Эксперты промахнутся?..

Западные аналитики не успевают переваривать экономические сенсации...

Западные аналитики не успевают переваривать экономические сенсации. Снова наделали шуму американские финансисты: после некоторого затишья с треском «сложились» очередные три банка. Запаниковали автомобильные гиганты, в рекордно короткие сроки перераспределяя огромные активы отрасли. Пессимизм передался и экспертам. Они отреагировали мгновенно и предсказали грустную историю… почему-то странам СНГ. Недавно Международный валютный фонд (МВФ) пересмотрел свои прогнозы в сторону понижения. Под «раздачу» попали и Беларусь с Россией. Вокруг обновленного прогноза сразу попытались создать шумиху. Но так ли сгустились тучи, как это кажется «фондовым» аналитикам?..

— На то они и эксперты, — прокомментировал прогнозы МВФ министр экономики Николай Зайченко. — Они и российскую экономику оценивают не так, как правительство. Если проанализировать весь многолетний период сотрудничества Беларуси с МВФ, не было ни одного периода, когда бы оценки международных экспертов и правительства совпадали. Но стоит отметить, что наши прогнозы оказывались точнее, чем у МВФ. Сегодня кризис, ошибки в оценках могут присутствовать и у наших аналитиков и у международных. Из-за нестабильности мировых рынков пока слабо «просматривается» промышленность. Но мы будем делать все, чтобы возможное падение объемов производства компенсировать за счет роста услуг, строительной и сельскохозяйственной отраслей.

На прошлой неделе десятки заголовков на все лады «переигрывали» факт предсказания МВФ рецессии экономики СНГ в этом году. За броскими названиями статей терялась вся суть аналитической работы Фонда. Несомненно, там работают эксперты высочайшего класса. А поэтому они не безапелляционны в своих прогнозах, а рассматривают различные варианты развития мировой экономики. Исходя из этого ставят «диагноз» и конкретным странам. МВФ не исключает отрицательную динамику ВВП в Беларуси и России в этом году и совершенно незначительный рост в 2010-м. Но это при негативном сценарии, вероятность наступления которого весьма невелика. 

Предсказывать экономико-финансовое будущее со стопроцентной гарантией сегодня решаются, пожалуй, только дилетанты. Специалисты с имиджем и весом более осторожны в высказываниях, чаще всего делают оценки с оговорками. Сегодня в экономике заглянуть хотя бы на несколько месяцев вперед — равнозначно просчитать до граммов расход топлива автомобилем. Слишком много факторов влияет на этот показатель: направления и сила ветра, средняя скорость, качество трассы, изношенность покрышек… Так же и многие экономические параметры неизвестны и даже общие закономерности в последнее время с трудом прослеживаются. Сколько будут стоить нефть, газ, продовольствие через несколько месяцев? Международные эксперты в своих прогнозах рассматривают различные ценовые вариации и их последствия.

Что касается МВФ, над его взглядом на действительность довлеет статус кредитодателя. А платежеспособность (будь то частное лицо или большое государство) всегда оценивается с запасом на форс-мажорные обстоятельства. Самое главное — вычислить сумму долга, которую ему смогут вернуть при любых случаях жизни. Даже самых печальных. Естественно, оценки насыщаются негативом. Да, во многом будущее прогнозируется через настоящее. А сегодня экономика государства зависит не только от внешних факторов, но и от умения руководства страны оперативно реагировать на стремительно меняющиеся мировые тенденции. Кстати, на Западе искусство оперативного управления макроэкономикой практически полностью утеряно. Спокойные десятилетия стабильности приучили развитые государства четко прогнозировать многие показатели на несколько лет вперед с точностью до десятых и сотых долей процентных пунктов. Сейчас они лишились такой возможности и крайне тяжело переживают стресс «неизвестности». Государства же СНГ за 90-е годы научились принимать решения в режиме реального времени. Эти традиции актуальны для современного исторического момента. Но уложить их в прокрустово ложе системы оценки рисков западных аналитиков проблематично…

На результаты исследований влияет и национальная гордость. Аналитическая элита этнически происходит из западного мира. Как верно подметил один автомобильный эксперт, у «Тойоты» нет шансов занять первое место в европейском рейтинге, а «Мерседеса» — в Дальневосточном. Каждый кулик свое болото хвалит. Поэтому свой финансовый кризис европейцам и американцам как-то ближе и роднее. Тот же МВФ в прошлом году предполагал: экономики ЕС и США до дна долетят в первом квартале 2009-го, и в апреле-мае начнется рост. Промахнулись: международный финансовый кризис оказался более затяжным. Пришлось пересматривать свои оценки. Одно из самых «надежных» решений — всем понизить рейтинг. Это как минимум патриотично…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter