Доступные кредиты, рекордно низкие инфляция и ставка рефинансирования, уменьшение налоговых проверок, материальная поддержка семей: как уже изменили нашу жизнь принятые меры по развитию экономики

Экономика на службе у людей

Пандемия коронавируса стала не только глобальной медицинской проблемой, но и существенно изменила экономическую карту мира, замедлила развитие практически всех стран. Сейчас мировая экономика начинает постепенно оживать: открываются границы, возвращаются к работе предприятия сферы услуг, туризма, общественного питания, налаживаются глобальные торговые связи. 

О возможности быстрого восстановления белорусской экономики недавно говорил и Глава государства. Тем более что наша страна переживает эти непростые времена спокойно, с достоинством, не меняя приверженности своим принципам, — сохранять предприятия и рабочие места, а также наращивать свой экспортный потенциал. 

За последние годы во всех сферах сделано многое, чтобы жизнь каждого человека становилась лучше, а страна при любых кризисах уверенно и стабильно развивалась. Мы решили еще раз напомнить о тех трендах, которые высвечивают позитивные сдвиги в нашей экономической и социальной политике. 

Нацбанк: рекордно низкие инфляция и ставка рефинансирования

Андрей КАТЕГОВ, заместитель начальника Главного управления монетарной политики и экономического анализа Национального банка:

— Начиная с 2015 года денежно-кредитная политика Нацбанка направлена на восстановление доверия предприятий и населения к национальной валюте и к Нацбанку как государственному органу, который способен выполнять взятые на себя обязательства и нести ответственность за принимаемые решения. Последовательная и прозрачная денежно-кредитная политика, поддерживаемая мерами по макроэкономической стабилизации со стороны Правительства, обеспечила нормализацию ситуации на денежном рынке и относительно низкий уровень инфляции. Основы такой политики заложены в Программе социально-экономического развития страны на 2016 — 2020 годы, утвержденной Президентом.

Внедренный Национальным банком режим монетарного таргетирования позволил уверенно сохранять контроль над инфляцией. Темпы роста денежного предложения и банковского кредитования поддерживаются на умеренном уровне и в целом соответствуют складывающимся макроэкономическим условиям. Это один из основных факторов, задающих тренд на замедление инфляции в среднесрочном периоде. Выполнение задач, которые ставил перед Национальным банком Глава государства, укрепило доверие к политике регулятора и способствовало стабилизации инфляционных ожиданий.

При этом на протяжении последних трех лет инфляция находится на устойчиво низком уровне — около 5 процентов. Замедление инфляционных процессов на фоне поддержания макроэкономической сбалансированности и финансовой стабильности позволило снизить процентные ставки в экономике.

Вот конкретные цифры. 

С начала 2016 года (т.е. с момента перехода на новый режим денежно-кредитной политики) ставка рефинансирования снижена втрое — с 25 до 7,75 (с 1 июля 2020. — Прим.ред.) процента годовых , что является историческим минимумом для нашей страны. Последовательное и увязанное с инфляцией снижение ставки рефинансирования дало возможность банковскому сектору снижать ставки по кредитам и для бизнеса, и для населения. 

Важный шаг последних лет — выход на рыночное курсообразование, при котором предприятия могут свободно купить или продать валюту. Курсовая политика начала проводиться в режиме плавающего обменного курса: его формирование происходит на основе спроса и предложения на валютном рынке. При этом Национальный банк сглаживает чрезмерные конъюнктурные колебания обменного курса, однако не препятствует действию фундаментальных факторов, влияющих на его динамику.

Рыночное курсообразование и поло­жительные тенденции в платежном балансе позволили не только сохранять, но и наращивать золотовалютные резервы государства. Объем международных резервных активов увеличился за январь 2016-го — 

апрель 2020 года почти в 2 раза и на 1 мая текущего года составил 7,9 миллиарда долларов. При этом важно, что в структуре международных резервов существенно увеличилась доля не заемных, а собственных средств. Это существенно укрепляет финансовый фундамент государства.

Банк развития: профинансированы более 4000 проектов малого и среднего бизнеса

Юлия КАВЕЦКАЯ, начальник управления поддержки малого и среднего предпринимательства ОАО «Банк развития Республики Беларусь»:

— С 2014 года наш банк реализует программу поддержки малого и среднего предпринимательства. Основной инструмент программы — предоставление кредитных ресурсов по доступной стоимости с прозрачными и понятными условиями.

За шесть лет профинансированы более 4000 проектов во всех уголках страны. Всего на поддержку малого предпринимательства Банк развития направил более 600 миллионов рублей.

Причем общая результативность программы имеет и положительный макроэкономический эффект, и социальный. Об этом свидетельствует высокая степень отраслевой и региональной диверсификации проектов, финансовые результаты заемщиков, рост занятости. По данным годовой отчетности за прошлый год, рост численности работников на предприятиях, профинансированных Банком развития в рамках программы, составил порядка 20 процентов — 8667 человек. Выручка таких предприятий за период финансирования выросла более чем на 70 процентов.

Программа поддержки малого и среднего бизнеса — это двухуровневый механизм. На первом уровне Банк развития предоставляет финансовые ресурсы коммерческим банкам-партнерам и лизинговым организациям, отобранным по установленным критериям. Они же на втором уровне отбирают по определенным нами критериям непосредственных заемщиков, проводят оценку их финансового состояния и предполагаемых к реализации проектов, а также принимают решения о финансировании. Таким образом, благодаря широкой филиальной сети наших партнеров, инструменты финансовой поддержки доступны субъектам МСП по всей стране.

В 2020 году продолжают наращиваться объемы финансирования в рамках программы. Только за пять месяцев этого года Банк развития через своих партнеров — коммерческие банки страны и лизинговые организации — направил порядка 120 миллионов рублей на поддержку малого предпринимательства.

В общем портфеле 2020 года наибольший удельный вес занимают проекты, связанные с производственной деятельностью, а также в сфере транспорта и услуг. В их числе есть и уникальные для Беларуси. Например, проекты по приобретению оборудования для производства экологически безопасной упаковки, оборудования для переработки отходов из полиэтилена, по строительству завода по производству детского питания.

Ежедневно к нам поступает множество заявок на предоставление ресурсов для финансирования малого и среднего бизнеса. Среди них — запросы на покупку автотранспортных средств, приобретение медоборудования, лесозаготовительной техники и даже линий по производству мармелада. Кроме того, ряд проектов имеют и экологический эффект — от предприятий, занимающихся переработкой отходов и сортировкой мусора, производством биоразлагаемой тары до солнечных и ветро­электростанций.

В мае линейка кредитов пополнилась новым продуктом, призванным оказать финансовую поддержку малым и средним предприятиям, деятельность которых связана с производством медицинских средств защиты: таких как маски, перчатки, защитные костюмы, антисептики и многое другое. Воспользоваться этим кредитом могут и другие предприятия, чья деятельность так или иначе направлена на борьбу с коронавирусом.

Международные эксперты высоко оценили нашу программу. Об этом красноречиво говорят и цифры: уже профинансировано более 300 проектов за счет ресурсов международных организаций — Всемирного банка и Фонда имени Халифы по развитию предпринимательства. Такое взаимовыгодное сотрудничество будет развиваться и дальше.

Министерство по налогам и сборам: количество проверок сократилось в 11 раз, выездных — вдвое

Сергей ШКУТ, начальник Главного управления развития налоговых органов Министерства по налогам и сборам:

— С целью сокращения проверочной нагрузки на бизнес мы переориентировали работу по выбору объекта проверки исключительно на риско-ориентированный подход. То есть со всесторонним анализом деятельности субъекта хозяйствования с использованием всех имеющихся в налоговом органе электронных ресурсов. Доминирующей формой контрольной работы налоговых органов стал камеральный контроль, который позволяет без вмешательства в текущую деятельность, основываясь на имеющихся в распоряжении налогового органа данных и сведений, предоставляемых плательщиком, обеспечивать контроль за полнотой уплаты налогов. Словом, действуем не фискальными мерами, а за счет смещения акцента на профилактическую работу. 

Так что из года в год работа налоговых органов становится все менее заметна для плательщика. С 2019 года используется поэтапное проведение камеральной проверки. Контроль проводится дистанционно. Даже если у плательщика есть некие недочеты, мы предоставляем возможность добровольно исполнить все налоговые обязательства без привлечения к административной ответственности. В первом квартале 2020 года таким правом воспользовались 88,5 процента плательщиков, которым налоговые органы направили уведомления с предложением корректировки налоговых обязательств.

Такая форма взаимодействия выгодна и бизнесу, и бюджету. Выявленные на ранней стадии нарушения позволяют плательщику быстро их исправить без пени и штрафных санкций. Бюджету же выгодны своевременно поступающие налоги. За первые три месяца этого года суммарный эффект от проведения предыдущего этапа камеральной проверки составил 85,2 миллиона рублей. 

Внедрение информационных и аналитических систем позволило кардинально снизить количество выездных проверок. Если в 2017 году проведено 4095 выборочных плановых проверок и 5397 внеплановых, то в прошлом году — 404 и 335. При этом повысилась эффективность. Если в 2016 году в среднем по результатам проверки было доначислено 33,4 тысячи рублей налогов, то в 2019 году — 115,7 тысячи рублей. 

Количество субъектов хозяйствования, включенных в план выборочных проверок в первом полугодии 2020 года, сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2019 года почти на 30 процентов, а общее количество выездных проверок — практически в два раза. По результатам проверок предъявлено к уплате в бюджет 64,7 миллиона рублей. Но если субъект хозяйствования не совершает сомнительных сделок, то он даже не окажется в проверочном списке. 

Сформирована эффективная и удобная система, при которой добросовестные плательщики могут годами не встречаться с проверяющими из налоговых органов. Надо только честно платить налоги.

Министерство экономики: количество малых и средних предприятий выросло до 368.000

Ирина БАБАЧЕНОК, директор Департамента по предпринимательству Мин­экономики:

— Декрет Президента № 7 «О развитии предпринимательства» стал одним из самых значимых шагов в либерализации хозяйственной деятельности в этой пятилетке. Помимо многих точечных решений в самых разных сферах ведения бизнеса, декрет ввел принципиально новый механизм — упрощенный порядок начала предпринимательской деятельности.

За период действия Декрета № 7 уведомительным порядком воспользовалось почти 15.000 субъектов предпринимательства. Если предположить, что каждый бизнес на старте это в среднем 3 — 4 рабочих места, то можно представить, какой вклад в обеспечение занятости населения, прежде всего в регионах, эти меры внесли. 

Ведь примерно две трети этих уведомлений были поданы именно на местах. Если говорить о видах деятельности, то в числе лидеров розничная и оптовая торговля (7026 уведомлений), перевозка пассажиров (3124 уведомления), бытовые услуги (1726 уведомлений).

В целом на 1 января 2020 года количество малых и средних предприятий составило более 367,7 тысячи, или 104,3 процента к началу 2019 года. Их число увеличилось на 15.263. 

Говоря о динамике внутри сектора, стоит отметить, что на фоне уменьшения количества микроорганизаций (99,3 процента) возросла численность малых организаций (102 процента) и индивидуальных предпринимателей (106,5 процента).

Кроме того, с введением в действие Декрета № 7 и либерализационного пакета документов часть микробизнеса перешла в индивидуальные предприниматели либо в самозанятые. Количество последних, по данным налоговых органов, на начало года составило 44,8 тысячи человек (117 процентов к 2018 году). 

По итогам прошлого года практически треть занятых в экономике пришлась на малый и средний бизнес (32,1 процента в 2019, по итогам 2018 года — 30,7 процента). При этом численность занятых в юридических лицах возросла на 28,1 тысячи человек. Индивидуальных предпринимателей вместе с привлекаемыми ими физлицами стало больше на 32.000 человек. Субъекты малого и среднего предпринимательства обеспечили 18,4 процента в объеме промышленного производства, 33,1 процента розничного товарооборота организаций торговли, 48,1 процента товарооборота общественного питания, 46,5 процента в экспорте товаров.

Министерство труда и соцзащиты: количество рожденных детей за время действия программы «Семейный капитал» увеличилось на 40 процентов!

Ирина КОСТЕВИЧ, министр труда и социальной защиты:

— Наравне с другими государствами Беларусь столкнулась с демографическими вызовами — снижение женщин детородного возраста, сокращение рождаемости, поздние браки и частые разводы. Направление, которое выбрала наша страна, — повышать престиж семьи и прежде всего престиж большой крепкой семьи. Многодетность должна стать социальной нормой. Ведь, согласно масштабному исследованию, самый высокий уровень счастья отмечается в семьях, где есть папа, мама и дети. С одной стороны, нам нужны вдохновляющие примеры многодетных семей. С другой — государство должно эффективно поддерживать такие семьи. 

Прямым воплощением такой политики стала программа «Семейный капитал», которую внедрили в 2015 году для стимулирования рождения третьего и последующих детей. Как только в семье появляется такой ребенок, семья имеет право на открытие депозитного счета на сумму 10.000 долларов. 

Первая пятилетка показала: эта программа высокоэффективна. В стартовый год было открыто более 11,5 тысячи депозитных счетов, а уже на следующий год их стало на 7000 больше. В итоге по этой программе почти 82.000 многодетных семей открыли депозитные счета на сумму более 817 миллионов долларов США. Количество детей, рожденных третьими и последующими, за время действия программы семейного капитала по сравнению с предыдущим пятилетним периодом увеличилось на 40 процентов!

Самый активный регион по рождению третьего и последующих детей — Брестская область. Больших семей заметно стало больше на Гомельщине и Минщине. Всего в стране на 1 июня 2020 года проживает 108,7 тысячи многодетных семей, в которых воспитываются 354.000 детей. 

С января этого года программа «Семейный капитал» продлена еще на пять лет, средства зачисляются в белорусских рублях. За 5 месяцев семейный капитал назначен для 2600 многодетных семей на сумму 59 миллионов рублей. С этого года появилась возможность как по действующей, так и по предыдущей программе досрочно использовать средства семейного капитала на улучшение жилищных условий, медицинские услуги и получение образования. Более 14.000 многодетных семей уже воспользовались таким правом. Наиболее востребованное направление — это улучшение жилищных условий. А будет дом — будут и крепкие семьи. Желательно многодетные! 

 Фото БЕЛТА, Виталия ПИВОВАРЧИКА, Артура ПРУПАСА, Дениса МАЛЫШИЦА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter