Президент России предложил обязать белорусские НПЗ использовать российскую инфраструктуру

Экономика и география

Почти неделю российские журналисты гадали, где В.Путин. С 9 августа целых шесть дней на официальном сайте Кремля регулярно появлялись сообщения о встречах Президента России с высокопоставленными чиновниками, но журналистов на них не приглашали. Увидели они В.Путина лишь вчера — в Калининградской области. В расположенной здесь государственной резиденции «Янтарь» в поселке Пионерский прошло совещание по развитию транспортной инфраструктуры российского Северо–Запада.

Порт Усть-Луга в Ленинградской области.
Фото img-fotki.yandex.ru.

Во многом неожиданно именно на этом мероприятии Владимир Путин предложил прописывать для белорусских НПЗ строгое обязательство использовать российскую инфраструктуру для перевозки нефтепродуктов. Аргументы российского Президента таковы:

— На белорусских НПЗ перерабатывается наша (российская. — Ред.) нефть, другой там нет и вряд ли появится. Поэтому это нужно запакетировать — получение нашей нефти и соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры.

Но тому препятствует немало аспектов. Одним из них руководитель ОАО «РЖД» Олег Белозеров видит долгосрочные контракты белорусских заводов с транспортниками балтийских стран:

— По нефтеналиву мы дали 50–процентную скидку для перевозки с белорусских заводов, но они пока не используют ни Усть–Лугу, ни Санкт–Петербург, а едут в республики Прибалтики. Говорят, что у них долгосрочные контракты на эту тему заключены.

Действительно, длительное время основной транзит белорусских нефтепродуктов идет через порты Литвы и Латвии — географически они попросту ближе. В Минске в начале этого года даже открыто представительство Латвийской железной дороги. В России же решено к 2018 году прекратить экспорт нефтепродуктов через порты Клайпеды, Вентспилса и Риги — это позволит загрузить собственную инфраструктуру на Балтийском и Черном морях.

Получить оперативные комментарии по схеме работы, предложенной российским Президентом, от профильных министерств и предприятий вчера не удалось. Но очевидно, что вопрос упирается в экономику. Необходимо сравнивать расстояния до нефтеналивных портов, тарифы и предлагаемые скидки железных дорог, что РЖД, что латвийской, их пропускную способность. Очевидно, что из Мозыря и тем более Новополоцка порты балтийских стран на сотни километров ближе, чем российские. А чем дальше, тем, как известно, дороже. Это, не будем забывать, еще и скорость оборота железнодорожных цистерн. Компенсирует ли скидка РЖД повышенные затраты на перевозку? Ведь при сопоставимых тарифах и портовых сборах в балтийских гаванях различных стран транспортное плечо, логистика были и остаются решающим аргументом для грузоотправителя.

Иосиф МАКСИМОВИЧ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter