Эксклюзивная работа

«Рукастый» мужик в глубинке не редкость...

«Рукастый» мужик в глубинке не редкость. Поставить забор, отремонтировать крыльцо и починить прохудившуюся крышу без посторонней помощи умеют многие. Но иногда человек достигает такого мастерства, что его имя гремит далеко за пределами округи. А уж если умельца его ремеслу никто не обучал, до всего доходил своим умом, — почетно вдвойне. Таких «эксклюзивных» мастеров я встретила в Кричевском районе.


Из–под топора


Еще три года назад Сергей Стефаненко знать не знал, как рубятся хаты да баньки. Помнил с детства, как однажды дедушка взял топор в руки да мастерски сделал сруб на заказ, — баня та до сих пор стоит в Кричеве на улице Ленинской.


Разменяв четвертый десяток, Сергей, инструктор–методист районного физкультурно–оздоровительного комплекса, задумался: а сумею ли я сделать не хуже деда? Решил попробовать. Обзавелся стройплощадкой — специально купил усадьбу в агрогородке Ботвиновка.
Говорят, первый блин комом. Но, как ни странно, хоть венцы своей первой работы мастер складывал из древесины... разных пород, сруб получился на славу. Ровненький, аккуратный — смотришь, душа радуется.


Симпатичная банька привлекла внимание сельчан, которые и не догадывались, что умелец только учится: появились заказчики. Ударить лицом в грязь Стефаненко не собирался, стал подходить к работе «по науке». Почитал литературу, поговорил со стариками, побродил по интернету. Освоил разные углы срубов — «ласточкин хвост», русский, немецкий. Научился делать бани из полубруса, из оцилиндрованных бревен. И даже вершина мастерства ему покорилась — ручная оцилиндровка, которая очень ценится сегодня не только в нашей стране, соседней России, но и в Западной Европе. А ведь с момента, как изготовил пробный сруб, прошло всего–то 2 года. И когда мастер честно говорит всем, что самоучка, никто не верит.


Оставив городскую квартиру, Стефаненко прочно осел в деревне. Инструктором по спорту работает по–прежнему, но уже здесь, в Ботвиновке, — прививает здоровый образ жизни односельчанам. А заодно осваивает еще одно ремесло — кузнечное.


— Разве это дело, что на селе совсем кузнецы перевелись, даже лемех для плуга сделать никто не может, не говоря о более сложной работе, — сетует Сергей Анатольевич. — Стыд–позор: мужики по всякому пустяку в город на завод ездят. Раз никто не хочет браться за это дело — возьмусь я, уже и «бабу» кузнечную купил.


Подумывает Стефаненко заняться и агротуризмом. Собирается не только развлекать гостей, но и приобщать их к полузабытым промыслам.


Художественный свист


Еще большего мастерства достиг житель Кричева Вячеслав Яковенко. Он — народный мастер, делает фигурки из глины. Увлечение родилось в детстве. Бабушка лепила из теста, глины фигурки коровок, козочек, коников и обжигала в печке. Потом вместе взрослые и детвора выходили с немудреными поделками «гукаць вясну». А сам Вячеслав, как и все мальчишки, лепил из пластилина разные игрушки.


Когда окончил школу, его, способного к рисованию паренька, вдруг взяли без всякого специального образования преподавать в Кричевскую школу искусств. Однажды начинающего учителя вместе с двумя учениками пригласили в Минск поучаствовать в конкурсе со своими работами. В свободное время пошли на рынок, а там мужичок продавал свистульки. Яковенко купил все образцы, чтобы разгадать секрет свиста. В первый день так ничего и не понял, а на второй разобрался. Поступив заочно в БГУ на истфак, всерьез увлекся археологией. Узнал все о Поднепровской глиняной игрушке. В Поднепровье входили части Смоленской, Брянской, Могилевской, Гомельской, Киевской областей. А символом этого края считалась свистулька «всадник на утке» — оберег, без которого ни один воин не выходил на поле боя.


Последние мастерицы, умевшие делать такие игрушки, — Ганна Марачева из Дубровны и Настасья Каминская из Дрибина — умерли в 70–е годы прошлого века. Ремесло было забыто, и Яковенко пришлось возрождать его заново.


Работает мастер вместе с супругой Любовью Ященко, членом Белорусского союза мастеров народного творчества. Чего только нет в их мастерской — поделки из глины красной, белой, голубой. В разных техниках — глазурь, дымление, обварная керамика, терракота, расписная. Фигурки сельских дедов и бабок, домики–подсвечники, музыкальные инструменты — дудочки, сиренги. И, конечно же, знаменитые свистульки. Мы неспешно беседуем, но руки мастеров продолжают работать, не отдыхают ни минуты.


Вот «доспела» очередная партия глиняных игрушек в печи, мастер открыл дверцу, пахнуло жаром. А он начал доставать и ставить на стол баранов, коников, домики...


На прощание гостеприимные умельцы подарили мне глиняную лошадку и приносящего удачу знаменитого всадника на утке. Никогда не верила в приметы, но теперь ни на минуту не расстаюсь с этими трогательными сувенирами, постоянно ношу с собой. Есть в этих вернувшихся из небытия свистульках какое–то светлое волшебство.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter