Эксперты об экспорте

В конференц-зале «СБ» обсуждаем перспективы предприятий на внешних рынках
Редкое предприятие сегодня не мечтает выйти и закрепиться на внешнем рынке, чтобы получать дополнительные прибыли, порой несоизмеримые с тем, что можно заработать внутри страны. Выгодно это и государству, которое активно старается развивать это направление экономической деятельности. Не секрет, что ежегодно ввоз сырьевых и топливно–энергетических ресурсов составляет порядка трех четвертей всего нашего импорта. Ввозим сырье, которым нас природа щедро не наделила, а вывозим результаты нашего труда — продукцию, изготовленную на фабриках и заводах. Другого пути у нас нет. И, по мнению экспертов, Беларусь как страна–экспортер добилась серьезных результатов. Но все ли так безоблачно на этом пути, когда неудержимо растут цены на энергоресурсы, все более обостряется конкурентная борьба на мировом рынке? Какова стратегия страны в направлении дальнейшего развития экспортного потенциала на ближайшие пять лет?

Об этом говорили в конференц–зале нашей редакции руководитель Центра исследований мировой экономики и международных экономических отношений Института экономики НАН Беларуси, член–корреспондент НАН Беларуси, доктор экономических наук Виталий МЕДВЕДЕВ, генеральный директор ПО «МТЗ» — генеральный директор РУП «МТЗ» Александр ПУХОВОЙ, начальник управления внешних связей со странами дальнего зарубежья Минпрома Николай СТАРОДЫНОВ, заместитель начальника управления поддержки экспорта МИДа Валентин ФИЛИПЧИК.

«СБ»: Экспорт Беларуси: чем мы сегодня торгуем и какие позиции нашего экспорта более всего востребованы на мировом рынке?

В.Филипчик: Основные экспортные позиции — продукты переработки нефти, калийные удобрения, тракторы, автомобили, запчасти к ним, шины, холодильники, мясо–молочные продукты, сахар, нефтехимия, трансформаторы, двигатели, дорожная и бытовая техника, лесо– и пиломатериалы, плитка керамическая, обои, строительные материалы, металлоконструкции. Как видите, перечень очень широкий и, поверьте, далеко не полный. Здесь представлена продукция, которая экспортируется во множество стран мира, в том числе в страны СНГ и ЕС. Надо сказать, что у нас в этом году доля экспорта в страны СНГ в общем его объеме сократилась с 44,7 процента за 8 месяцев прошлого года до 41,2 процента за такой же период текущего. Соответственно настолько же возросла доля экспорта в другие страны. При этом экспорт в страны ЕС в этом году идет с увеличением почти в полтора раза и составляет около половины нашего общего объема экспорта. В абсолютном выражении этот прирост составил где–то порядка 2 млрд. долларов США. В страны Американского континента экспорт увеличился на 37 процентов, а в страны Азии уменьшился в основном из–за временного сокращения поставок калийной соли в Китай и Индию. Сегодня проблемные вопросы уже решены, и, думаю, показатели экспорта в Азиатский регион возрастут.

В.Медведев: Главный партнер для нас сегодня — Россия. В свою очередь Беларусь является третьим внешнеторговым партнером России после Германии и Китая. В 2004 году наш экспорт в Россию составил 6,5 млрд. долларов, а импорт — 11,2 млрд. Если восточным соседям мы поставляем главным образом продукцию машино– и приборостроения, пищевой, химической и нефтехимической промышленности, сельхозпродукцию, то практически весь импорт составляют энергетические, топливные и сырьевые ресурсы.

В страны Евросоюза мы осуществляем также транзит продуктов переработки сырья из России. В обратном направлении идет транзит наукоемкой продукции. Если сложившаяся тенденция динамики экспорта в европейские страны сохранится, то за 5 лет он увеличится в 1,9 раза.

В ближайшие годы основными партнерами Беларуси в ЕС будут Великобритания, Нидерланды, Польша и Германия, куда экспорт вырастет во многом за счет увеличения поставок калийных удобрений, продукции химпрома, древесины, целлюлозно–бумажных изделий, текстиля и некоторых других товарных групп.

Есть хорошие перспективы сотрудничества с Китаем и Вьетнамом. Так, экспорт в КНР за 2000 — 2004 годы вырос более чем в 2 раза и составил 301,5 млн. долларов. А к 2010 году он должен возрасти до полумиллиарда, но и это далеко не предел.

Особое внимание сейчас уделяется поддержке экспорта наукоемкой продукции. Здесь нам необходимо не только совершить научно–технический прорыв в экономике, но и отвоевать себе место на рынке высокотехнологичных товаров. Сегодня белорусский экспорт высокотехнологичных товаров — это научные инструменты, фармацевтические и химические товары, электроника и телекоммуникационное оборудование.

Н.Стародынов: Но мы не должны, конечно, отказываться и от тех товаров, которые пользуются сегодня устойчивым спросом на мировом рынке, — продукции МТЗ, МАЗ, БелАЗ, БМЗ, калийного комбината, предприятий нефтехимического комплекса и других. Эти предприятия расширяются, развиваются новые направления производства. Если 5 лет назад МТЗ выпускал около 20 тысяч тракторов в год, то сегодня стоит задача довести выпуск до 75 тысяч. Сегодня БМЗ, постоянно ведущий модернизацию, строит производство новой продукции — стальных труб и выплавляет более 2 миллионов тонн в год металла при первоначальной мощности около 1,2 миллиона тонн. То же могу сказать и о производстве самосвалов БелАЗ, выпуск которых за 5 лет увеличился в 3 раза.

Мы сегодня наладили выпуск собственных автобусов, троллейбусов, трамваев, зерноуборочных комбайнов, которые раньше приходилось покупать за валюту, а теперь успешно экспортируем в другие страны. Эта техника оснащается электронными системами управления, бортовыми компьютерами, в производстве используются новейшие материалы.

«СБ»: Все ли условия у нас созданы для развития экспорта, есть ли необходимость что–то менять в существующей системе?

В.Медведев: Сказать, что на этом пути у нас все просто и легко, нельзя. Но надо отметить, что практически все показатели, заложенные в программу развития экспорта на 2000 — 2005 годы, были выполнены и перевыполнены. Это, конечно, хорошо. Но есть моменты, которые и беспокоят. Многого, надо признать, нам удалось добиться благодаря использованию внеэкономических методов регулирования. Но для более эффективного развития экспортных возможностей нашей экономики в среднесрочной перспективе, на мой взгляд, нужно сделать акцент на применение рыночных механизмов.

А.Пуховой: Нас государство не принуждает расширять экспорт. Оно нам только помогает. Сколько надо Беларуси тракторов? Ну от силы 5 — 6 тысяч в год. А мы выпускаем уже 50 тысяч и выйдем скоро на 75... И почти все пойдет на экспорт. Это не просто выйти на рынок и продать. Если бы мы активно не продвигали свой товар, о таких объемах и мечтать бы не приходилось. Если скажут, что нам многое досталось по наследству, так сказать, от прежних времен, то в ответ можно спросить, а знают ли они, какие усилия нужно приложить, чтобы сохранить свои позиции. А мы их постоянно расширяем.

Н.Стародынов: Когда говорят, что в экономической политике нужно опираться больше на рыночный механизм и меньше на госрегулирование, здесь можно спорить. Изучая зарубежный опыт, мы обратили, например, внимание на то, что японцы создают или чисто государственные компании, или с участием государства по реализации продукции за рубежом. У нас небольшое государство, которое является собственником главных наших предприятий–экспортеров и которое, естественно, может и должно определять их политику. Потому что от успешности их работы зависит наполняемость госбюджета, из средств которого содержится вся социальная сфера общества. Если взять крупные ТНК, как, например, корпорацию «Дженерал–электрик», где численность работающих в компаниях и филиалах в 100 странах по всему миру соизмерима с числом занятых на предприятиях Минпрома, думаю, такой ответственности они не несут. Вы полагаете, там, внутри корпорации, сравнимой по масштабам производства с целой страной, все отдано стихии рынка и нет никакой «вертикали» управления со стороны головной компании? Нет, конечно. Если сравнивать механизм управления внутри гигантских корпораций и в экономике такого государства, как наше, то можно найти немало параллелей.

Для того чтобы ориентироваться в условиях современного рынка, нужны кадры. Специалистов после вузов вроде достаточно. Но не хватает кадров, имеющих опыт работы на внешнем рынке. Вот в чем проблема...

В.Филипчик: Сегодня большое внимание со стороны государства уделяется кадровой политике. Уже подготовлен и внесен на рассмотрение Совмина проект постановления по подготовке кадров для внешнеэкономических служб предприятий. В нем предусматривается направление студентов и выпускников вузов на стажировку во внешнеэкономические управления предприятий, МИД, Минэкономики, а также на практику в загранучреждения, в том числе в посольства, во внешнеторговые компании и представительства предприятий за рубежом.

А.Пуховой: Время торговцев всем, чем попало, прошло. Одно дело — продавать какое–нибудь стекло, другое — сложное техническое изделие. В каждой области, кроме общих знаний по ведению торговых операций, нужно знать практически все о своем товаре. Я не оговорился, нужно знать все. И если готовить специалиста — студента вуза к работе, например, на тракторном заводе, то его надо специализировать как минимум с третьего курса. Мы сегодня имеем с БНТУ, с аграрно–техническим университетом совместные кафедры. Там обучаются те студенты, которые уже с третьего курса специализируются для работы в подразделениях МТЗ. Я считаю, такую же подготовку кадров — специалистов по внешнеторговой деятельности — нужно проводить точно так, как мы готовим технических специалистов. И я вот в самое ближайшее время буду прорабатывать вопрос об организации в БНТУ совместной кафедры по подготовке специалистов по маркетингу. Эта мысль, признаюсь, мне пришла в процессе нашего сегодняшнего разговора за «круглым столом».

«СБ»: Одно дело, когда предприятие в одиночку пытается развить свою собственную товаропроводящую сеть за рубежом, и другое — когда ему в этом помогает государство, используя возможности своих представительств за рубежом. Не так ли?

В.Филипчик: В продвижении товаров, конечно, роль государства имеет очень большое значение. Сегодня во всех загранучреждениях МИДа есть сотрудники, которые работают в направлении развития экспорта белорусских предприятий, оказывают всяческое содействие продвижению товаров в стране пребывания. Кроме того, важное место в этом процессе занимают организация и проведение национальных выставок, которые вносят серьезный вклад в создание положительного имиджа страны, в установление сотрудничества между предприятиями.

Достаточно серьезно можно изучать состояние рынка других стран только через товаропроводящие сети (ТПС) за рубежом, фиксировать малейшие колебания или наметившиеся тенденции и доводить это до сведения производителя. Сегодня Правительством разрабатываются меры по стимулированию создания ТПС, чтобы к концу 2007 года они были в основном сформированы у экспортеров. Какие экономические стимулы будут предусмотрены, об этом еще рано говорить, но они будут.

В.Медведев: Товаропроводящие сети — это самое главное для тех, кто хочет выйти и остаться работать на мировом рынке. И торговая компания МТЗ в Лейпциге — это и есть живой пример действующей товаропроводящей сети.

А.Пуховой: Это компания с уставным фондом более 2,5 миллиона евро, где 66 процентов акций принадлежит МТЗ. Надо признать, без нее мы бы не смогли работать в Европе...

В.Филипчик: Чтобы реализовать товар в другой стране, надо его показать. Приведу пример. Есть в Киеве на Крещатике магазин «Белорусская косметика», хотя с профильными продажами там большой вопрос. Так, по мелочам, всем понемногу. Посетители заходят туда, изучают ассортимент предлагаемых нами товаров, цены, могут купить при этом что–то в качестве образца, но основное — получают информацию: о региональных представителях и магазинах, где находятся склады, где это все можно закупить, если кто–то заинтересуется, партиями, т.е. оптом. Почему не продавать на Крещатике, это же центр столицы и там всегда очень много посетителей? А потому что арендовать там значительные торговые площади очень и очень накладно. Поэтому и приходится ограничиваться вот такими торгово–рекламными точками.

Н.Стародынов: А что касается выставок, тем более специализированных, — это хорошая реклама, это возможность и близко познакомиться с новинками в своей отрасли, и заявить о себе, и привлечь к сотрудничеству заинтересованных в партнерстве производителей.

Я считаю, нужно все–таки снизить планку по ограничениям использования средств на рекламу, относимых на себестоимость. Ведь понятно, что, если предприятие заложит в себестоимость товара слишком большие средства, цена увеличится настолько, что его, каким бы он качественным ни был, никто не купит.

«СБ»: Но самое главное, что делает товар востребованным, это все же качество?

Н.Стародынов: Качество — это относительное понятие. Для рынка важно соотношение цена — качество, для сложной продукции — еще и сервис. Продукция белорусского производителя занимает свою определенную нишу на рынке. Она сориентирована не на супербогатого покупателя, а, скорее, ближе к среднему уровню. Например, есть техника, напичканная всевозможными «наворотами», которая стоит очень дорого. Наш трактор выполняет, в принципе, те же главные функции, но стоит гораздо дешевле. Это устраивает покупателя, что мы и наблюдаем по уровню и устойчивости того спроса, который имеем. Мы встречались и вели переговоры с представителями Польши, Чехии, других стран Восточной Европы, которые проявляют все больший интерес к нашим товарам.

А.Пуховой: Нет такого другого на постсоветском пространстве предприятия, изготавливающего сложные технические изделия, к которым относится машина–трактор, имеющего такую географию экспорта, как МТЗ. О чем это говорит? Прежде всего о том, что это продукт, пользующийся спросом в мире благодаря своим качественным характеристикам. Он способен конкурировать на рынках в условиях жесточайшей конкуренции, как, например, в Германии, где мы продаем ежегодно порядка 500 тракторов.

Но я хотел бы сказать вот о чем. Если мы хотим получать зарплату, как в Европе, мы должны продавать свою продукцию по ценам, сопоставимым с ценами на западную продукцию. Главное требование к экспортируемым товарам — это их соответствие мировому уровню качества. Вот к чему надо стремиться. Сегодня МТЗ практически по всему модельному ряду имеет соответствующие сертификаты Евросоюза, что дает право нашей продукции присутствовать на их рынке. Мы сегодня укладываемся по всем 5 параметрам требований, предъявляемых ЕС к продукции, поступающей на их рынок, которые из года в год все более и более ужесточаются.

«СБ»: В каком направлении будет развиваться экспорт белорусских товаров в ближайшие 5 лет?

В.Медведев: Нам нужно акцентировать внимание в большей степени не на количественном наращивании экспорта, а на повышении доли наукоемкой продукции и повышении эффективности экспорта в целом. В соответствии с Национальной программой развития экспорта на 2006 — 2010 годы мы должны за 5 лет повысить долю инновационного экспорта с 19 до 37 процентов, экспорт наукоемкой продукции, энерго– и ресурсосберегающих технологий увеличить в 2 раза. При этом доля продукции высокой наукоемкости вырастет с 3 до 4 процентов, средневысокой — с 26 до 34 процентов.

У нас все же очень медленно развивается экспорт услуг, в том числе туристических, финансовых, телекоммуникационных, информационных, строительных, услуг образования, здравоохранения. Нужно перенимать все используемые в мире средства для зарабатывания денег, а не замыкаться в традиционных формах деятельности.

Мы занимались гигантами, что, конечно, нужно было делать, но совершенно забыли об экспортных возможностях средних и малых предприятий. Мы о них, кстати, много в последнее время говорили, но механизмов и стимулов до сих пор толком так и не разработали.

В.Филипчик: У нас есть программа развития малого и среднего бизнеса, которая сегодня увязывается с программой развития малых и средних городов. Мы заинтересованы в том, чтобы не только крупные предприятия, но и мелкие могли работать на экспорт.

В.Медведев: По прогнозам экспертов, к 2010 году объем мировой торговли наукоемкой продукцией составит 3,5 трлн. долларов. Анализ мировых тенденций в торговле наукоемкой продукцией и трансфере технологий показывает, что экспорт высокотехнологичных товаров в основном сконцентрирован в нескольких развитых странах. Производство наукоемкой продукции за рубежом обеспечивают всего 50 — 55 макротехнологий, при этом 7 наиболее развитых стран, обладая 46 макротехнологиями, контролируют 80 процентов данного рынка. Так, из общего объема этого рынка, а это около 2,3 трлн. долларов, 39 процентов приходится на США, 30 процентов — Японию, 16 процентов — Германию. (Доля России — 0,3 процента, Беларуси — менее 0,1 процента.) Вот такие резервы у нас на этом пути.

А.Пуховой: Наша продукция представлена сегодня на рынках более 125 стран мира. В прошлом году мы вели торговлю более чем с 75 странами, в этом — еще десяток стран добавился в этом списке. В прошлом месяце мы после длительного перерыва вновь вошли на рынок Монголии, установили отношения с Ирландией, с Францией и Нигерией. В этом году мы только в Пакистан должны будем поставить не менее 7 тысяч тракторов.

Надо сказать, цифра 75 тысяч тракторов в год, которую мы должны достичь, не взята с потолка. Это результат анализа состояния мирового рынка и перспектив возможности роста производства и реализации нашей продукции. Направления торговли, которые мы будем развивать, — это страны Южной Америки, Юго–Восточной Азии, Африки, где, если можно так выразиться, еще не паханое поле для наших тракторов. Причем нам нужно думать не только о том, чтобы продать там товар, задача состоит еще и в том, чтобы организовать там сервисное обслуживание поставленной техники. Если вы знаете, послегарантийный период эксплуатации тракторов — это уже совсем другой бизнес. И чем больше мы продадим тракторов, тем больше мы оставим для себя возможностей постоянной работы с этими странами.

«СБ»: А каковы, на ваш взгляд, перспективы торгового сотрудничества Беларуси со странами «третьего мира»?

В.Медведев: Перспективы есть. Но надо все просчитывать. На рынках товаров химии и нефтехимии ожидается ужесточение конкуренции со стороны производителей стран Юго–Восточной Азии и российских финансово–промышленных групп.

Н.Стародынов: Когда говорят, что не всегда выгодно развивать торговлю со многими странами, потому что расстояния до них большие, транспортные издержки велики, это не совсем так. Торговать ведь можно по разным схемам поставок товаров. Как, например, с Венесуэлой можно использовать бартерные схемы, встречные поставки в мире никто не отменял, когда за поставленные товары или услуги можно закупать там же на месте по приемлемым ценам нефть и не везти ее в Беларусь, а продавать, например, тем же США. Кстати, наиболее высокие цены за нашу продукцию мы получаем пока в Европе и США.

И мы должны развивать те отрасли, которые сегодня успешно работают на внешний рынок. Это тракторы, металлургия, автомобили, сельхозмашины, химия... Развивать нужно хайтековские направления, сферу услуг. Маленький Ливан, несмотря на постоянные войны, и Швейцария, не имеющие крупной промышленности, тем не менее за счет широкого предоставления банковских услуг имеют очень существенные статьи дохода в бюджет.

Для Беларуси, мне кажется, очень выгодным было бы развивать на низкобалльных почвах производство экологически чистых сельхозпродуктов. На них в развитых странах большой спрос, который будет постоянно расти. И главное направление — экспорт технологий. У нас для этого достаточная имеется база, чтобы пойти по этому пути.

В.Медведев: Поскольку Беларусь развивается в условиях ограниченной ресурсной базы — мы приобретаем на внешних рынках 96 процентов материальных и топливно–энергетических ресурсов (!), потребуется максимально эффективно использовать выгодное геополитическое положение республики, роль крупномасштабного транзитного коридора между Востоком и Западом. Конечно же, при всей фундаментальности и научной проработке данной программы нельзя гарантировать, что все пойдет по заранее определенному пути. В быстроразвивающемся и изменяющемся мире невозможно все предусмотреть на пять лет вперед. Различные обстоятельства, в том числе форс–мажорного характера, могут внести определенные коррективы. В этой связи будет создана эффективная система постоянного научного сопровождения хода реализации программы, консультирования организаций–экспортеров и обеспечение мониторинга статей экспорта и импорта основных торговых партнеров.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter