треть. Однако в этом «повинна» не только активная деятельность латвийских портов, но и ряд объективных факторов. В том числе и падение объемов перевалки российских сыпучих грузов, за которые Клайпеда никогда не конкурировала с Вентспилсом по географическим причинам. А начиная с осени прошлого года мировая тенденция спада грузов в портах обуславливается  мировым кризисом.

Видмантас Дамбраускас:

— В советские времена в Вентспилсе построили, позже реконструировали специализированный терминал, предназначенный для экспорта российских и белорусских удобрений. Однако, несмотря на это, производственное объединение «Беларуськалий» экспортирует калийные удобрения через Клайпедский порт с 1994 года. И все это время (14 лет) для «Беларуськалия» было дешевле транспортировать удобрения через Клайпеду, нежели через какой-либо другой порт Балтийского моря. С географической точки зрения, это для Беларуси самый короткий путь. Все другие маршруты могут конкурировать только при скидках тарифов на перевозку грузов по территории Беларуси. А это означает использование дотаций из бюджета Республики Беларусь. Клайпедский порт почти на  400 км ближе к Солигорску. Поэтому каждый раз, когда менялось направление продажи удобрений, появлялись новые рынки, экспортеры предъявляли нашему порту требование сравняться своими характеристиками с конкурентами.

Валентинас Грейчюнас:

— В 2005 году в Клайпедском порту был зафиксирован самый низкий оборот белорусских грузов — 3,5 млн. тонн. Он стал увеличиваться после инвестиций в инфраструктуру порта. Был углублен до 14,5 метра и расширен канал Клайпедского порта. Сейчас на складах двух терминалов можно хранить более 150 тыс. тонн сыпучих грузов при одновременной загрузке шести судов водоизмещением от 1 до 70 тыс. тонн. Ни один другой порт на Балтийском море такими возможностями не обладает. Оборачиваемость вагонов в порту не превышает 5 суток, как минимум на сутки меньше, чем у конкурентов. В 2003 году  КЛАСКО открыла высокопроизводительный терминал сыпучих грузов, государство провело работы по углублению канала, улучшению других параметров судоходства. Параллельно достигались соглашения о технических и других условиях перевозки между литовской и белорусской железнодорожными компаниями. Сегодня мы способны конкурировать по всем параметрам, а географический фактор — на нашей стороне.

— Какие требования, которые вы должны были учесть, предъявляли экспортеры белорусских удобрений?

Валентинас Грейчюнас:

— Белорусскими специалистами были изучены экономические возможности использования Клайпедского порта. У «Беларуськалия» было достаточно времени для того, чтобы сравнить и взвесить цены транспортной логистики. С белорусским предприятием работаем без посредников: таково было желание белорусской стороны. В конце 2007 года, когда Клайпеда доказала, что КЛАСКО вместе с БКТ способна справиться с грузопотоком, был подписан годовой, а позднее долгосрочный контракт, по которому «Беларуськалий» обязался в период 2008—2010 гг. вывезти через Клайпедский порт 9 млн. тонн хлористого калия.

— Договор на перевалку калия был подписан без расчета на то, что мир может охватить глубокий финансово-торговый кризис. Какая на данный момент представляется перспектива экспорта через Клайпедский порт?

Валентинас Грейчюнас:

— Объемы экспорта упали везде. В Клайпедском порту в  2009 г. прогнозируется сокращение грузооборота на 20 %. Снижение произойдет по всем группам товаров, в том числе и калийным удобрениям. Однако долгосрочный контракт позволяет нам сотрудничать на перспективу. Также через КЛАСКО успешно экспортирует удобрения  гродненский «Азот». Различные грузы переваливают и другие белорусские предприятия. Количество партнеров Клайпедского порта из вашей страны стабильно растет.

Уже второй год «Беларуськалий» и клайпедские терминалы действуют в соответствии с долгосрочным контрактом, согласованным порядком транспортировки и перевалки грузов, предусматривающим технические, организационные и финансовые условия, которые позволяют «Беларуськалию» формировать свои планы и долгосрочную перспективу отношений с Клайпедой, не опасаясь ухудшения условий транзита. Хотелось бы отметить: с учетом изменившейся экономической ситуации клайпедские терминалы готовы подписать с белорусскими партнерами новые, приемлемые для них долгосрочные договоры на различные сроки в соответствии с уже действующей моделью. Тем более что АО «Лиетувос гележинкеляй», модернизирующее технику, подписало с белорусскими коллегами благоприятные для обеих сторон договоры, а Клайпедский порт преду-сматривает систему скидок. Все данные обстоятельства являются твердой опорой для стабильной экспортной политики «Беларуськалия» в Клайпедском порту в долгосрочной перспективе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter