Экономические парадигмы могут совершенно неожиданно измениться

Экономика 3D

Беседа с председателем правления Белгазпромбанка Виктором Бабарико о белорусских финансах как-то естественно и незаметно перетекла в философскую плоскость. Сошлись на том, что будущее той или иной отрасли зависит от технологической картины мира, которая способна обновиться если не на днях, то в ближайшие годы. Поэтому-то нет большого смысла гадать, что-то прогнозировать на десятилетия вперед… Нет, общая стратегия развития необходима. Но именно стратегия: гибкая форма, которая позволит компании развиваться исходя из тех направлений и трендов, которые возникают даже весьма неожиданно.

Парадоксы современного мира Виктор Бабарико объясняет очень просто: экономика вошла в фазу 3D. Если в прошлом веке основной парадигмой являлась свобода перемещения капитала, то теперь еще добавилась мобильность технологий и рабочей силы. Причем последней совершенно не обязательно перемещаться физически между странами и континентами. Современная связь позволяет по многим направлениям, не уезжая с родины, трудиться на иностранные компании. Раньше этой прерогативой пользовались в основном производители программного обеспечения. Но сегодня все больше отраслей эксплуатирует удаленный доступ. Мост может строиться где-нибудь в США, а проектироваться… Да в любой точке земного шара, в другой — выпускаться комплектующие, в третьей — собираться, а в четвертой — продаваться. Такая мобильность еще пару десятков лет назад могла показаться фантастикой. Нынче это мировой тренд, воплощенный в реальность. И сегодня производителям, если они хотя бы мечтают сохранить конкурентоспособность на международном уровне, необходимо решать уравнение с тремя неизвестными. 

«Обычно я своей команде говорил: бегите вперед, старого уже не будет, мир кардинально изменится. Правда, думал, что уже не при моей активной карьере. Теперь ощущаю — еще придется поработать при новых условиях», — говорит Виктор Бабарико. Собственно говоря, уже очень тяжело определить, что обеспечивает стабильные позиции на рынке. Дешевая рабочая сила? Но сегодня производство можно вынести в небогатые страны: и владельцам, и руководителям компаний из более благополучных государств приходится ориентироваться на минимальные издержки. До недавнего времени конкуренцию двигали технологии. Но сегодня фундаментальные, да и немало прикладных открытий сразу становятся достоянием широкой общественности. Это, скажем, производство алюминия изобретали несколько раз на протяжении веков: промышленные секреты долгое время являлись тайной за семью печатями. Развитие современных средств коммуникации постепенно искореняет секретность. Если не полностью, то в значительной мере. «Посмотрите, обнаружили гравитационные волны, и ученые практически всех стран сразу об этом узнали и уже думают, как это открытие применить», — объясняет Виктор Бабарико. 

И с экспертом сложно не согласиться. Собственно говоря, некоторый старый порядок вещей удерживается в экономике только из-за проблемы необходимости физического перемещения товаров к потребителям. Конечно, логистика и транспорт шагнули далеко вперед, но в целом не претерпели принципиальных изменений. Но уже тестируются различные варианты ухода от этой проблемы. Те же 3D-принтеры. Ведь по сути они представляют собой универсальный производственный аппарат. Чтобы выпустить необходимую вещь, достаточно только запустить нужную программу, которую можно «перегнать» по интернету почти из любой точки планеты. А «распечатать» продукцию уже не составляет особого труда: с этим справится пользователь средней руки. Да, сегодня такие «игрушки» дорогие и по цене, и в эксплуатации. Но кто знает, сколько они будут стоить в ближайшем будущем? Впрочем, кроме 3D-принтеров растет большое и дружное семейство универсальных машин и оборудования в различных областях. Те же мудрые вязальные машинки исполнят любую модную вещь: только правильный программный код надо подсказать. Конечно, такое оборудование явно не станет «домашним», но в локальном масштабе сможет заменить большие фабрики и заводы. 

Не верите? Давайте вспомним судьбу полиграфической отрасли. В 1990-х годах казалось, что альтернативы офсетной печати считай что и нет. Да, были разные принтеры, но стоимость копии была слишком высокой. Поэтому даже относительно небольшие тиражи печатали в больших типографиях. А нынче они фактически исчезли: немного времени понадобилось, чтобы старую добрую офсетную печать вытеснила оперативная. Теперь она почти на каждом углу. А в Париже уже появилась новая модная «фишка»: в книжном магазине выбираешь товар, и его тут же распечатывают. Не произойдут ли аналогичные технологические метаморфозы в других отраслях? Скажем, в недалеком будущем в автомастерской не станут заказывать нужную шестеренку или сайлентблок по каталогам, ездить на склад, а тут же «распечатают». 

Все может быть. И на эту неопределенность и непредсказуемость логично ориентироваться при формировании даже среднесрочных стратегий. Конечно, непросто играть с неизвестным. Но жизнь-то диктует свои законы и правила. Старые подходы хороши своей изученностью и относительной понятностью. Но сколько успешные стратегии развития из прошлого смогут продержаться? Очень хороший вопрос. Кстати, он касается и западных компаний: состав ведущих корпораций в биржевых индексах обновляется стремительно. Такова уж парадигма современной экономики. И нашим предприятиям необходимо ее осознавать и стараться, цепляться всеми силами, чтобы не выпасть из тренда. Причем не вчерашнего — все время приходится слышать ссылки на западный успешный опыт, но формата годов 1990-х, а не на завтрашние тенденции.

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter