Председатель БелТПП – о новых возможностях возможностях для бизнеса, формуле 30-30-30 и перспективных странах, где пройдут национальные экспозиции Беларуси

Экспортеры учат географию

Окончательные цифры по объему экспорта за прошлый год пока не подсчитаны, но уже понятно: показатели бу-дут выше уровня 2017­го и в количественном, и в денежном выражении. Несмотря на то что сегодня страна под-держивает торговые отношения более чем с 160 государствами, новых и перспективных рынков для белорусских экспортеров еще немало. О том, как выполняется формула диверсификации поставок 30­-30-30, какой эффект у национальных выставок за рубежом и какую бесплатную помощь экспортерам окажут в Белорусской торгово­-промышленной палате, «Р» рассказал ее председатель Владимир Улахович. 

Продвижение с умом

Владимир УЛАХОВИЧ.
Фото Александра КУШНЕРА

— Владимир Евгеньевич, давайте начнем нашу беседу с подведения итогов прошлого года. Какие основные достижения вы положили бы в копилку БелТПП? Чем гордитесь? 

— Я бы выделил своеобразный топ-3 таких достижений. Прежде всего, это качественно новый этап для БелТПП и вообще в сфере выставочной деятельности в работе по организации выставок и экспозиций за рубежом. В 2018 году согласно указу Президента палата получила статус координатора выставочно-ярмарочной деятельности в иностранных государствах. Мы организовали 22 экспозиции с участием более 300 предприятий в разных странах мира. Самыми масштабными стали выставки в Узбекистане и Таджикистане, в открытии которых принимал участие Александр Лукашенко. Экспозиции получили высокую оценку со стороны руководства этих стран. И что не менее важно — наши предприятия привезли подписанные контракты и сформировали пул надежных партнеров. 

Вторым важным достижением 2018 года стал запуск масштабного образовательного проекта «Школа экспорта», который направлен на развитие компетенций специалистов, задействованных в продвижении товаров и услуг на новые и традиционные рынки. Мы провели семинары, посвященные получению сертификатов кошерности и «Халяль», экспорту инновационной продукции, выходу на рынки стран Африки, Латинской Америки и региона АСЕАН. Основой проекта «Школа экспорта» стал одноименный бизнес-курс, аналогов которому нет в стране, открытый для бизнеса на бесплатной основе. Пилотный курс окончили представители 93 предприятий, в числе которых и представители крупнейших предприятий страны, и индивидуальные предприниматели. 

Третьим важным достижением БелТПП стало расширение возможностей бизнеса, который открывается с помощью БелТПП. Здесь речь идет о юридическом консультировании, маркетинговых исследованиях, анализе рынков, правовой поддержке внешнеэкономической деятельности, ее документальном сопровождении. Это особенно актуально для предприятий, которые работают на рынке ЕАЭС и сталкиваются там с определенными проблемами — ограничениями, изъятиями или запретами на поставку продукции. Такие вопросы зачастую сложно решать в одиночку, поэтому БелТПП предлагает свою помощь. В прошлом году мы рассмотрели около 100 подобных запросов от предприятий. 

— Раз уж на первое место достижений вы поставили зарубежные выставки, расскажите, в каких новых странах пройдут экспозиции в этом году? И как в целом вы оцениваете экономический эффект от подобных мероприятий?

— Мы проводим комплексную работу по оценке наиболее интересных зарубежных рынков. При планировании выставок изучаем предложения и рекомендации посольств и государственных органов. К этим двум источникам добавляем собственный маркетинговый анализ. Ищем рынки, где есть реальная ниша для отечественной продукции и платежеспособные партнеры, оцениваем степень рисков, логистику. В ближайшие месяцы для экспортеров мы проведем Road Show запланированных экспозиций — презентуем их возможности, профиль, особенности. Впервые национальная экспозиция Республики Беларусь будет представлена в Нигерии в рамках международной выставки Agrofood. Это очень перспективный рынок для экспортеров сельскохозяйственной техники, продуктов питания. Новой страной в выставочном календаре станет и Аргентина: экспозицию там планируем в июне. Маркетинговый анализ указывает на востребованность в регионе Латинской Америки удобрений, технологий в растениеводстве и животноводстве.

Еще одна серьезная задача — укрепить свои позиции на крупном и очень важном для мировых экспортеров рынке Индонезии, которая сегодня претендует на роль субрегионального лидера в Юго-Восточной Азии. В рамках универсальной выставки в Джакарте будет организована национальная экспозиция Беларуси. В этом году продолжим организацию масштабных многоотраслевых выставок белорусских производителей Made in Belarus — они пройдут в Грузии и Казахстане.

Что касается экономического эффекта от участия в зарубежных выставках, он может быть прямым и долгосрочным. В первом случае речь идет о прямых контрактах, которые подписываются прямо на месте. Например, в прошлом году на выставке в Узбекистане сумма контрактов превысила 69 миллионов долларов. Долгосрочный эффект заключается в том, что участники на подобных мероприятиях находят деловых партнеров. 

Сложности и перспективы

— Владимир Евгеньевич, большинству белорусских экспортеров так до сих пор и не удалось выйти на оптимальную схему поставок 30-30-30. В чем, на ваш взгляд, основные сложности?

— Сегодня 70 процентов белорусского экспорта поставляется в пять стран. Это наши традиционные партнеры, с которыми налажена четкая работа и нет необходимости вкладывать средства в маркетинг. Но в этом кроется и уязвимость. Белорусские предприятия регулярно сталкиваются с недобросовестной конкуренцией, ограничениями, запретами. Чтобы нивелировать потери от подобных ситуаций, нам и нужна идеальная экспортная формула. Важно понимать, мы не ставим цель сократить объемы поставок в ЕАЭС до 30 процентов, а говорим о том, чтобы нарастить до этих показателей объемы экспорта в Европу и страны дальней дуги. Пока формула выглядит так: на постсоветское пространство мы продаем более половины всей продукции, в страны ЕС — около 25 процентов, оставшаяся часть приходится на рынки дальней дуги.

— Но ведь есть направления, где у нас хорошая динамика роста?

— Таких позитивных индикаторов немало на рынке стран Юго-Восточной Азии, в Китае. Если совсем недавно мы, например, говорили о поставках продукции в КНР на сумму 10 миллионов долларов, то в прошлом году вышли уже на 100 миллионов долларов. Не могу не упомянуть Африку — потенциал у рынка огромный. Есть ниша для белорусской продукции и в регионе Латинской Америки — у нас имеется опыт сотрудничества с Венесуэлой, Кубой, можно открывать и новые страны. 

С европейским рынком сложнее. С одной стороны, наши партнеры говорят об открытости рынка и принципах ВТО, с другой — попасть на рынок ЕС со своей продукцией непросто: там действует немало ограничительных инструментов. Однако мы целенаправленно мотивируем наших производителей выходить на европейский рынок. Получив сертификат на рынок ЕС, предприятиям будет гораздо проще работать на других направлениях. 
Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Мы нужны бизнесу

— У БелТПП есть стратегический план развития до 2020 года. Какие направления в приоритете?

— Таких направлений четыре, главное из которых — продвижение и поддержка национального экспорта. В числе других приоритетов стратегии БелТПП — стать «одним окном» для бизнеса. Речь идет об оказании экспортерам полного спектра услуг, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности. Наша миссия — поддерживать экспортеров, особенно малые и средние предприятия, которые больше других нуждаются в помощи.

Третий приоритет — «здесь и сейчас» — предполагает создание электронной торгово-промышленной палаты к 2020 году. Сегодня активно работаем над этим: будут созданы личные кабинеты для членов БелТПП, ряд услуг будет доступен в режиме online с возможностью отслеживать ход их выполнения в мобильных приложениях. Уже готова электронная база сертификатов, которые выдаются экспортерам. 

Цель четвертого приоритета — укрепление членской базы БелТПП. Мы видим значительный рост интереса к нашей деятельности со стороны бизнеса, увеличивающийся спрос на наши услуги. В прошлом году, например, в палату вступили более 300 предприятий. Это беспрецедентный рост за все годы. При этом большая часть новых членов — негосударственные компании. Это значит, мы нужны частному бизнесу.

— Месяц назад торгово-промышленные палаты Беларуси и России создали два деловых совета. Расскажите, пожалуйста, чем они будут заниматься и кто туда вошел? 

— Мы имеем давний опыт создания деловых советов. Всего таких площадок двадцать, 21-ю мы создали с российскими партнерами. В составе Белорусско-Российского и Российско-Белорусского деловых советов — 27 белорусских бизнесменов и 44 представителя российских деловых кругов. Первую структуру возглавил генеральный директор «Санта Импэкс Брест» Александр Мошенский, вторую — председатель совета директоров «ОХК «УРАЛХИМ» Дмитрий Мазепин. Задача торгово-промышленных палат — исключительно административная, основную работу там выполняет бизнес, который и является инициатором создания советов. Они нужны, чтобы поднимать и решать наболевшие вопросы, приглашать к обсуждению представителей министерств и госорганов. Это коллективный голос деловых кругов, который поддержали и правительства двух стран. 

konoga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter