Экспертиза доверия

Белорусское избирательное законодательство, по мнению наблюдателей СНГ, соответствует европейским стандартам
Белорусское избирательное законодательство, по мнению наблюдателей СНГ, соответствует европейским стандартам

Одна из важных составляющих избирательного процесса — международное наблюдение. Долгосрочные наблюдатели за выборами Президента Беларуси уже работают в стране, а ближе к дате голосования к ним присоединятся и так называемые краткосрочники. Надо заметить, приглашения в офисы СНГ, ОБСЕ, ЕврАзЭС, ОДКБ и других организаций были разосланы вовсе не для того, чтобы кто–то, пусть даже очень авторитетный, приехал и признал или не признал результаты выборов. Это исключительная компетенция самих избирателей. С другой стороны, Беларусь — открытая страна и международные наблюдатели приглашаются для того, чтобы продемонстрировать: нам нечего скрывать, выборы происходят в соответствии с национальным законодательством и международными стандартами. «Белорусская сторона готова оказать всем наблюдателям необходимое организационное содействие», — говорит пресс–секретарь МИДа Андрей Попов. Одновременно Минск, по его словам, рассчитывает, что приглашенные гости будут воздерживаться от какого–либо вмешательства в избирательный процесс, а их выводы будут носить объективный и неполитизированный характер.

О тонкостях этой важной и ответственной миссии моя беседа с представителем Беларуси в СНГ Вячеславом Кузнецовым.

— Вячеслав Николаевич, интересна история вопроса. Как и когда возникла идея пригласить наблюдателей от СНГ?

— Миссия родилась пять лет назад, и, к слову сказать, инициатором ее появления стала Беларусь, впервые пригласившая наблюдателей на президентские выборы 2001 года. С тех пор на счету СНГ уже 28 миссий. Дело в том, что наблюдатели от БДИПЧ ОБСЕ работали, как нам казалось, без полного понимания национальных, исторических, если хотите, ментальных особенностей. Люди, впервые приехав в страну, начинали через призму собственного понимания и собственной значимости судить об общественно–политическом и избирательном процессе в странах Содружества. Группы наблюдателей СНГ сформированы из людей, которые живут в этих странах, лучше понимают ситуацию. Миссия Содружества создавалась не в противовес кому–то, а для того, чтобы постараться дать объективную оценку подготовке и проведению выборов.

— Как такая активность, причем на сравнительно новом поле согласуется с распространившимся в последнее время мнением, что Содружество — это не более чем форма цивилизованного развода?

— Журналисты часто пишут о затухании процессов внутри СНГ. Однако, как мы видим, есть много сфер, в которых сотрудничество стран бывшего СССР востребовано и развивается. Миссия наблюдателей — это хороший пример политического взаимодействия.

— Вячеслав Николаевич, наблюдатели СНГ работают параллельно с представителями ОБСЕ, на одних и тех же участках бывают, с одними и теми же людьми общаются, но когда дело доходит до выводов, то они порой бывают противоположными...

— Действительно, вроде бы и цели декларируются одни и те же, и технические приемы используются одни и те же, а подходы к оценке и сами оценки разнятся. Чтобы как–то разрешить это противоречие, исполком СНГ неоднократно предлагал БДИПЧ организовать совместную работу миссий или, если уж этого не получается, хотя бы встретиться, обсудить принципы работы и договориться о согласованных действиях, чтобы по крайней мере не дублировать друг друга. Но и эти предложения не нашли отклика. Мы предпринимали попытки направить своих представителей в миссию ОБСЕ, но там даже на это не идут.

— Логичный вопрос: почему?

— Я считаю, что БДИПЧ не позволяют идти на более тесное сотрудничество политическая направленность и ангажированность. Показательно в этом смысле, что их промежуточные оценки выборов, как правило, совпадают с точкой зрения наблюдателей СНГ, однако в итоговом документе расставляются совершенно другие акценты.

— Не скажется ли это на авторитете международного наблюдения как таковом? Не секрет, что многие уже задаются вопросом: а стоит ли вообще приглашать наблюдателей, если результаты известны заранее?

— К сожалению, приходится согласиться, что деятельность наблюдателей все чаще используется как оппозицией, так и зарубежными «поборниками демократии» в качестве инструмента политического давления. И глупо было бы не замечать опасности дискредитации института, который задумывался для обеспечения демократичности и открытости избирательного процесса. В связи с этим можно вспомнить и популярные сегодня «экзитпулы», т.е. опросы избирателей на выходе с участка. По своей природе эта вполне безобидная форма социологического исследования превращается в инструмент воздействия на общественное мнение, манипулирования сознанием в пользу одного или другого кандидата и ставит под сомнение официальные результаты выборов и заключения наблюдателей еще до их обнародования.

— Вернемся к вопросу о миссии от СНГ: она уже сформирована?

— Долгосрочные наблюдатели, а это на сегодняшний момент более 40 человек, уже здесь, они работают во всех областях. Их миссия началась с момента объявления выборов. За пару дней до выборов подъедут краткосрочные наблюдатели. Я полагаю, что их будет около 400. Это в первую очередь парламентарии, дипломаты, представители избиркомов — то есть люди компетентные.

— В чем заключается их работа?

— Если коротко, то группа экспертов дает оценку подготовке и проведению выборов. Они следят за всеми этапами — выдвижением кандидатов, работой инициативных групп, агитацией, работой комиссий, подсчетом голосов и т.д. Изучают избирательное законодательство и дают свои рекомендации, которые государство вправе принять или отвергнуть.

— Интересно, что эксперты из стран СНГ советуют поправить в белорусском избирательном законодательстве?

— Никаких претензий со стороны наблюдателей не было. Это, к слову, касается не только СНГ, но и других международных организаций. Белорусское избирательное законодательство по общему признанию соответствует всем европейским стандартам. По итогам предыдущих кампаний делались некоторые замечания по организационным моментам, но нет ничего такого, что требовало бы изменения законов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter