Экскурсия по зазеркалью
17.05.2012
Впрочем, зеркала делали двигателем сюжета не только кинематографисты, но и литераторы. Образ архетипический: эгоцентрист Нарцисс как в цветок превратился? Заглядевшись на свое отражение в водной поверхности. Персей Медузу Горгону победил с помощью зеркального щита. А в сказках зеркальце то в озеро превратится, будучи брошенным через плечо в тревожный момент, то покажет дальние страны и суженого–ряженого. А недавно нашла в сети текст диссертации на тему «Поэтика зеркала в русской детской литературе XX века». Даже на форумах самодеятельных писателей рассуждают на эту тему.
Что ж, чем не предлог для обзорной книжной экскурсии?
«Гляделки» природные
С зеркалами всегда была связана некая тайна — но, впрочем, только для человека с развитым воображением. Известный литературовед Абрам Вулис приводит такой пример: молодой Варлам Шаламов явился к поэту–футуристу Сергею Третьякову за литературными наставлениями, и у собеседников состоялся такой диалог:
— А что бросается в глаза прежде всего, когда входишь в комнату?
— Зеркала, — сказал я.
— Зеркала? — раздумывая, спросил Третьяков. — Не зеркала, а кубатура.
Галину похитил злобный пан Барина. Василь увез любимую из плена, но погиб сам. Девушка увидела в зеркале смерть любимого, уронила подарок — и, как и следовало ожидать, он превратился в озеро.
Впрочем, предупреждаю начинающих поэтов, что сравнение воды с зеркалом затерто, как рифма «сонца–бясконца»...
Познание самое себя
А вот Ева из поэмы английского поэта Мильтона принимает эдемское озеро за второе небо, потом глядится туда и пытается осознать, кого видит. Зеркало, которое помогает открывать истинную сущность человека (или нечеловека), — тоже излюбленный мотив в литературе. В сказке Оскара Уайльда Звездный Мальчик, прогнав свою нищую мать, превращается в уродливого карлика, но долго не может признать себя в страшном существе, которое в зеркале повторяет все его движения... Похожий эпизод в готическом рассказе Говарда Лавкрафта: некое существо выбирается из–под земли через склеп, хочет присоединиться к людям, пирующим в доме. Но все разбегаются, а бедняга видит свое отражение... И понимает, что он не человек, а... Лавкрафт оставляет на долю читателя придумывать, что это было. Иногда герой вообще не видит своего отражения, и это печально, ибо означает, что он либо мертв, либо вампир. Зеркало — хорошая метафора самопознания, углубления в духовный мир. Поэтесса Раиса Боровикова не зря назвала свой сборник «Люстэрка для самотнай». Гамлет во время объяснения с матерью заявляет: «Вы отсюда не уйдете,/ Пока я в зеркале не покажу вам/ Все сокровеннейшее, что в вас есть». Не зря в старину сборники нравственных поучений, пособий по этикету называли «Зеркало» либо «Зерцало».
Двойники с характером
Зеркало имеет свойство создавать двойников. На этом основаны сюжеты многих литературных произведений. Эдгар По в рассказе «Вильям Вильсон», Роберт Льюис Стивенсон в истории о докторе Джекиле и мистере Хайде используют зеркала для кульминации сюжета о двойниках. В фэнтези и хорроре без них обходится мало какой сюжет. Ведь что может быть жутче, чем увидеть, как твое собственное отражение обретает самостоятельность в движениях? А если оно наглым образом меняется с тобой местами? Такое происходит, например, в мрачном рассказе Валерия Брюсова с женщиной, долго смотревшей на свое отражение. Бедняге приходится долго сражаться со своей соперницей из зазеркалья. Впрочем, в сказке Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал» пионерка Оля, попав по ту сторону стекла, вполне сработалась со своей зеркальной ипостасью Яло, и вместе они бодренько произвели революцию в отдельно взятом зазеркальном государстве. В повести Жерара де Нерваля «Король Бисетра» рассказывается история Рауля Спифама, которого заточили в дом для умалишенных. В его камере находилось старинное зеркало из полированной стали. Постепенно Рауль начинает видеть в нем не себя, а некоего доброго всемогущего короля, который сочувствует его судьбе.
Пророческое стекло
Вход в иные миры
О, в этом зеркалам равных нет... Даже один из сборников белорусской фантастики назвали «Люстэрка сусвету». Самым известным прохожденцем сквозь зеркало в иные миры была, конечно, девочка Алиса из произведения Льюиса Кэрролла. Она всего–то хотела достать котенка, но зеркало «стало таять, словно серебристый туман поутру», а затем Алиса «легко спрыгнула в Зазеркалье». Вслед за Алисой сквозь амальгаму проходили сонмы героев литературной мистики. Из зеркал вылезают и чудовища, которых нужно героически побеждать. Впрочем, в одном из рассказов Александра Грина таким зеркалом становится овальное отверстие в тонкой стене скалы. Через него в день свадьбы ушла по тропе красавица Анготея. Ее несостоявшийся муж Фергюсон сходит с ума от горя в убеждении, что жена заблудилась в зазеркалье. С параллельными мирами с помощью обыкновенного трюмо московской квартиры играет Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите». Помните, как Степан Лиходеев увидел отражение «какого–то странного субъекта — длинного, как жердь, и в пенсне... А тот отразился и тотчас пропал», а затем «в зеркале прошел здоровеннейший черный кот и также пропал». А потом из трюмо вообще выпрыгнул Азазелло.
Преступники — не те, кем они кажутся
Но хуже всего — когда зеркала все искажают. Тролли из сказки Андерсена «Снежная королева» столько беды наделали с помощью такого «рефлектора»... «Прелестнейшие ландшафты выглядели в нем вареным шпинатом, а лучшие из людей — уродами или казались стоящими кверху ногами и без животов», а осколки от зеркала подействовали как психотропное оружие. В сказке Вениамина Каверина «Песочные часы» девочке Тане, желающей расколдовать воспитателя пионерлагеря, фея ставит условие: не смотреть на свое отражение ровно год и один день! А ведь Таня больше всего любит смотреть на себя в зеркальце... Героиня рассказа Тетки «Зялёнка», бедная белорусская курсистка, умирающая от чахотки, «часам гэтак мiмаходам зазiрне да люстэрка: «А мамачкi мае, да каго я падобна?» — задзiвiцца ды далей за работу». Дело нужно делать, а не любоваться на самого себя. Зеркала, создающие иллюзии, запутывающие человека, — излюбленный прием детективов. С помощью системы отражений совершает преступления Призрак Оперы в романе Гастона Леру. В рассказе Честертона свидетели никак не могут сойтись в описании увиденного в конце темного коридора силуэта преступника, пока отец Браун, следователь–любитель, не догадывается, что это зеркало. Каждый видел себя, но не мог опознать, потому что был о себе лучшего мнения, чем показывало отражение.
Но не забудем, что главное свойство зеркала то же, что и у хорошей литературы: правдиво отражать.