Новый фильм Галины Адамович приоткрывает многие закулисные тайны Театра киноактера

Экран и сцена

В минском кинотеатре «Центральный» состоялась премьера документальной ленты «Театр Киноактера» студии «Летапіс» Национальной киностудии «Беларусьфильм». Автор сценария и режиссер — Галина Адамович, оператор — Юрий Докучаев. Фильм рассказывает историю создания одного из самых популярных театров столицы, который в этом году отмечает 40-летие.

Портрет явления

Каждый фильм Галины Валентиновны, лауреата многих международных и отечественных кинофестивалей, привлекает внимание профессионалов и простых зрителей прежде всего своей заинтересованной человеческой интонацией, современным ритмом. Адамович славится подробными психологическими портретами своих героев, которые открывают душу перед камерой и рассказывают о самом сокровенном. Такими были ее знаменитые работы «Боже мой», «Заведенка», «Инокиня», «Вядо» и многие другие.

Новый фильм Галины Адамович «Театр Киноактера» — своего рода коллективный портрет эпохи, времени и настоящего культурного феномена страны, которым стал небольшой и спаянный театральный коллектив, возникший почти случайно. Позади большой и славный путь. С самого начала на орбиту этого театра попадали только лучшие режиссеры, актеры, художники: Валерий Анисенко, Владимир Гостюхин, Дмитрий Мохов, Валерий Рубинчик, Александр Беспалый, Петр Юрченков, Юрий Казючиц, Светлана Суховей, Любовь Румянцева… Была высока и творческая планка: ориентировались на ВГИК, так как многие причастные к коллективу были его выпускниками, любили картины Тарковского и Антониони. Взахлеб читали новую литературу, искали новые смыслы.

Галина Адамович признается, что работалось ей легко, так как с творческими людьми белорусского театра она разговаривает на одном языке и смотрит с ними в одном направлении:

— В нашем фильме зритель увидит и услышит воспоминания Александра Ефремова, Валерия Анисенко, Владимира Гостюхина, Бориса Луценко… Все они уникальные личности, определившие лицо белорусского театра в XX и XXI столетиях. Возможно, широкий зритель впервые увидит и уникальные архивные кадры, запечатлевшие моменты открытия театра и первой премьеры «Вся его жизнь». Кстати, режиссер Валерий Анисенко трепетно сохранил декорацию этого спектакля, которую создал гениальный художник Евгений Лысик. И это удивительно бережное отношение к истории театра. Сейчас могу сказать, что в процессе съемок концепция и энергия фильма менялись. Заранее прошу прощения у артистов, принявших участие в съемках, но не попавших в фильм. Хронометраж картины не безразмерный — 41 минута. Мы обязательно встретимся с вами в следующих работах.

«Крестным отцом» стал Машеров

Галина Адамович считает неправильным снимать фильм о театре, не познакомившись с его спектаклями:

— Я посмотрела весь репертуар. Тем более что времени было достаточно: по разным причинам, в том числе и из-за пандемии, вместо трех месяцев мы снимали девять.

Один из основателей коллектива народный артист Беларуси Владимир Гостюхин вспоминает:

— Идея создания подобного театра принадлежала первому секретарю ЦК Компартии БССР Петру Мироновичу Машерову. В какой-то момент он решил, что негоже актерам «Беларусьфильма», не занятым на съемочной площадке, слоняться без дела и пить водку по углам. Пусть они всегда будут при деле. Так возникла эта талантливая труппа.

Один из главных героев фильма режиссер Борис Луценко, возглавлявший этот театр с 1982 по 1991 год, считал, что создание подобного коллектива — вещь для театральной истории Беларуси во многом новаторская:

— Особенность этого театра заключалась в том, что актеры играли в спектаклях в свободное от съемок время, а не наоборот. Это было очень необычно. Многим режиссерам приходилось с этим мириться.

У Галины Адамович действительно получился настоящий коллективный портрет эпохи и творческой среды, лишенный ненужного пафоса и слащавой патетики.

— На мой взгляд, Театр киноактера — единственный сегодня по-настоящему авторский театр в Беларуси, — подвел черту на премьере фильма режиссер Валерий Анисенко. — Нынешний худрук театра Александр Ефремов не просто руководит им, он выстраивает целый мир. На этой сцене зритель видит совсем иную манеру речи и игры, чем на других наших площадках. Совсем иное умение вести диалог, существовать в подтексте. Здесь царит совсем иная атмосфера. Это высший пилотаж. Пресловутая кинематографическая манера освоена виртуозно. Театр киноактера — настоящее явление в театральной и культурной жизни Беларуси. Я счастлив, что причастен к его созданию.

В любви коллективу и коллегам признался и народный артист Беларуси Александр Ефремов:

— Сегодня я не представляю своей жизни без этого театра. Это мой дом, моя семья.

Фильм «Театр Киноактера» — своего рода коллективный портрет эпохи, времени и настоящего культурного феномена страны, которым стал небольшой и спаянный театральный коллектив

Улыбайтесь, вас снимают!

Арсенал режиссерских средств, задействованный Адамович в картине, довольно разнообразен. Помимо архивных съемок, воскрешающих в памяти ушедших, и интервью-монологов с ныне здравствующими, есть ироничные зарисовки из закулисной жизни.

Излюбленным методом Галины Валентиновны — наблюдением — зафиксирован и репетиционный процесс создания спектакля «Дядя Ваня» по пьесе Антона Чехова, закрывавшего прош­лый сезон. Кинозритель увидит, как бесконечно требователен худрук и режиссер Ефремов на репетиции! В какой наэлектризованной и волнующей обстановке создавался этот восхитительный лирический спектакль о «пропащей жизни». Как опытные мастера сцены Александр Тимошкин, Анатолий Голуб, Виктор Рыбчинский и другие въедливо и настырно пытались докопаться до сути чеховской драмы.

А еще можно увидеть, как Ефремов работает на сцене с супругой — актрисой Валерией Арлановой. «Она ни в коем случае не прима, я к ней так же требователен, как и к остальным», — говорит Александр Васильевич. 

«В театре мне позволено гораздо меньше, чем другим», — признается очаровательная Валерия.

Настоящим хранителем театрального очага выступает в фильме заслуженный артист Беларуси Александр Кашперов, пусть на этот раз и немногословный. Зритель увидит Александра Борисовича на сцене в его бенефисном спектакле «Тэатр купца Япішкіна», а после — за праздничным столом. Органично влился в творческий коллектив порхающий и ироничный Игорь Подливальчев. Зафискирован в картине и триумф Александра Ефремова на Национальной театральной премии — он получил награду за постановку «Фальшивая нота». Через призму этого психологического триллера увидим и актерский тандем — опытного Владимира Мищанчука, который отвечает сегодня как педагог и декан театрального факультета Белорусской государственной академии искусств за «свежую кровь» в труппе, и молодого артиста Сергея Лапаницына.

КСТАТИ

Именно Владимир Гостюхин сыграл главную роль в первом спектакле Театра-студии киноактера «Вся его жизнь» в постановке Валерия Анисенко по мотивам киноповести Евгения Габриловича «Коммунист». Премьера состоялась 30 марта 1982 года.

teatrkinoaktera.by

— Декорация Евгения Лысика, придуманная для спектакля, ошеломляла — такого на театральной сцене в то время еще не было, — вспоминает Валерий Анисенко. — Когда я впервые ее увидел, подумал: как же мы вместим ее в нашу небольшую «коробочку»? Но вместили. И после установки ее нельзя было уже убрать. Зрительный зал находился прямо в ней. Какое-то время мы играли один этот спектакль при постоянных аншлагах. Можно сказать, начинали работать по бродвейской системе.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter