Европейские зеленые ценности могут грозить человечеству голодом

Экология против продовольствия

Странные дела происходят в европейской политике. Руководители самых демократических стран в мире, с одной стороны, беззаветно сражаются с глобальным голодом, нищетой и связанными с ними социальными катаклизмами. С другой — ЕС вводит такие регуляторные режимы, которые на корню губят их собственное сельское хозяйство. Зеленая повестка затыкает не столько выхлопные трубы автомобилей, сколько заглядывает под хвост коровам и другой сельскохозяйственной живности. Мол, она дает парниковых газов не меньше, чем автотранспорт. Судя по выступлениям фермеров, с ними удается сражаться более успешно, чем с двигателями внутреннего сгорания. Западная Европа окунулась в протестную бурю аграриев. Бунтуют крестьяне и в восточном крыле ЕС. В целом политика в Старом Свете, образно говоря, борется с холодильниками своих граждан. И последних очень беспокоит, что руководители благодатной Европы под знаменем зеленой повестки могут выиграть в этой битве.

коллаж павла першина

По глупости можно все сломать.

И некогда самое передовое и производительное европейское сельское хозяйство если еще не стоит на грани вымирания, то к этому его подталкивают щедрыми пинками различных ограничений. Прежде всего в угоду экологической повестке, которую так щедро поддерживали немало европейцев.

Спорить не будем: метана (один из парниковых газов) животноводство производит в больших количествах. В объемных показателях сопоставимо с энергетической отраслью. Вызывает опасение как глобальное потепление, так и экологические проблемы. Но не слишком ли бескомпромиссно подошли в Европе к этому вопросу? Так и голодным недолго остаться.

И на европейском, и на национальных уровнях для фермеров вводятся разные интересные правила и нормы. В той же Франции аграриям ввели лимиты на использование грунтовых вод для полива. Урезали субсидии и льготы для закупки топлива. Придумали и другие неприятности. И сегодня французские аграрии уже больше ездят не по пашням на своих тракторах, а по крупным трассам (чтобы их перекрыть) и площадям перед административными зданиями (чтобы навалить перед ними горы соломы, навоза и других протестных отходов). В Нидерландах, в которых сельское хозяйство является одним из самых мощных в ЕС, душат фермеров налогами и сборами с целью сокращения поголовья крупного рогатого скота. По большому счету за последние годы преуспели. Впрочем, как и в целом в Европе. Производство сельхозпродукции значительно снижается. Да и себестоимость продуктов питания увеличивается.

Отраслевая проблема постепенно становится национальной. Во Франции соц­опросы демонстрируют поддержку граждан аграрных бунтов: за крестьян стоят почти 80 процентов французов.

Начавшись во Франции, недовольство перекинулось в государства Бенилюкса, Германию, уже взбудоражена Италия… Присоединиться к аграриям подумывают международные автомобильные перевозчики. Их с сельскохозяйственным сектором объединяет одна беда: перманентное ужесточение социальных стандартов (что само по себе выглядит даже очень благостно) делает их неконкурентоспособными с коллегами из Восточной Европы. Не то чтобы в Польше или Румынии совершенно не обращают внимания на права трудящихся. Но ко многим вопросам подходят более свободно, чем в Западной Европе. И денег работникам платят меньше. В результате восточноевропейский бизнес активно проникает на западные территории, что очень не нравится предпринимателям-«аборигенам».

Впрочем, на востоке Европы тоже брожение. Оно началось еще около года назад, когда в ЕС хлынула дешевая украинская продукция, для которой отменили все барьеры по доступу на европейский рынок. Это так ударило по польским, румынским, словакским аграриям, что иной раз они были готовы взяться за вилы. И далеко не для совершения сельхозопераций. С тех пор аграрный конфликт тлеет, то затухая, то разжигаясь с новой силой.

Чем закончится продовольственная история в Европе — совершенно непонятно. Удивляет даже не внедрение каких-то драконовских мер по зеленой повестке европейскими и национальными политиками, а их непоследовательность. Взять хотя бы энергетику. Зеленая повестка спровоцировала высокую энергетическую инфляцию из-за слишком рьяного ввода в строй возобновляемых источников энергии и низких инвестиционных вложений в традиционные источники киловатт. Жители подмерзали, ворчали, бизнес бурчал и слал петиции своим правительствам, непрозрачно намекая, что если такая тенденция будет продолжаться, то промышленному сектору придется совсем туго. Но в целом «энергетический переход» проходил относительно смиренно.

Но, видимо, чрезмерность зеленой повестки, которая добралась до продуктов питания, может стать триггером для широкого несогласия. Причем многих возмущает даже не тяга политиков избавиться от парниковых газов, а непоследовательные решения. Собственно говоря, понять их логику тяжело.

С одной стороны, буренок и овечек сделали крайними в проблеме глобального потепления. С другой — в ЕС по большому счету процветает угольная энергетика. Самая грязная с точки зрения экологии. Руководители Франции и Нидерландов душат своих аграриев. И достаточно активно. Вместе с тем открывают двери для украинского зерна и других продуктов питания. И никого особенно не интересует, насколько соблюдаются в Украине строгие правила экологии и социальные стандарты. Между тем производителям кофе теперь приходится доказывать, что их товар выращен на плантациях, которые появились не в результате вырубки девственных тропических лесов.

Самых разнообразных несуразностей по зеленым решениям властей накопилось уже столь значительное количество и многие из них настолько неоднозначны и парадоксальны, что все чаще слышатся не просто голоса, а уже крики митингующих улиц, что через экологические проекты прокручиваются слишком откровенные финансовые авантюры. И за ширмой борьбы с парниковыми газами и глобальным потеплением происходит передел рынков между транснациональными корпорациями и мелким бизнесом. Не в пользу последнего. Аграрный бунт, надо отметить, достаточно сильно обеспокоил европейские власти. И освежил в памяти фактически бессрочные протесты «желтых жилетов». Вроде бы тот же Макрон уже идет на попятную. Но остановит ли это аграрный бунт? Что-то интересное в Европе однозначно происходит. Будем внимательно наблюдать.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter