Эксперт: уменьшение объема не главных полномочий Президента позволит ему сосредоточиться на ключевых вопросах


Действующая Конституция была принята с учетом объективной необходимости наделения Президента, по сути, неограниченными полномочиями. И надо справедливо признать, что именно это обстоятельство в решающей мере способствовало преодолению в стране различного рода кризисных явлений, вызванных распадом СССР, становлению, а может быть, даже и сохранению Республики Беларусь как суверенного самостоятельного государства, считает доцент кафедры конституционного и административного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат юридических наук Анатолий Курак.

В условиях же сегодняшнего дня, с учетом произошедших в стране изменений, отпала необходимость в дальнейшем сохранении столь жесткой концентрации президентской власти и настало время отдельные полномочия Президента перераспределить между другими центральными государственными органами – и прежде всего наделить ими Правительство и Парламент. Не исключено, что некоторые из этих полномочий могут быть переданы даже на местный уровень с учетом взятого курса на повышение роли и самостоятельности органов местного управления и самоуправления. Уменьшение объема не главных полномочий Президента позволит ему сосредоточиться на ключевых вопросах, имеющих для государства и общества приоритетное значение, уверен Анатолий Курак.

Перераспределение президентских полномочий между другими органами власти, безусловно, будет способствовать развитию политической системы, определенной демократизации общественных отношений. Однако при этом необходимо, чтобы учитывались и принимались во внимание возможные риски, то есть недопустимость создания ситуации разбалансированности созданной системы власти. Кроме того, разработчикам конституционных изменений при обсуждении перераспределений полномочий необходимо помнить, что у кого больше прав, с того должен быть и больший спрос за принимаемые решения и их результаты: необходимо одновременно прописать и вопросы ответственности соответствующих субъектов. При этом необходимо также отметить, что после таких конституционных изменений Беларусь должна по-прежнему остаться президентской республикой, если мы хотим сохранить страну, считает эксперт.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter