Экономика на пальцах

Сегодня мы найдем ответы на множество интересных вопросов: что такое семейный бюджет, как его правильно спланировать, можно ли делать родителям подсказки и как уговорить маму-папу на покупку мечты (недешевую, между прочим). Начинаем разбираться.

Сегодня мы найдем ответы на множество интересных вопросов: что такое семейный бюджет, как его правильно спланировать, можно ли делать родителям подсказки и как уговорить маму-папу на покупку мечты (недешевую, между прочим). Начинаем разбираться.

 Урок 2

Семейный бюджет

Задача
В этот раз перед учениками «Школы личных финансов» мы поставили серьезную задачу: спланировать вместе с родителями семейный бюджет на месяц.

Решения

Полина Морканская, 5 лет:
— Вместе с мамой и папой мы сделали сундучок с деньгами. Денежку я сама вырезала из журналов. Родители сложили эти деньги в сундук и сказали представить, что это сумма на целый месяц. Потом мама раздала мне карточки. На них было написано: еда, жилье, одежда, конфеты. Мне нужно было распределить вырезанные деньги по карточкам. Сразу я все положила на «конфеты». Но папа объяснил, что так делать нельзя, иначе придется есть целый месяц одни сладости, а больше мы ничего купить не сможем. А как же я буду без новых кукол?..

Егор Крамскович, 12 лет:
— Я давно хотел, чтобы мне купили новый велосипед. Папа сказал: «Вот и посмотрим, хватит ли нам на твою мечту». Он взял два альбомных листа. На одном написал — «доход» (указал сумму дохода), на другом — «расходы». Потом мы стали вместе записывать в «расходы», что нам нужно купить в этом месяце. Отсчитали сумму на еду, квартиру, телефоны, товары для дома (всякие шампуни, зубная паста, порошок), развлечения (киношки и мультики, мне — новая компьютерная игра)... И, представьте, после всех подсчетов на велосипед мне не хватило. Но папа успокоил: на чем-то можно сэкономить, какую-то часть семейного бюджета отложить — и я буду «рассекать» на собственном велике!

Татьяна Гринь, 19 лет:
— В моей семье родители планируют бюджет уже в течение пяти лет. Пробовали вести его в компьютерных программах, но по душе больше пришелся «бумажный» вариант. В специальном блокноте мы ежемесячно разбиваем лист на две колонки. В одной указываем общую сумму дохода — зарплата родителей плюс моя стипендия.  Во второй пишем шестнадцать статей расходов, в которые мы ежедневно плюсуем израсходованную сумму. В конце месяца подводим итог по каждой статье плюс в целом по расходам за месяц. По итогам месяца родители могут планировать следующий. Для основных статей расходов (такие как питание, квартплата, образование, кредит, бензин) у нас заведены конвертики, в которые мы откладываем нужную сумму на месяц. Оставшаяся сумма отправляется в конверт «прочие расходы» (необоснованные статьи, непредвиденные расходы). Если же бывают непредвиденные доходы (подработка, подарки), стараемся откладывать.

Заметки учителя

Комментирует Юлия САКОВИЧ, начальник отдела финансовой грамотности Управления регулирования небанковских операций Национального банка  Республики Беларусь:

— Многие родители задаются вопросом: когда же следует начинать обучение детей обращению с деньгами? Мой совет — как можно раньше! Дети всегда пристально наблюдают за взрослыми, они копируют  поведение своих родителей, их отношение к разным вещам, в том числе и к деньгам. Хороший способ обучения детей финансовым вопросам — это правдивые истории о деньгах, где главными героями являются родители, родственники, друзья... Личные примеры очень хорошо подходят, чтобы рассказать детям о финансовом состоянии семьи и как его можно улучшить.

Важно понимать, что процесс обучения финансовой грамоте можно сделать для детей не только полезным, но и увлекательным делом. Кстати, ученики «Школы личных финансов» и их родители отлично справились с заданием. Заметьте, никто из родителей не читал скучных лекций на тему семейного бюджета. Предложу родителям и детям еще одну обучающую игру в домашнюю бухгалтерию. Правда, она больше подойдет для ребят постарше. Мама и папа назначают дочку (сына) на должность главного семейного бухгалтера. Перед этим родителям нужно записать на чистом листке одной цифрой общий семейный доход. Пусть ребенок вооружится калькулятором и из этой суммы вместе с вами начнет вычитать расходы на квартиру, телефон, сумму долгов или кредита в семье. Далее из оставшейся суммы ребенку необходимо вычесть расходы на продукты, одежду, плату за мобильную связь, общественный транспорт и бензин для автомобиля. Игру можно усложнить. Например, сказать, что приближается чей-то день рождения, поэтому нужно не забыть выделить определенную сумму на покупку подарков.

 Памятка родителю

Малышу в возрасте трех лет можно рассказать: родители ходят на работу и получают деньги, на которые можно что-то купить. Но денег не хватит на все и сразу. Нужно объяснять, что сейчас купим что-то одно, а за другой игрушкой вы обязательно вернетесь, но попозже. В четыре года ребенок способен понимать, что деньги родителям дают не каждый день, а раз в месяц, и поэтому покупки придется отложить до того момента, когда мама и папа получат деньги. Если ребенок мечтает о какой-то дорогостоящей игрушке, то расскажите ему, что вы будете откладывать какую-то сумму с каждой зарплаты, а как только соберете достаточно денег, то сразу пойдете в магазин и купите эту игрушку. Ребенок пяти лет может сделать свой выбор, что же он больше хочет купить, машинку или конфеты, если у родителей нет денег на то и другое одновременно. Чем взрослее становится ребенок, тем более сложную информацию он может усвоить, но не перегружайте ею детей. Например, такие вопросы, как покупка квартиры, продажа машины взрослые могут обсудить, не привлекая ребенка.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter