Экспорт с местной «пропиской»

Малые и средние предприятия выделят отдельной экспортной строкой

Малые и средние предприятия выделят в статистике отдельной экспортной строкой

В этом году экономистам районных администраций работы прибавилось: экспортные успехи республиканских предприятий отныне в общий зачет не пойдут, их придется считать отдельно. И планы по наращиванию внешних поставок установлены для организаций коммунальной формы собственности и без ведомственной подчиненности.

Для Речицкого района Гомельщины этот вопрос как нельзя более актуален: здесь находится одно из крупнейших предприятий Беларуси – РУП «РМЗ», на которое приходится около 80 % экспорта района. Из его цехов в прошлом году зарубежным покупателям отгружено метизной продукции более чем на $ 62 млн. И на этом фоне $ 6 млн. экспорта малых и средних коммунальных предприятий выглядят достаточно скромно. По большому счету, серьезный прорыв Речицкого метизного завода на внешних рынках мог запросто замаскировать некоторые провалы менее крупных «коллег». Немалый вклад в общую «копилку» вносили и другие республиканские предприятия – ОАО «Речицадрев» (в 2009 году экспорт составил $ 5,2 млн.), ОАО «Речицкий текстиль» ($ 1,9 млн.), ОАО «Речицкий КХП» ($ 3,1 млн.). В этом году ответственность производителей с местной пропиской возрастает, однако и риски в некоторой степени диверсифицируются: ведь чем больше предприятий завязано на экспорт, тем меньше опасность невыполнения районных показателей. Но и среди коммунальных предприятий есть такие, которые заслуживают особого отношения. В частности, такой крупный экспортер, как ЧУП «Речица молоко». В прошлом году им поставлено продукции на внешний рынок на $ 3,5 млн.

…Все цеха частного унитарного предприятия «Речица молоко» умещаются в скромном двухэтажном здании, которое несложно обойти за десяток-другой минут. Да и работников здесь практически не увидишь – после установки новых линий весь процесс идет почти в автоматическом режиме. В прошлом году удалось нарастить экспорт на 80 % к уровню предыдущего периода. Темп нешуточный, но в первые месяцы нынешнего года его удается удерживать: в январе—феврале отгрузки молочной продукции на экспорт увеличились на 76,4 % к такому же периоду 2009-го.

Будет спрос – найдем что предложить зарубежным покупателям, поясняют на предприятии. Все-таки выгода очевидна: рентабельность продаж в России доходит до 20 %, и это выше, чем на внутреннем рынке. Да и ассортимент благодаря инвестиционным вложениям значительно обновился. Сегодня идет процесс сертификации творога, мягкого сыра типа «Сулугуни», с тем, чтобы увеличить их сроки годности. Пока эти продукты, освоенные речицкими молочниками совсем недавно, поставляются только на белорусский рынок, но не исключено, что и зарубежные покупатели смогут оценить их вкус. Производственные мощности предприятия на сегодняшний день загружены далеко не полностью: по цельномолочной продукции – на 70 %, творогу – на 100 %, сливочному маслу – на 75—80 %. Имеются и сырьевые резервы. «Наш район лидирует в Гомельской области по производству молока, — поясняет начальник отдела экономики Речицкого райисполкома Нина Шкледа. – И поскольку завод развивается, планируется увеличить поставки сырья, может быть, за счет других предприятий».

Инвестиции в производство, правда, уже иностранного происхождения, помогают развиваться и ИЧУП «Стальгрит». «С приходом нового собственника, установки дополнительного оборудования изменилась и структура производства, — рассказывает директор иностранного предприятия Дмитрий Козловский. – Идет дальнейшая модернизация, рассчитанная на расширение рынков сбыта». Не только в Европе, но и в странах СНГ уже отходят от забивания гвоздя молотком – на строительных объектах все шире применяются пневматические инструменты, поэтому на речицком предприятии освоили выпуск гвоздей, сваренных проволокой в катушки и полипропиленовые полоски. Значительный объем продукции – около 80 % — отгружается на экспорт. В основном это рынки Западной Европы (сбыт берет на себя иностранный партнер), но ведутся переговоры с потенциальными заказчиками в России и других странах. «Белорусский рынок нам тоже интересен, он достаточно емкий, — поясняет руководитель предприятия. – Сегодня продукцию под пневмоинструмент в нашей стране производят лишь несколько компаний, во многом потребности удовлетворяются за счет импорта». Экспорт более привлекателен с точки зрения получения прибыли, но есть тут и свои сложности. Например, малые предприятия не имеют возможности получить статус добросовестного участника ВЭД, даже если де-факто они таковыми являются. Приходится часть денежных средств тратить на оплату услуг сторонних организаций, а могли бы все оформлять собственными силами, констатирует Дмитрий Козловский. Тем не менее ИЧУП «Стальгрит» сейчас в стадии активного роста: например, если в июне прошлого года здесь произвели 20 тонн метизов, то уже сейчас вышли на 80 тонн. И в 2010 году планируется этот объем практически удвоить. За январь—февраль иностранным потребителям отгружено продукции на 80 тыс. евро. «Для предприятия, где работает всего 30 человек, это очень хороший показатель», — считает Нина Шкледа.

Собственно, на таких небольших местных предприятиях и будет держаться сегодня экспорт практически любого района. В Речицком их едва ли наберется пару десятков. Удельный вес коммунальных организаций в общем внешнеторговом обороте составляет 6 %, частных – 3 %. «Эти предприятия оказались сегодня в зоне непосредственной ответственности, но они со своими задачами успешно справляются», — поясняет начальник отдела экономики райисполкома. Так, в январе—феврале местные экспортеры поставили на внешний рынок продукции почти на $ 940 тыс., что на 69,3 % больше, чем за такой же период прошлого года. Ожидается, что по итогам 2010-го экспорт района прирастет не менее чем на 30 %. И это не цифры, взятые с потолка, а расчеты, сделанные экономистами самих предприятий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter