Экономика от печки

Утепление домов позволило снизить подогрев воды со 150 до 95°С

Утепление фасадов, кровель, подвалов и тамбуров позволило понизить температуру подогрева воды в домах со 150 до 95 градусов

Глава государства три года назад подписал Директиву № 3 об экономии и бережливости, что позволило снизить зависимость белорусской экономики от внешних поставщиков углеводородов. О том, как пережил газовый кризис Минск – город с самым развитым производственным комплексом, рассказывает начальник производственно-технического отдела «Минск­энерго» Сергей Доценко:

— К так называемому газовому кризису «Минскэнерго» было готово. Наши энергоисточники имели необходимые запасы мазута, и ограничения по поставкам газа мы не почувствовали, работали в штатном режиме. Не испытывали каких-либо неудобств и жители города. Видимо, со стороны некоторых промышленных предприятий все же практиковались минимальные ограничения, однако со стороны энергопредприятий они не вводились. В этом не было никакой необходимости.

Столица и дальше намерена снижать энергопотребление, активно внедряя проекты, работающие на альтернативных источниках энергии. Об одном из них, пятой мини-ГЭС в Вилейско-Минской водной системе на Чижовском водохранилище, мы рассказывали в одном из предыдущих номеров «Р».

А на днях на полигоне твердых коммунальных отходов в Тростенце начала работать мини-ТЭЦ. Биогаз, получаемый из бытового мусора, вращает две газопоршневые турбины мощностью по 2 МВт. Как сообщил начальник Минского городского управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Игорь Тур, установка будет вырабатывать ежегодно порядка 16 миллионов кВт/ч. По оценке специалиста, запасов горючего вещества на полигоне хватит лет на 7.

Впрочем, это не единственный проект: столица собирается и дальше строить ГЭС, внедрять биогазовые установки, в том числе работающие на канализационных отходах. Кроме того, предприятия города активно приобретают энергосберегающие оборудование и технологии, с начала года направив на эти цели более 635 миллиардов рублей.

По словам первого заместителя председателя комитета экономики Мингор­исполкома Татьяны Кравченко, такая приверженность к инновациям позволила снизить энергоемкость выпускаемой продукции на 4 %. При этом в первом полугодии темп роста промышленного производства впервые за последние полтора года переломил тенденцию снижения, достигнув 105,7—105,8 %,

Столица всегда выполняла и перевыполняла показатели по энергосбережению. В 2009 году продолжить эту традицию помешал экономический кризис, поэтому вместо традиционного минуса (чем выше отрицательный показатель, тем лучше эффект) Минск прибавил 6 %. Впрочем, по итогам 2010 года, по словам Татьяны Кравченко, город выполнит запланированные минус 12 %.

— Среди основных задач, преследуемых Директивой № 3, — выход на мировые параметры по энергоемкости ВВП. Так, в 2010 году планируется снижение энергопотребления на 31 %, в 2015 году – на 50 %, к 2020 году – на 60 %, – отметил Игорь Тур.

Он рассказал, что в 2010 году государство должно обеспечить экономию 7,55 миллиона тонн условного топлива (тут), при этом на 1,85 миллиона тут увеличится потребление его местных видов, будут введены новые генерирующие мощности суммарным объемом 1624 МВт.

Справка «Р». Беларусь потребляет ежегодно порядка 39 млн. тут, из них 27 млн. тонн котельного печного топлива, около 70 млн. Гкал тепла. Из расходуемых 36 млрд. кВт/ч импортируется 2,3 млрд. Минск потребляет в год около 3,5 млн. тут, 14 млн. Гкал тепловой энергии и 5 млрд. кВт/ч. За одни зимние сутки при температуре -10 градусов и ниже в топках мегаполиса сгорает 13—14 тысяч тут, при положительных температурах в отопительный сезон – 11 тысяч тут.

По словам Игоря Тура, на производственные нужды столица расходует 31 % тепловой энергии, население потребляет порядка 55 %, еще 14 % — доля прочих потребителей. Однако в потреблении электроэнергии уже другой расклад: население – 29 %, промышленность – 61 %, прочие потребители – 10 %.

— Мы видим, что большую роль в потреблении топливно-энергетических ресурсов в Минске занимает население, — отмечает Игорь Тур. — Здесь кроется потенциал по энергосбережению. Например, в столичных домах уже установлено 6230 приборов учета и регулирования тепловой энергии, а своевременная корректировка температуры – основной фактор экономии. Утепление фасадов, кровель, подвалов и тамбуров, замена окон на вакуумные стеклопакеты дало существенные результаты. Такие мероприятия позволили добиться значительного снижения температуры теплоносителей. Так, в этом году температуру сетевой воды мы не поднимали выше 90—95 градусов, в то время как раньше приходилось нагревать ее до плановых 150 градусов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter