Сельская газета

Экспорт на "дальнюю дугу" дело тонкое

Первые успехи в диверсификации экспорта продовольствия есть. Но впереди большая работа

ПОМНЮ, год назад в одной из своих статей, основываясь на выводах собственных и экспертных мнениях, нелестно отзывался о переработчиках. Да и как иначе. Правительство ставит задачу диверсифицировать экспорт продовольствия, нарастить поставки на новые рынки, а в ответ — увеличение продаж в Россию.

В 2017-м ситуация кардинально поменялась. За 8 месяцев российская доля в общем объеме поставок на внешний рынок по линии Минсельхозпрода снизилась на 4,1 процента. Это никак не связано с препятствиями, которые периодически ставит нашим товарам Россельхознадзор. Более того, продажи продуктов в Россию даже выросли на 7 процентов. В чем же тогда дело? 

В том, что наконец-то от разговоров о диверсификации экспорта продовольствия перешли к делу. Если год назад оно отправлялось в 56 стран, то теперь в 63. Некоторые цифры просто впечатляют. Например, продажи в Армению увеличились в 4,7 раза, Узбекистан — в 4,3, а в Кыргызстан — даже в 65 раз. Но самое главное, начали активнее продвигать мясо-молочную и другую продукцию вне СНГ. Поставки в страны Африки, Азии и Океании выросли в 2,8 раза. 

Каковы перспективы в этой сфере? Государство ставит задачу весь экспорт Беларуси распределить примерно поровну между ЕАЭС, ЕС и странами «дальней дуги». Конечно, с продажами продовольствия ситуация немного иная. Россия и дальше будет основным покупателем. Это обусловлено и развитыми долгосрочными связями между белорусскими производителями и российскими потребителями, и хорошей логистикой, и благоприятной конъюнктурой рынка.

На последнем заседании Президиума Совета Министров поставлена задача  сформировать перечни конкурентоспособных товаров и услуг для поставок на европейский рынок. Пробиться туда с продуктами архисложно: предложение заметно превышает спрос. Поэтому для защиты своих производителей Евросоюз ставит всевозможные препятствия. Таможенные пошлины по многим видам молочной продукции составляют львиную долю стоимости товара, и он  становится неконкурентоспособным. Но это вовсе не означает, что надо опускать руки. Некоторые наши переработчики находят ниши, реализуют казеин или молочную сыворотку. Необходимо и остальным активнее думать головой и толкаться локтями.

Конечно же, наиболее перспективны рынки «дальней дуги». Но на каждом из них надо обязательно учитывать специфику страны.

Возьмем, например, Китай. Там ежегодно появляется на свет  16 миллионов малышей, для кормления которых используются импортные детские смеси. Значит, стоит продвигать такой товар. В последние годы возросла популярность ультрапастеризованного молока. Оно считается более безопасным по сравнению с традиционным.

Больше сложностей с мясом. Понятно, со свининой к мусульманам мы не продвинемся. Ставку надо делать на птицу и говядину. Однако следует учитывать и другие национальные традиции. Скажем, в арабских странах действует правило: употреблять в пищу можно лишь мясо животных, забитых по технологии халяль. Для выхода на их рынки нужны соответствующие документы.

Одна из компаний Объединенных Арабских Эмиратов уже провела в Беларуси семинар по сертифицированию такой продукции. Однако не надо думать, что к нам будет ездить множество гонцов с Востока и просить халяльный товар. Переработчикам надо самим позаботиться об этом.

Руководитель сельхозпредприятия, поставляющего мясо на экспорт, рассказал: пришлось провести большую работу до того, как наладились поставки в арабскую страну. Приглашали мусульманского священнослужителя, представителя посольства, которые должны были убедиться в соблюдении необходимых процедур. Учли их замечания. И лишь после этого устанавливали контакты с представителем фирмы, занимающейся закупками продукции. 

В связи с расширением географии экспорта возрастает роль служб маркетинга на перерабатывающих предприятиях. Людей, которые там будут работать, надо заранее по целевому принципу готовить в высших учебных заведениях. А затем платить достойные деньги. Конечно, если будут конкретные результаты.

gedroiz@sb.by

Версия для печати
Александр,53,Бобруйск
.........а затем платить достойные деньги......... Пока что и до этого момента и ныне и после него главным менеджером всего реального сектора экономики является президент страны,но получает ли он от этого дивиденты!? Я не против,а вот на местах реального сектора сидят менеджеры и маркетологи.которые живут на всём готовом,за чужой спиной. Так это кому платить достойные зарплаты,им,бездельникам,гультаям!? Почему врачи и педагоги не достойны получать достойные зарплаты,ась!? Вы придёте к ним лечиться и учиться и приведёте своих детей,так потом не обижайтесь.....
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?