Экономика — вещь в себе

О замедлении китайской экономики

Китай поможет еврозоне. Но не так, как страны еврозоны ожидали — не живыми деньгами, а усилением внутреннего спроса на товары (в т.ч. европейские). В Пекине полагают, что каждая страна должна сама нести ответственность за собственную экономику. К тому же общественное мнение настроено резко отрицательно в отношении финансовой помощи европейским странам, что неудивительно: у Поднебесной множатся собственные проблемы.


Рост ВВП в каждом квартале этого года был ниже предыдущего: 9,7%, 9,5%, 9,1%. Эксперты полагают, что в четвертом квартале этот показатель будет еще ниже, но рост ВВП за весь год составит около 9,4%. Тенденция очевидна: времена двузначного роста экономики прошли. Очевидным стало и то, что прежняя экономическая модель, основанная на дешевом труде и безудержном экспорте, тоже остается в прошлом. Чтобы заработала новая модель, основанная на внутреннем потреблении и развитии технологий, могут понадобиться годы и серьезные денежные вливания.


Экономист Банка Америки–Меррил Линч Лу Тин полагает, что у «неизбежного» замедления китайской экономики две главные причины: исчезновение дивидендов от структурных реформ и демографии. Рабочая сила стремительно дорожает, армия рабочих пополняется не так быстро, как 20 — 30 лет назад, а эффект от появления и бурного развития частных предприятий снизился, их проблемы нарастают и требуют новых реформ и решительных шагов от правительства. А оно, похоже, к ним не готово. К тому же в стране накапливается все больше структурных дисбалансов и противоречий.


Эксперты Центра изучения Китая влиятельного американского института The Conference Board видят два варианта развития событий. С пессимистической точки зрения сильный государственный контроль над экономикой (который никогда не ослабевал, даже если вы думали обратное) усиливает коррупцию, ведет к экономическому расточительству, а это, в свою очередь, рано или поздно (и теперь уже, скорее, рано) скажется на экономике самым негативным образом. С оптимистической — мощные инвестиции в инфраструктуру, набирающая обороты урбанизация и изо всех сил поддерживаемая стабильность непременно принесут свои экономические дивиденды: Китай по–прежнему остается одной из самых привлекательных стран как для вложения средств, так и для торговли, т.к. внутренний рынок еще весьма далек от насыщения. По какому сценарию будут развиваться события, станет известно в ближайшем будущем.


Экономическая ситуация в Китае сегодня — прекрасная иллюстрация к идее о том, что экономика не может стоять только на одной опоре — ставка на нее, единственную, ведет к неустойчивости системы и должна пересматриваться со временем. Ориентированная на экспорт модель помогла Поднебесной сотворить экономическое чудо — это плюс. Она же поставила страну в прямую зависимость от внешних рынков, а значит, уменьшила возможность самостоятельно контролировать экономические процессы и влиять на развитие ситуации — это, согласитесь, минус. И существенный. Сегодня китайская экономика находится в прямой зависимости от спроса на свои товары на внешних рынках и от колебаний мировых валют. При этом спрос на китайские товары снижается несколько лет подряд, в результате в юго–восточных регионах, где концентрируются основные предприятия, производящие продукцию на экспорт, закрылись сотни фабрик, десятки тысяч людей остались без работы. В начале года правительство, решившее бороться с инфляцией и быстро растущим в сфере недвижимости «мыльным пузырем», ужесточило условия выдачи кредитов. В результате тысячи хозяев средних и малых предприятий (а они — основа частной экономики и дают работу миллионам) обратились к подпольным банкам (есть в Китае такое явление, но это тема отдельного разговора), брали кредиты чуть не под 100% годовых. Сегодня десятки таких предпринимателей в розыске — не имея возможности вернуть долги, они сбежали, оставив рабочих без зарплаты, а свои предприятия — на произвол судьбы. Это приняло настолько массовый характер, что Премьер Госсовета Вэннь Цзябао лично ездил в город Вэньчжоу — оплот частного бизнеса и занимался управлением экономики в «ручном», что называется, режиме. Но жесткую монетарную политику решил оставить в целом без изменений.


У государственных предприятий проблемы другого рода — неэффективность. Но начать крупную приватизацию правительство, конечно, не решится — это противоречит основным идеологическим установкам. К тому же в следующем году пройдет съезд КПК, на котором произойдет смена руководства страны. Хотя на экономический курс это вряд ли существенно повлияет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter