Экспорт: к количеству добавить качество

Интервью с членом-корреспондентом Национальной Академии наук Беларуси Виталием МЕДВЕДЕВЫМ

Новые подходы к развитию экспорта, в основе которых — достигнутые изменения в экономической и социальной сфере, а также приоритеты, очерченные в планах социально-экономического развития страны, были использованы при разработке Национальной программы развития экспорта на 2006–2010 годы. На днях ее утвердило правительство. О состоянии этого сектора рынка и его перспективах обозреватель «Р» беседует с руководителем Центра мировой экономики и международных экономических отношений Института экономики НАН Беларуси, членом-корреспондентом НАН Беларуси Виталием МЕДВЕДЕВЫМ, под научным руководством которого разрабатывалась программа. 

— Виталий Федосович, давайте вначале подведем итоги выполнения предыдущей программы. 

— В целом результаты хорошие. За 2000 — 2005 годы наш экспорт вырос в 2,2 раза: в том числе по товарам — в 2,3 и по услугам — в 1,7 раза. Этому способствовало и то, что рассматриваемый период начался с экономического подъема, наступившего после крупного финансового и экономического кризиса 1998 года. Еще один фактор — благоприятная конъюнктура внешних рынков за счет высоких мировых цен на сырьевые ресурсы, нефть. И, конечно же, повысилась конкурентоспособность отдельных товаров белорусских производителей. В первую очередь, здесь стоит отметить ОАО «Мозырский НПЗ», ПО «Минский тракторный завод». РУП «Белорусский металлургический завод», ПО «БелАЗ», ПО «Горизонт». На внешний рынок мы поставляем машины, оборудование и транспортные средства (37,1%); продовольственные товары и сельхозсырье (15,1%); текстиль и текстильные изделия, обувь (12,1%); продукцию химической промышленности (9,9%). Но есть и негативные моменты. Тенденцией в белорусском экспорте стало увеличение объемов поставляемых товаров с низкой степенью переработки. Так, совокупная доля экспорта нефтепродуктов, калийных удобрений и пиломатериалов возросла с 16,9% в 1999 году до 30% в 2004—2005 годах. И что более всего беспокоит, — не наблюдается существенного роста доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции. 

— Какова экспортная нагрузка на отдельные отрасли и предприятия? 

— Ситуация такова, что 20 предприятий дают более 55% всего экспорта. При этом 80% — поставляется в страны, не входящие в СНГ. Всего 5 предприятий дают 70% объема экспорта Минпрома. Тревожит, что многие ресурсы, которые активно использовались и дали высокий результат за предыдущие годы, уже исчерпали потенциал увеличения экспорта. Уровень износа активной части основных производственных фондов у важнейших экспортеров достиг 70%. В то же время нереализованными остаются экспортные возможности малого и среднего бизнеса, свободных экономических зон. Тормозило эффективное развитие экспорта использование устаревших технологий, низкий удельный вес наукоемкой и инновационной продукции. Очень медленно развивается экспорт услуг, в том числе туристических, финансовых, телекоммуникационных, информационных, строительных, услуг образования, здравоохранения. В этом — резерв не только для увеличения темпов роста, но и улучшения качества экспорта. Новая программа направлена на создание эффективных экономических механизмов, которые позволят обеспечить повышение конкурентоспособности наших товаров и услуг, оптимизацию внешнеторгового сальдо республики, рост объемов экспорта в 2010 году не менее чем в 1,5—1,6 раза. 

— И что за этим стоит? 

— Прежде чем вывести общие прогнозные показатели, были тщательно изучены реальные возможности каждой отрасли, региона, предприятия. Опережающий рост экспорта товаров планируется для пищевой промышленности, потребительской кооперации. Это объясняется тем, что данные отрасли бурно развиваются, на многих предприятиях идет техническое перевооружение, а их продукция хорошо востребована на внешнем рынке. По системообразующим отраслям экономики  заложен рост экспорта в 1,6 раза. Планируется также ускоренный рост экспорта технологий, компьютерных и информационных услуг, труда и капитала, товаров и услуг медиарынка. Сохранение и увеличение продаж белорусской продукции на внешних рынках невозможно без наращивания объемов товаров, производимых на основе высоких технологий. Стоит задача за 2006—2010 годы повысить долю инновационного экспорта с 19 до 37%, экспорт наукоемкой продукции, энерго- и ресурсосберегающих технологий увеличить в 2 раза. При этом доля продукции высокой наукоемкости вырастет с 3 до 4%, средневысокой наукоемкости — с 26 до 34%. 

— Основная нагрузка вновь ляжет на ведущие предприятия? 

— От этого нам никуда не уйти. В короткие сроки невозможно выровнять уровень экспорта товаров и услуг всех отраслей народного хозяйства. Образовался слишком большой разрыв. Особенность нового периода в том, что перед основными экспортерами уже не ставится задача ускоренного наращивания объемов поставляемых на внешний рынок товаров. Главное для них сейчас — удержать завоеванные позиции и добиться роста эффективности, а это невозможно будет сделать без повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Для предприятий машиностроения поставлена задача увеличить экспорт грузовых автомобилей в страны дальнего зарубежья, повысить конкурентоспособность товаров сельскохозяйственного машиностроения, создать совместные производства с участием зарубежных производителей в целях освоения выпуска и экспорта новой техники, создать сборочные производства на территории стран-импортеров, что позволит удешевить готовые изделия, преодолеть барьеры входа на рынок. Продолжится реконструкция нефтеперерабатывающих предприятий, направленная на увеличение глубины переработки нефти, доли выхода светлых нефтепродуктов, а также повышение качества нефтепродуктов в соответствии с требованиями международных стандартов. Особое внимание будет уделено развитию производства неэтилированных и реформулированных бензинов, чистого дизельного топлива. На рынках товаров химии и нефтехимии ожидается ужесточение конкуренции со стороны производителей стран Юго-Восточной Азии и России. Несмотря на это, в программе предусмотрен опережающий рост экспорта товаров с высокой степенью переработки: химических волокон и нитей, шин и покрышек. 

— А каково наше место на рынке наукоемкой продукции? 

— Анализ мировых тенденций в торговле наукоемкой продукцией и трансфере технологий показывает, что экспорт высокотехнологичных товаров в основном сконцентрирован в нескольких развитых странах. Объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет около 2,3 триллиона долларов, из них 39% приходится на США, 30% — Японию, 16% — Германию. Доля России составляет 0,3%, а Беларуси — менее 0,1%. Основными видами высокотехнологичных товаров, поставляемых нами за рубеж, стали научные инструменты, фармацевтические и химические товары, электроника и телекоммуникационное оборудование. Дальнейшее развитие системы трансфера технологий будет предопределяться процессом расширения Евросоюза на восток, создающим  благоприятные возможности для участия республики в европейских программах научных исследований, а также поиском внебюджетных источников финансирования и потенциальных потребителей белорусских технологий за рубежом. Важным шагом в этом направлении станет формирование экспортоориентированной инновационно-технологической инфраструктуры: создание бизнес-инкубаторов, технопарков, технополисов, центров трансфера технологий, развитие системы целевого финансирования экспортоориентированных научных приоритетов. Стимулирование такого экспорта будет проводиться путем совершенствования налоговой, амортизационной, антимонопольной, таможенно-тарифной политики, по опыту Китая. 

— Давайте обратимся к географии белорусского экспорта. 

— Удельный вес России в нашем экспорте составляет 47%. Взаимный товарооборот в 2004 году достиг 17,7 миллиарда долларов. Это наивысший показатель за нашу суверенную историю. В прошлом году наш экспорт в Россию составил 6,5 миллиарда долларов, а импорт— 11,2 миллиарда. Исходя из тенденций, мы прогнозируем рост поставок в Россию к 2010 году в 1,34 раза по сравнению с нынешним годом. Далее вектор развития направлен в страны Евросоюза, который является вторым после России торговым партнером Беларуси. Если сложившаяся тенденция динамики экспорта в европейские страны сохранится, то к 2010 году он увеличится в 1,9 раза по сравнению с 2005 годом. В ближайшие пять лет основными партнерами Беларуси будут Великобритания. Нидерланды, Польша и Германия. Экспорт вырастет во многом за счет увеличения поставок минеральной продукции. Так, в прошлом году мы поставили в эти страны калийных удобрений, нефтепродуктов и сырой нефти на сумму 3,189 миллиарда долларов, или 63,2% всего нашего экспорта в Европу. На европейский рынок поставлялась также продукция химической промышленности, древесина, целлюлозно-бумажные изделия, текстиль... Что касается азиатского рынка, то перспективными партнерами Беларуси становятся Китай и Вьетнам. Экспорт в КНР за 2000—2004 годы вырос более чем в два раза и составил 301,5 миллиона долларов. К 2010 году он должен возрасти до полумиллиарда. 

— Есть гарантия, что намеченное будет выполнено? 

— Программа — результат огромной аналитической работы ученых и специалистов. Но в быстро изменяющемся мире невозможно все предусмотреть на пять лет вперед. В этой связи будет создана система постоянного научного сопровождения хода реализации программы, консультирования экспортеров и обеспечение мониторинга экспорта и импорта партнеров. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter