Экономическая пошлость

Ни одно государство в мире не развивается в одиночку...

Ни одно государство в мире не развивается в одиночку. Интеграционные процессы в мировой экономике достигли всепланетарного масштаба. Благодаря объединению усилий многие государства Азии, Латинской Америки, которые еще вчера были бедными и отсталыми, сегодня превратились в настоящих экономических тигров. Именно интеграционные объединения, которые достигли в своем развитии значительных успехов, составляют реальную экономическую и в значительной степени политическую силу в мире. Убедительный пример тому находится буквально рядом — Европейский союз вырос из объединения угля и стали в мировую сверхдержаву.


Государства СНГ, и в первую очередь участники более тесных интеграционных союзов на постсоветском пространстве, могли бы создать второй крупный региональный рынок на континенте, и по населению, и по территории не уступающий рынку Евросоюза. Для этого есть все: высокий уровень производства, сохранившиеся связи, понятный всем язык межнационального общения... Не хватает только одного: политической воли и способности выполнять собственные же обязательства. На очередной пример подобной необязательности недавно указал МИД.


«Действующая российская экспортная пошлина на нефть является особо весомым изъятием из режима свободной торговли, а взимание с 1 января 2010 года вывозной таможенной пошлины на отдельные категории нефтепродуктов, поставляемые в Беларусь из России, нарушает положения международных обязательств Российской Федерации», — заявили БЕЛТА в Министерстве иностранных дел.


«Внутренняя российская цена на газ существенно ниже цены на газ в Беларуси даже с учетом транспортных издержек. Это создает существенные ценовые преимущества для российских компаний и производимых ими товаров как на внутреннем, так и на белорусском рынке и, по сути, является фронтальной субсидией всей российской экономике. Ограничением также является предоставление ОАО «Газпром» исключительного права на экспорт газа, что является мерой нетарифного регулирования внешней торговли», — отметили дипломаты.


МИД напоминает, что в настоящее время в торговле с Беларусью иностранными государствами применяются 28 ограничительных мер, в том числе 9 — антидемпинговых и 5 — специальных защитных. Наибольшее количество ограничительных мер применяет Российская Федерация (12), Украина — 6, ЕС — 4, Индия и США — по две, Молдова и Кыргызстан — по одной.


«Ограничительные меры, применяемые Российской Федерацией, наносят наибольший экономический ущерб, что обусловлено объемом торговли и близостью экономических связей между нашими странами», — подчеркивают в министерстве. Так, в России созданы неравные конкурентные условия для белорусских производителей, участвующих в тендерах системы государственных закупок. Существует ограничение доступа белорусских товаров к системе российских государственных закупок в виде установления ценовых преференций в размере 15% только для поставщиков российских товаров. Указанные преференции распространяются только на ограниченный перечень белорусских товаров. Введены ограничения на доступ белорусской автомобильной и коммунальной техники, производимой на территории России, к закупке федеральными органами исполнительной власти и субъектами РФ с использованием субсидий. Существует запрет на распространение льготных условий кредитования в российских банках с субсидированием процентных ставок и приобретения сельхозтехники в лизинг. Данная мера относится к запрещенным в трактовке ВТО импортозамещающим субсидиям. Применяются ограничения доступа белорусской авто– и сельхозтехники для реализации сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскохозяйственным потребительским кооперативам на условиях лизинга.


Процедура осуществления государственного ветеринарного и лабораторного контроля Российской Федерации за содержанием антибиотиков в белорусской продукции животного происхождения, а также отсутствием генно–модифицированных микроорганизмов и меламина организована таким образом, что создает технические барьеры по доступу белорусской продукции на рынок России. Кроме того, в России существуют неравные условия по регистрации предельных оптовых цен на лекарственные средства белорусского и российского производства. Это снижает ценовую конкурентоспособность экспорта белорусских лекарств на российский рынок, так как новые условия устанавливают преференции для российских субъектов хозяйствования.


Таковы факты. Ограничительные меры в торговле с Россией наносят наибольший экономический ущерб Беларуси. Нетрудно догадаться, что изъятия, запреты, барьеры служат келейным интересам отдельных ведомств и персон.


Алина ДУДИК.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter