МИД дорабатывает проект госпрограммы поддержки и развития экспорта до 2020 года

Экспортеры — уважаемые люди

Экспортеры в ожидании: МИД дорабатывает проект госпрограммы поддержки и развития экспорта до 2020 года, которая должна стать настольным документом для руководителя любого предприятия, работающего с внешними рынками. Новая программа будет принципиально отличаться от предыдущих. Во-первых, полностью меняется ее формат. Во-вторых, впервые в названии появляется слово «поддержка»: именно она становится основной целью документа. В МИДе подвели итоги общественного обсуждения программы и рассказали о замечаниях заинтересованных сторон.



Производители товаров и услуг, а также малый и средний бизнес с нетерпением ожидают принятия четвертой госпрограммы поддержки и развития экспорта на 2016—2020 годы. Документ предоставит четкую стратегию работы и поможет решить ряд накопившихся проблемных моментов.

Министерство иностранных дел подвело итоги общественного обсуждения проекта программы и выслушало замечания заинтересованных сторон. На что прежде всего обращают внимание? Нынешний документ принципиально отличается от предыдущих. По словам заместителя директора Департамента внешнеэкономической деятельности МИДа Руслана Есина, формат прежних программ себя изжил:

— Мы увидели, что акцент на жестком прогнозировании роста параметров экспорта просто нецелесообразен. Колебания конъюнктуры мировых рынков и динамичность конкурентной среды не позволяют делать качественные прогнозы. Новый формат документа отражает и его название, где впервые появилось слово «под-  держка». Именно совершенствование национальной системы господдержки экспорта становится главной целью программы.

Что имеется в виду? Прежде всего — снижение до минимума внешнеэкономических угроз, использование конкурентных преимуществ страны, применение механизмов международных интеграционных объединений и снижение зависимости от традиционных экспортных позиций и рынков за счет диверсификации товарной номенклатуры. А вот рассчитывать на финансовую помощь со стороны государства всем подряд экспортерам не стоит: бюджет на эти цели ограничен. При этом остается возможность в 2017 году на основании заявки экспортеров сформировать общую заявку, ее можно будет внести в Минфин, чтобы увеличить долю средств на поддержку экспорта.

В МИДе полученные предложения также разделили на конкретные меры и концептуальные направления. Часть первых отражена в Дорожной карте — фундаменте программы. А вот большинство концептуальных предложений, в том числе и высказанных некоторыми экспертами в СМИ, в первоначальном проекте уже были учтены: вопросы повышения качества экспортной продукции, роль малого бизнеса, упор на диверсификацию экспорта, то есть на переориентацию товарных потоков с рынка России.



Между тем участники круглого стола нашли еще точки, на которых бы стоило заострить внимание. Так, например, по словам заведующей отделом экономики управления международных связей и экономики секретариата Совета Республики Светланы Паньковой, сегодня производители сталкиваются с таким вопросом, как наличие изъятий и ограничений в рамках ЕАЭС.

— Мы хотели, чтобы в программе были прописаны конкретные меры для разных сегментов экономики — промышленности, АПК — по созданию благоприятных условий для экспорта, в том числе по устранению барьеров, — потребовала сенатор.

Владислав Щепов, заместитель председателя Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей, с коллегой согласен: условия функционирования наших экспортеров на рынке ЕАЭС требуют детальной проработки. В частности, производители военно-технической продукции, сельхозтехники сталкиваются с тем, что Россия регулирует доступ на свой рынок импортной продукции, в том числе и белорусской:

— Как бы мы ни бились над качеством и стоимостью, существуют вопросы финансирования продаж нашей техники в России. За счет господдержки создаются неравные условия для производителей, разница в цене достигает 15—30%. Кроме того, сегодня есть серьезные нарекания со стороны российских заказчиков в адрес некоторых наших предприятий: люди не могут дозвониться, не могут получить необходимые запчасти. Немало претензий и по отсутствию электронной маркировки. В то же время многие российские регионы хотели бы развивать, например, шоу-румы по развитию сервисного обеспечения нашей техники. Правда, на это необходимы большие деньги. И если в программе сейчас написано, что она не потребует никаких дополнительных вливаний из бюджета, думаю, стоило бы все же заложить какие-то источники финансирования. Кроме того, необходимо обратить внимание на службы маркетинга на предприятиях. На многих они довольно слабы: нет элементарного знания иностранных языков, специалисты не знакомы с инструментами продвижения в интернете. Над этим еще предстоит много работать.

Были и другие замечания. В частности, первый заместитель председателя БелТПП Александр Нахаенко обратил внимание, что в проекте программы не прописаны конкретные шаги и действия по достижению объема экспорта в Китай на уровне 1,5 млрд. Кроме того, по словам специалиста, не стоит считать большим достижением и запланированный документом рост создания сборочных производств в России. Они эффективны, считает Нахаенко, на тех рынках, где есть таможенные и иные барьеры и преференции по реализации такой техники. Создание их в России снижает количество занятых внутри Беларуси и ухудшает качество конечной продукции.

Заместитель гендиректора БАМАП Геннадий Бальцевич посетовал на то, что в проекте программы не упоминается экспорт транспортных услуг, хотя именно международные перевозчики зарабатывают до 1,1 млрд долларов. Эксперт считает, что цифру эту можно удвоить, если удастся решить вопросы с либерализацией международных перевозок в рамках ЕАЭС. Кроме того, в экспортную программу стоило бы подключить и Белорусскую железную дорогу, и национального авиаперевозчика — компанию «Белавиа».

И еще один момент. Большинство участников круглого стола сошлись во мнении: реализация программы «Экспорт Беларуси» потребует дополнительных источников финансирования. Без этого, по их словам, документ превращается просто в проект. Пока, напомним, окончательный вариант программы не утвержден. И хотя в его предварительной версии на большую финансовую поддержку со стороны государства рассчитывать не приходится, экспортеры надежды не теряют.

konoga@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter