Экспертизу проводят… студенты

Время всеобщего дефицита продуктов питания и товаров кануло в Лету. И наше здоровье уже зависит от образа жизни, экологии и умения питаться. Главное здесь – наша информированность, культура и право выбора. Как потребители мы всем этим в разной степени должны обладать. Должны, но пока не у всех получается.
Отчего так происходит? Можно сослаться на традиции, менталитет, недостаточные познания. Еще добавил бы и осознанное право выбора. Если раньше было, как говорится, не до жиру, то сейчас только успевай разбираться в десятках наименований продуктов питания. Один смотрит на цену, второй – на привлекательную упаковку, третий – на энергетическую насыщенность. Тех, кто обращает внимание на пищевую и энергетическую ценность продукта в разрезе белков, жиров и углеводов, увы, пока немного. Еще меньше тех, кто не только вчитывается в дату изготовления, но и может отличить ее от срока хранения. А кто держал в руках или читал стандарт СТБ 1100-98 «Продукты пищевые. Информация для потребителя», который должен быть на видном месте в любой торговой точке, но его днем с огнем не найти? Также наши граждане не в состоянии сами отличить настоящий продукт от подделки. К чему я это? А к тому, что на Западе и в России давно и успешно работает целая система независимой потребительской экспертизы, широко открытая для всех. У нас же в республике здесь непочатый край работы. И эту, пока свободную, нишу заполняют... студенты Белорусского государственного экономического университета. Исследования потребительских качеств продуктов питания, как считает руководитель их работы, председатель Минского общества потребителей Ирина Астафьева, возможно, станут первым кирпичиком в здании фундамента белорусского центра неведомственной экспертизы. Познакомлю читателя с некоторыми результатами недавних студенческих экспертиз, основанных и на сложных лабораторных исследованиях. Начнем со специального виноградного крепкого молдавского вина «Мадера». Чтобы сделать свои выводы, без пяти минут товароведы использовали не только измерительный, расчетный и социологический методы, но и органолептический, основанный на получении информации с помощью своих органов чувств. Каковы выводы? У исследуемого образца «Мадеры», приготовленного, кстати, по технологии французских специалистов, вкус соответствовал наименованию на этикетке. Но вино не отвечало СТБ 1100-98 – не указана дата розлива. Поэтому «Мадера» по дегустационным критериям набрала 8 баллов из 10. Теперь потребитель сам решит, пить ему это вино или нет. Дошла очередь и до экспертизы карамели с начинкой. Из всех представленных образцов только продукция гомельского «Спартака» «Слива», «Спартак-милк» и «Маскарад» полностью соответствовала требованиям ГОСТа. В коммунарковской «Клюкве» имелись трещины, нечеткий рисунок, в «Рачках» оболочка не полностью покрывала начинку. В «Рошен-милк» и «Рачках» Кременчугской кондитерской фабрики пытливые студенты обнаружили несвойственный данному виду карамели запах, слегка прогорклый вкус и те же проблемы с оболочкой. Недопустимыми дефектами для всех конфет были посторонние привкусы и запахи, трещины, открытые «швы», ее липкость и деформированность – результат неправильного хранения продукта.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter