Эксперт рассказал, на опыт каких государств стоит ориентироваться Беларуси при создании госкорпораций

В Беларуси в скором времени появится сразу несколько государственных корпораций. А это не только объединение производственного и технологического потенциала, но и снижение издержек предприятий, единая экспортная стратегия, повышение конкурентоспособности, создание новых продуктов. В эфире программы «Точка зрения» на телеканале ОНТ экономический аналитик Георгий Гриц рассказал, почему новая форма управления необходима именно сейчас и на опыт каких государств стоит ориентироваться Беларуси при создании госкорпораций.

Скриншот из видео

Специалист отметил, что программой социально-экономического развития на 2022 год предусматривалось создание трех крупных государственных корпораций в таких сферах, как сельхозмашиностроение, пищевая промышленность и деревообработка: 

– Однако экстраординарные события прошлого года внесли определенные коррективы. В то же время принятые меры позволили стабилизировать ситуацию и Правительство вернулось к данной идее. 

Георгий Гриц подчеркнул: то, что акцент был сделан на госсектор, не случайно:

– Этот сектор экономики формирует три четверти объема промышленного производства и половину инвестиций в основной капитал. Повышение его эффективности может стать тем драйвером, который радикально и в относительно короткие сроки в состоянии обеспечить существенный рост годового национального ВВП до 100 млрд долларов США и удвоение совокупной стоимости госактивов. Важно отметить, что это не традиционный подход к созданию особых точечных мер для поддержки отдельных предприятий, а системное улучшение менеджмента стратегических секторов экономики. Неудивительно, что данную инициативу поддержал Президент Беларуси.

Государственные корпорации не белорусское изобретение, обратил внимание аналитик: 

– В той или иной форме они присутствуют в таких странах, как Германия, США, Россия, Индия, Китай, Южная Корея и Норвегия. Как правило, госкорпорации за рубежом создавались на начальном этапе в период стагнации или национальной экономики, или стратегических отраслей. Однако в последующем они превращались в своеобразные драйверы для формирования инновационных компетенций в масштабах национальной экономики. 

К примеру, в настоящее время китайское правительство управляет 101 госкорпорацией, которая присутствует в разных сферах экономики: от медицины до ядерной энергетики, рассказал Георгий Гриц:

– 91 из этих корпораций числится в топ-500 наиболее крупных мировых компаний, а их совокупные активы составляют около 80 триллионов долларов США. Белорусский опыт, хотя и учитывает зарубежный опыт создания госкорпораций, имеет собственные национальные особенности, которые учитывают не только модель белорусской экономики, но и белорусский менталитет. 

В частности, вопросы тактической и операционной деятельности предприятий, входящих в госкорпорацию, будут делегированы не отраслевому министерству, а непосредственно руководству госкорпораций, которое, в свою очередь, будет подчинено даже не Правительству, а правлению в виде корпоративного органа, в который будут входить представители заинтересованных госорганов, добавил эксперт. 

– Предполагается, что такая структура управления радикально повысит как оперативность, так и эффективность управленческих решений. Если данный пилотный проект покажет свою эффективность, Правительство предполагает распространить его и на другие секторы экономики. Другое дело, что данные решения, особенно в сфере структурной перестройки экономики, должны носить не революционный, а эволюционный характер и также учитывать интересы всего общества, а не отдельной узкой группы лиц, как, к сожалению, получилось с Парком высоких технологий, – заключил Георгий Гриц.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter